САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИЗАРУБЕЖНЫХ ЛИТЕРАТУР
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ПЬЕСА ОСКАРА УАЙЛЬДА
«САЛОМЕЯ»: ПРОБЛЕМАТИКА И
ВОПРОСЫ ПОЭТОЛОГИИ»
СТУДЕНТА V КУРСА АНГЛИЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
А.А. ШУМА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Д.Ф.Н., ПРОФЕССОР
Л.В. СИДОРЧЕНКО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2007
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА I
ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ О. УАЙЛЬДА… 7
ГЛАВА II
САЛОМЕЯ… 19
§ 1. ЛЕГЕНДА О САЛОМЕЕ В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ XIX В. 19
§ 2. САЛОМЕЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ… 28
§ 3. САЛОМЕЯ ОСКАРА УАЙЛЬДА… 31
ГЛАВА III
ФОНОВАЯ ПЕРСОНАЖНАЯ СИСТЕМА ВКОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВИДЕНИЯ УАЙЛЬДА… 41
§1. ИРОД… 41
§2. ИОКАНААН… 46
§3. ИРОДИАДА, ЕВРЕИ, НАЗАРЕЯНЕ, НУБИЕЦ И ПРОЧИЕ… 48
ГЛАВА IV
АСПЕКТЫ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ «САЛОМЕИ»… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 65
БИБЛИОГРАФИЯ… 67
ВВЕДЕНИЕ
«Искусство представляет собой математически выверенный результат эмоциональной тяги к прекрасному»[1].
Несмотря на то, что Оскар Уайльд является одним из самых заметныхписателей английской литературы за всю её историю и одной из самых заметныхфигур на литературном небосклоне Европы рубежа 19-20 веков, его творческоенаследие в современном литературоведении остается изученным неравномерно.Большинство исследователей интересовалось в первую очередь самой личностьюписателя (Г.М. Хайд[2]), в числе самых видныхбиографов Уайльда можно назвать Ричарда Эллмана[3],Фрэнка Харриса[4], Жака де Ланглада[5] и др.Различные вопросы творчества О. Уайльда затрагивают Р.С. Швайк[6], П. Акройд[7], В. Холланд[8], К. Пауэлл[9], А. Е.Куигли[10], А. Ойяла[11], И. Мюррей[12], Я. И.Гордон[13], С-Д.Эпифанио[14], Л. Дж. Потит[15], Дж.Е. Харт[16].Внимание исследователей привлекали, как правило, самые значительныепроизведения писателя (его эссе, роман «Портрет Дориана Грея» ипьесы): из поздних работ назовем труды А.М. Зверева[17],монографию Н.Г. Владимировой «Условность, созидающая мир», в одной из главкоторой («Жизнь как произведение искусства» /«Портрет Дориана Грея» ОскараУайльда/) по-новому осмысленытеоретический потенциал эссе и поэтика романа О. Уайльда, книгу А.Г. Образцовой «Король или шут?»,посвящённую драматургии писателя. Много сказано о «Балладе Редингской тюрьмы» и«DeProfundis».
В России в начале двадцатого века интерес к творчеству О. Уайльда был огромен, первые попытки осмыслить творческое наследиеОскара Уайльда можно найти уже у русских символистов, ставших его адептами и пропагандистами и внёсшихзначительный вклад в его популяризацию, но после революции егопроизведения попадают в разряд «неблагонадёжных» и на долгое время предаютсязабвению. Интерес к литературному наследию Уайльда возобновляется в 70-е годы(статьи и предисловие к «Избранным произведениям О. Уайльда» М.В. Урнова).Комментарии и предисловия к различным изданиям создаются усилиями К. Чуковского[18], С.Бэлзы[19],Б.И. Колесникова[20] и В. Чухно[21], А.В. Слобожана[22], Н.Пальцева[23]. Сказки Уайльда упоминаютсяв книгах Е.П. Брандис[24],Э.В. Померанцевой[25] и С.Бойко[26],посвящённых изучению мирового сказочного фонда. Появляются статьи идиссертации, начинает изучаться лингвистический аспект творчества писателя, анализируютсяего сказки, роман, драматургия. Творчество Уайльда исследуют А.А. Аникст[27],А.Г. Образцова[28], Е.С. Куприянова[29], С.А.Колесник[30], М.В. Урнов[31],Т.А. Боборыкина[32], Т.А. Порфирьева[33] и др.Следует отметить, что в работах этого периода предвзятость и резкая критикаработ автора ослабевают, по сравнению с предшествующим времени.
