Реферат по предмету "Литература"


Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева "Людочка"

Сочинение-рецензиянарассказ Астафьева “Людочка”
 «Нам незачем наши сердцахолодить; И так уж на улице вьюга». (С. Куняев)
 
Каждый писатель в своихпроизведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великиеписатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях.Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
Рассказ «Людочка»В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас,в наше время, спустя десять лет. Небольшое произведение вместило в себя многиепроблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падениеобщественной нравственности и деградация личности, а также гибель русскойдеревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей вбольшой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказАстафьева. Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано охорошей хрупкой девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своимиродителями: отцом и матерью, а после смерти отца — с отчимом. Её отчим «никакне относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «каквялая примороженная трава». Людочка пытаетсявырваться из этого чувства. Она уезжает из родительского дома, где остаютсячужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.
Биография главной героини даётся писателем в самом началеповествования. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой,болезненной и плаксивой».
Эпизодыодин за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенноготовя нас к трагической развязке.
Рисуя образ Людочки, авторизобразил портрет обычной русской девушки. Людочка сдетства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душедоброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка быласлабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе)свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка нанее не обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и состраданиепочувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в больницеисключительно по причине халатности врачей. Людочкачувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такоймолодой, должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способнычувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегдаих вина. Возможно, Людочка острее другихпочувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе этоперенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Однако, Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг кумирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнеесмерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучийпорыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению».
Героиняоказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь ужеона не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно одинока всвоей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Эточудовищное непонимание подвело девушку к трагическому исходу.
Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. Сним плотно состыкован второй пласт – экологическая катастрофа.
Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюсятрубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её«ароматы».
Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидетьмногие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, этостремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.
В.Астафьев, беззаветно любящийчеловека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходимаострейшая борьба с бездуховностью, подтачивающая нравственные устои общества.Но не хватало внимания к конкретным судьбам.
Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть идругие герои: мать Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. КогдаЛюдочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников,она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки,рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своейдочери. Поэтому Людочка ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе,так как посчитала, что её матери нет никакого дела до неё. Все оставили Людочку «… теперь и самой ей предстояло до конца испитьчашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия...» Об отчимеЛюдочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия,ни его имя. Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именноон отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач — это такой же обитатель паркаВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных — это то, чтомногие обитатели городского парка считали его своим главарём. Для Стрекача, также как и для других ВПВРЗэшников не существовалоникаких рамок, в нём полностью отсутствовало что-либо человеческое. После егосмерти «угнетённые, ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожногопосёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладнодо пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». КогдаСтрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался накрики (Людочки) о помощи. Она оказалась в полнейшем одиночестве. Сразу жеотшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной бедыоказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась сравнодушием. Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мыло ничего не сталпредпринимать для спасения чести Людочки. В образеСтрекача автор собрал все гадкое, что может только быть в человеке. Нет, неповорачивается язык назвать его человеком – это какое-то нравственно одичавшеесущество. В стычке между Стрекачом и отчимом Людочкиписатель на стороне последнего, хотя тот совершает самый ужстныйгрех – убийство. Но с такими, как Стрекач можно бороться только такимиметодами.
Она не смогла выдержать – предательства близких ейлюдей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала,что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покудабеда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкойсудьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий вбольнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
Сама Людочка приняла насебя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советскоймилиции, молодёжи городка. Это – искупление невинными и непонимающими чьих-тогрехов.
Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная,серая, безучастная, без ласки и любви.
Кульминационным эпизодом рассказа являетсясамоубийство (через повешение) Людочки. Она повесилась не от плохой жизни вгородском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже еёсобственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. Втаких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать такимже существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйтииз неё путём самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобныеим отбросы общества — это люди, которых все отвергли, которые остались одни.Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать«животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертьюговорит: «Никто ни про что не спрашивал меня — никому до меня нет дела. А душа?Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плотиютившаяся душа».
Смерть героини – это её взлёт. Только после смертиона вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.
Рассказна редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам авторудивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьеввложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Этоиспользуется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки еёиндивидуальных качеств.
Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времении их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».
 Авторпередаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности,ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость,меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину»,«работала как конь»).
Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичномзвучании язык Астафьева.
Помимо простых олицетворений (таких, как «деревнязадохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену»)используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающихотдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенноесердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтомупроизведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.
Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневыхсторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашиваямногие невзгоды, исходит из сердец тружеников.
Художественный приём контраста, удачно применённыйздесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которуюневозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полнойотсталости.
      Рассказ «Людочка»очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное обществопродолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, откоторых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могутпрожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всёчаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которыхтакими сделало общество.
Написав этот рассказ, ВикторАстафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всейРоссии. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своимрассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда оностаётся один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этогорассказа, но и с любым другим человеком.
«Людочка»Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумелпоставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной формеизобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя –показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозитполное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающеммире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидетькрасоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.