Реферат по предмету "Литература"


Тема поэта и поэзии у А.С. Пушкина

Тема поэзии у А. С. Пушкина.
  Одной из центральных тем в Пушкинской поэзии является тема музы. ИмяМузы, античной богини, покровительницы и вдохновительницы поэтов, отсылает насещё к временам Гомера: «Муза, воспой Ахиллеса, Пилеевасына». В новое время (XVI — XIX в) муза становитсясимволом традиций, той цепи, которая связывает живущих поэтов с умершими, новыепроизведения с образцами. Пушкин продолжил древнюю традицию обращения к музе,осмыслил её и завершил.
  На первом этапе своего творчества (1810-е годы) Пушкин- продолжательтрадиций.  В программном стихотворении «КЖуковскому» (1816) он, совершая древний поэтический ритуал, присягает наверность музам: «Я с трепетом склонил пред музами колени…// Мой жребий вынулФеб, и лира мой удел». Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношескиегоды, был между «унылой», «весёлой» и «торжественной» музой. «Весёлая»вдохновляла на песни во славу Вакха и Венеры, «унылая»- на элегические любовныеисповеди, «торжественная»- на одические прославления, обличения и призывы.Друзья- декабристы призывали Пушкина сделать выбор в пользу вольнолюбивой оды.Поэт же решил по-своему и не отказался ни от одной из муз. При этом все тримузы были объединены одной страстью Пушкина- стремлением к свободе.
  Свобода раннего Пушкина многолика. В шутливых посланиях её синонимамиявляются «праздность» и «разгул», музы здесь- «милые и молодые», в одном ряду с«ленью» и «легкомысленной любовью», творческая свобода здесь сродни буйнойвольнице перов, Феб (в античной мифологии покровительтворчества) рядом с Вакхом (богом вина). В лицейские и ранние петербургскиегоды свобода впервые открылась Пушкину в своеволии разгула, за стаканом вина, вветреном волокитстве, овеянном музой XVIII века. И в то же время муза юного Пушкина могла становитьсягрозной и строгой. Так, в «Вольности» поэт призывает возвышенную одическуюмузу- свободы гордую певицу.
    Со второй половины 20-х годов Пушкин уже непросто продолжает традицию, а осмысливает её. «Я понять тебя хочу, // Смысла яв тебе ищу»,- так писал Пушкин о загадке жизни («Стихи, сочинённые ночью вовремя бессонницы», 1830 г.); та же воля к глубинному знанию движет поэтом,когда он обращается к загадке музы. Муза для зрелого Пушкина есть метафора  поэтического служения и поэтической свободы,служения высшему, свободы от «черни», «толпы» и «низких истин».
   Идея служенияглубоко традиционна, она исходит из представления о божественной природепоэзии; Пушкиным же эта традиционная идея выстрадана в полной мере и додуманадо конца. Да, Пушкин говорил то, что до него уже не раз говорилось: певец-«богом избранный», лира его-«священна»; но при этом взгляд поэта на место поэзии и поэта в мире- предельнотрезвый. Если в ранний период Пушкин, следую традиции, писал о всесилии музы(«Хочу воспеть свободу лиру, // На троах поразитьпорок»- «Вольность», 1817), то уже в конце 20-х годов он отрицает дажеполезность поэзии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.