Цель, преследуемая намипри написании данной работы, состояла в том, чтобы на основании анализа рядаисточников выявить религиозно-философскую проблематику пьесы Оскара Уайльда вконтексте функциональной роли её сюжетно-персонажной системы и в корреляции схудожественным оформлением идей эстетизма, которых придерживался О. Уайльд, атакже раскрыть глубинные связи между пьесой и другими произведениями Уайльда.
Актуальностьрассматриваемой темы может быть обоснована, по крайней мере, двумя следующимиобстоятельствами. Во-первых, той ролью, которую сыграл О. Уайльд в историианглийской литературы, а также значением его литературного наследия и темсущественным влиянием, которое, безусловно, оно оказало на мировую литературу вцелом. Во-вторых, особенностями творчества О. Уайльда, до сих пор вызывающимимножество споров среди исследователей. В связи с этим, необходимо заметить, чтоО. Уайльд считал, что «произведение искусства бесполезно, как бесполезенцветок. Ведь цветок расцветает ради собственного удовольствия. Мы получаем удовольствиев тот миг, когда любуемся им. Вот и всё, что можно сказать о нашем отношении кцветам. Конечно, человек может продать цветок и тем самым извлечь из негопользу для себя, но это не имеет ничего общего с цветком. Это не меняет егосущности. Это нечто случайное, безотносительное к нему»[34].
Работа композиционносостоит из четырёх глав. Первая глава посвящена некоторым историческим данным, связанным с биографией самого автора, споявлением пьесы, а также излагаются ключевые догмы учения эстетизма,приверженцем которого был О. Уайльд. Вторая глава посвящена главному персонажупьесы – Саломее. В ней рассматривается библейская легенда о Саломее и то, какимобразом она была использована в литературе и искусстве XIX века. В третьей главе анализируетсяфоновая персонажная система. Заключительная глава раскрывает особенностидекоративной стилистики пьесы, на основании чего мы сможем провести параллелимежду пьесой, другими произведениями Уайльда, христианской религией, языческимиверованиями и мифологией Древнего мира.
ГЛАВА I
ЖИЗНЬ ИЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ ОСКАРА УАЙЛЬДА.
Оскар Фингал О'ФлаэртиУиллс Уайльд родился 6 октября 1854 года в семье сэра Уильяма Уайльда,дублинского врача-офтальмолога с мировой известностью, автора десятков книг помедицине, истории и географии. В Англии его назначили придворным хирургом, авпоследствии сделали лордом. В Стокгольме ему дали орден Полярной звезды. МатьОскара — леди Джейн Франческа Уайльд — светская дама, поэтесса. Ей нравилисьсимволические жесты. Свои стихи она подписывала Speranza — Надежда, подчеркиваяэтим свою любовь к Ирландии, сочувствие её освободительному движению, а такжесвою особую миссию. Сочувствие её было искренним, однако, не лишённым внешнего,показного жеста. В ее литературном салоне и провёл свою раннюю юность будущийписатель. От столь эксцентричных родителей Оскар унаследовал редкуютрудоспособность и любознательность, мечтательный и несколько экзальтированныйум, подчеркнутый интерес к таинственному и фантастическому, склонностьпридумывать и рассказывать необыкновенные истории.
Родители позаботились отом, чтобы их сын получил достойное образование. После окончания школы вПорторе (1864-1869), где он обнаружил ярко выраженные способности к древнимязыкам, Оскар проводит восемь лет (с 1871 по 1878 год) в привилегированнойуниверситетской среде — в колледже Троицы (Дублин). Во время своей учёбы в университетеУайльд поглощён искусством, зачитывается поэтами-романтиками, восхищаетсяпрерафаэлитами, а также слушает лекции Джона Рескина (1819 — 1900), который ужеуспел прославиться томами «Современных живописцев» и «Камней Венеции»,побуждавших по-новому взглянуть на многовековое культурное наследие Европы.Суждения Рескина о прекрасном были восприняты молодым Уайльдом как философияиндивидуализма. Здесь же он знакомится с теоретическими высказываниямиамериканского художника-импрессиониста Уистлера и с автором книги «Ренессанс.Очерки истории искусства и поэзии.» (The Renaissance: Studies in Art andPoetry, 1873), — Уолтером Пейтером, который считал, что личность являетсяисточником спасения.
