Сочинениена тему: "Сила или слабость Катерины проявляется вее самоубийстве
впроизведении Островского "Гроза"?
Читая пьесу Островского"Гроза", невольно задаешьсявопросом: сила или слабость
Катерины проявляется вее самоубийстве вфинале пьесы? Правильно она поступила или
нет? По этому поводу существовало много споров между литературнымикритиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил "сильные,бунтующие
мотивы" в характере Катериныисвязалих сатмосферой кризиса, вкотором находилосьвсе
российское общество. По его словам, вдраме Островскогопоказан сложный, трагический
процесс раскрепощения оживающей души.
Глубоко трагична первая встреча Катерины слюбимым — Борисом. Сцена пронизана
тревогой. Звучит мотив народной песни -мотив неминуемой гибели («Ты убей, загуби меня
со полуночи… „). “Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?»- предчувствует
беду Катерина. Каким же сильным должно быть еёчувство, если она во имя любви идёт на
верную гибель! "Не жалей, губи меня!" — восклицаетона, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, имы убеждаемся внеобычайной силегероини.
А каковы слова Катерины, произнесенныевоправданиесвоему мужу исебе, перед
Кабанихой. Вслушаемся вних внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты, да иТихон тоже тебя любит". Вотличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, ивместе стем весьма почтительно,обращаясь кматери на "вы".
Катерина говорит отом же, что иТихон,возражаянаупреки. Но скаким достоинством, как
просто иискренне говорит она. Характерно иэто обращение на «ты» (как кравной). Она
стремится кясным, доброжелательным человеческим отношениям.
В первом явлениимы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей ирастоптанной душой. "Маменькаеёпоедом ест, аона как тень какая
ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", -говорит ожене Тихон. Ивот она сама
перед нами. Нет, она не жертва. Оначеловекссильным,решительным характером, сживым,
вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив,она свободна, хотя бы
потому, чтовсё потеряла, что нечем ей больше дорожить, дажежизнью: "Для чего мне
теперь жить, ну для чего?"
Жажда освобождения торжествуетинадее религиозными представлениями. «Всёравно, чтосмерть придёт, что сама…, а жить нельзя.» размышляетона осамоубийстве. Идалее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться".
Предсмертные слова Катерины обращены не кбогу ивыражают не раскаяние всовершённых
грехах, они обращены клюбимому; "Другмой! Радость моя! Прощай!" Таксвободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило вдуше Катерины
С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость.Такая точка
зрения существует уПисарева, когда встатье "Мотивырусской драмы" он оценивал
«Грозу». Статья быланаправлена полемически против Добролюбова.Писарев назвал
Катерину "полоумной мечтательницей"и «визионеркой»:"Вся жизнь Катерины, по его
мнению, -состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
одной крайности вдругую; она сегодня раскаиваетсявтом,что сделала вчера, имежду тем,
сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавшивсе, что было унее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлысамым глупым средством, самоубийством".
На самом деле самоубийство — неглупое, апоследнее средство отчаявшегося
человека. Сточки зрения атеиста, впоступке Катерины- сила. Но сточки зрения
православия, самоубийству нетпрощения, какими бымотивами оно не оправдывалось. Это
один из самых тяжелых грехов. Считается, что людидолжнытерпеть то, что им посылает
судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт,что встарину самоубийц хоронилине на кладбище, арядом. Ипроходившие мимо люди знали осудьбе
умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившисьот мирской жизни, отом, как: "Под
деревцем могилушка… Солнышко ее греет… Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут. " Ее душа не могла спокойносуществовать без красот природы, любви.
Таким образом, мы видим, что если пробуждаетсяпротест, пусть ивтаких пассивных
формах, пусть итаким слабым существом, какой считали женщину вту эпоху, то это иесть
нарастающий протест внароде, сигнал, который являлся предвестником гибелистарого
уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостническогодеспотизма, и
набиранияоборотов новых прогрессивных стремлений кравноправию, ксвободе
человеческой жизни.