Оскара Уайльдасопровождает неизменный успех, его дарование признано (он оканчивает Оксфорд сотличием). Профессор Мэгаффи, ректор колледжа Троицы и президент королевскойирландской академии, в предисловии к своему труду о Греции выразит емупризнательность за помощь. Вместе с профессором Мэгаффи в 1877 году Оскар Уайльдсовершает поездку в Италию и Грецию, которая, разумеется, чуть позже отразиласьв прозе и стихах. (В частности, короткое эссе «Могила Китса») Культпрекрасного, утвердившийся в Оксфорде под очевидным влиянием Джона Рескина ипородивший, в частности, культ эффектного, нарочито «непрактичного» костюма иритуальную изысканность речевых интонаций, скоро вызвал в жизни новое направление,точнее, даже, умонастроение. Это умонастроение, этот стиль существованияназывался эстетизм. И его пророком стал не кто иной, как Оскар Уайльд. В годыпребывания в Оксфорде Оскар Уайльд примкнул к эстетскому направлению вискусстве. Называя Англию гнездом торгашей, отвергая с эстетских позиций пошлуюбуржуазную действительность, он желал противопоставить ей особые нормы поведения,отличающие немногих избранных, он всюду появлялся в экстравагантных костюмах, снеизменной эмблемой английских эстетов — цветком подсолнуха (по другимисточникам подсолнухом и лилией) в петлице (спустя несколько лет его сменит зеленаягвоздика).
Появление Оскара Уайльдав литературно-художественном контексте творчества Пейтера и Рескина вполнезакономерно. Воспитанный на их идеях, он формирует свою эстетику, основывая еёна утверждении «Бытия в красоте». Красота отождествляется им с понятием искусства.Искусство – всё то, что противоречит реальности.[35]
Эстетизм уходит своими корнями в начало XIX века. Приверженцы этого движенияпрезирали буржуазную мораль, всеми силами старались доказать еёнесостоятельность. Его основным пунктом было заявление о том, что искусство недолжно иметь моральную, политическую или просветительскую направленность. Эстетизмотрицал необходимость присутствия дидактичности в искусстве, без которой оноценным быть не может. Эстеты полагали, что искусство самоценно, и должно бытьименно таким. Ближе к концу столетия Уолтер Пейтер, английский эссеист икритик, предположил, что жизнь следует проживать в русле, в духе искусства. Этаточка зрения особенно ярко выражена в книге «Ренессанс», которая оказала глубокоевлияние на английских писателей 1890-х, в том числе и на О. Уайльда. «Чуть лине каждая страница Уайльда и, во всяком случае, каждое из его произведений –рассказов, стихов, сказок или лекций – преломляет или повторяет суждения Пейтера».[36]«Пейтер пишет книгу в виде лирических размышлений, адресованныхинтеллектуальному и заинтересованному собеседнику, пытаясь вместе с ним понять,в чем заключался дух возрожденческой культуры и эстетическая философия Ренессанса.В своём анализе он дает своеобразную модель особой эстетической критики конца XIX века, когда исследователь стремилсяне столько к объективному изложению художественных фактов, сколько к выражениюсвоего собственного чувствования искусства. Критика Пейтера – это прежде всеголичностно-ориентированное исследование. Субъективное восприятие, как жизни, таки искусства, становится для него самоценным».[37]
Эстетизм расцвел частичнокак реакция на материализм, присущий буржуазному классу, который состоял изфилистеров, совершенно не сведущих в искусстве.Никто не подмечал их недостатки с такой откровенностью,язвительностью, как О. Уайльд. Его намерение прожить жизнь, наполненную красотой,и превратить её в произведение искусства, отражено в нескольких персонажах егоединственного романа, в «Портрете Дориана Грея». По словам самого писателя, «жизнькак бы должна сделаться свободным экспериментом – испытать всё или что угодно ивместе с тем остаться неизменным»[38]
В своей эстетическойпрограмме Уайльд затрагивает ещё один немаловажный вопрос, связанный с рольюискусства в современном обществе. Одно из его положений состоит в том, чтосоциальные проблемы современности не должны соприкасаться с искусством. Каждыйнастоящий художник должен избегать как современных форм, так и современныхсюжетов. «Для нас, живущих в девятнадцатом веке, любая эпоха являетсяподходящим сюжетом для искусства, исключая только нашу собственную».[39]
После окончанияуниверситета Уайльд переехал в Лондон, где прославился как остроумныйденди-эстет. Для него были открыты двери многих салонов лондонской знати. В 1881 г. он публикует сборникстихов «Стихотворения» («ThePoems»). Поэтические произведения,вошедшие в этот сборник, были написаны в духе эстетской поэзии конца века.Уайльд продолжает традиции Данте Габриэля Россетти и прерафаэлитов. Мировидениепоэта в этом сборнике сочетает в себе элементы эстетизированного христианства иэллинизма. Уайльд обращается к забытым и недостаточно разработанным западноевропейскойпоэзией жанрам: серенаде, вилланеле, канцоне. В поэтике его стихов сказываетсятакже влияние группы «Парнас».[40] Вэтом же году он отправляется в Америку читать курс лекций. Там он встретился сЛонгфелло и Уитменом. Последний отрицательно отнесся к тем принципам эстетизма,которые проповедовал Уайльд. Уитмен считал, что тот, кто гонится только за красотой- на неверном пути. Для него красотаявлялась не абстракцией а результатом. По возвращении в Лондон он женится и унего рождается два сына (1885 и 1886 г.р.) Он публикует несколько сборников детских рассказови ирландских народных сказок. В 1887 году он занял пост редактора журнала«Мир женщин».
В лекции«Возрождение английского искусства» (1882) Уайльд впервыесформулировал основные положения эстетической программы английского декаданса,позже получившие развитие в его трактатах «Кисть, перо и отрава» (1889), «Истинамасок», «Упадок искусства лжи» (1889), «Критик как художник» (1890), объединенныхв 1891 году в книгу «Замыслы» («Intentions»). Признавая преемственную связьанглийского декаданса с прерафаэлитами, Уайльд резко подчеркивал своёпринципиальное расхождение с Рескином: «… мы отошли от учения Рескина — отошли определённо и решительно… мы больше не с ним, потому что в основе егоэстетических суждений всегда лежит мораль… В наших глазах законы искусства несовпадают с законами морали».[41]Субъективно-идеалистическая основа эстетических взглядов Уайльда наиболее остропроявилась в трактате «Упадок искусства лжи». Написанный в типичной для Уайльдаманере раскрывать свою мысль через расцвеченный парадоксами диалог, этоттрактат имел ярко полемический характер и стал одним из манифестовзападноевропейского декаданса. Отрицая действительность, существующуюобъективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что не искусствоотражает природу, а наоборот, — природа является отражением искусства. «Природавовсе не великая мать, родившая нас, — говорит он, — она сама наше создание.Лишь в нашем мозгу она начинает жить. Вещи существуют потому, что мы их видим».[42]Лондонские туманы, по утверждению Уайльда, существуют лишь потому, что «поэты иживописцы показали людям таинственную прелесть подобных эффектов».[43]Несмотря на то, что Шопенгауэр дал анализ пессимизма, выдуман пессимизм был Гамлетом;русский нигилист не что иное, как выдумка Тургенева; Робеспьер прямиком сошелсо страниц Руссо и т.д. Провозглашая право художника на полнейший творческийпроизвол, Оскар Уайльд говорит, что искусство «нельзя судить внешним мериломсходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало».[44]Доводя свою мысль до крайне парадоксального заострения, Уайльд заявляет, чтоподлинное искусство основано на лжи и что упадок искусства в ХIХ веке (подупадком искусства подразумевается реализм) объясняется тем, что «искусство лжи»оказалось забытым: «Все плохое искусство существует благодаря тому, что мывозвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал».[45]Задачи литературной критики Уайльд трактует в том жесубъективно-идеалистическом духе, что и задачи искусства. В статьях «Критик какхудожник» и в эссе «Кисть, перо и отрава» он наделяет критика правом на полныйсубъективный произвол, утверждая, что основной задачей эстетического критикасостоит именно передача своих собственных впечатлений.
Период с 1890-1895 гг. являетсяпиком писательской деятельности Уайльда. Шокировавший публику «Портрет ДорианаГрея» увидел свет в 1891 г.В следующем году, редактируя роман, п