Оглавление.
TOC o «1-8» h z 1. Вступление. PAGEREF _Toc106350035 h 2
2.Биографические сведения о Шолохове. Художественный мир писателя.PAGEREF _Toc106350036 h 2
3. Эпоха вкоторую жил Шолохов.PAGEREF _Toc106350037 h 5
4. ПозицияШолохова – писателя.PAGEREF _Toc106350038 h 6
5. Правда отрагедии революции и гражданской войны в «Донских рассказах» и «Тихом Доне».PAGEREF _Toc106350039 h 8
а)Основной аспект Шолохова в оценке событий революции и гражданской войны.PAGEREF _Toc106350040 h 8
б) Народв «Донских рассказах». PAGEREF_Toc106350041 h 8
в)Историясоздания романа «Тихий Дон». PAGEREF _Toc106350042 h 13
г)Трагедия гражданской войны в романе «Тихий Дон».PAGEREF _Toc106350043 h 17
6. Трагедияказачества в период коллективизации на Дону в романе «Поднятая целина».PAGEREF _Toc106350044 h 30
7.Заключение. PAGEREF _Toc106350045 h 33
8. Список используемойлитературы.PAGEREF _Toc106350046 h 35
1. Вступление
Шолоховвластно вошел в ХХ век со своими идеями, образами и населил литературу живымичеловеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, еще дымящейсяпожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Шолоховские герои– как тут не вспомнить меткое наблюдение Серафимовича – «вывалились живойсверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками вуглах, свой говор», каждый ненавидит по-своему, и любовь « искрится и несчастнапо-своему...»1.
Шолохов всемирноизвестен прежде всего как великий художник, связанный глубокими корнями срусской национальной почвой и питавшийся ее живительными соками, как глубокооригинальный писатель, реалист и новатор, воздействие эстетических принциповкоторого испытывают писатели разных творческих индивидуальностей и судеб у насв стране и за рубежом. Своими бессмертными романами он прославил свой народ,нашу Родину и, находясь в первых рядах выдающихся советских художников,завоевал советской литературе мировое признание.
Рассказы,повести, романы Шолохова – это, собственно, единая Книга о судьбах народа наразных этапах революционного пути. Началом этой книги, отразившей разделенный снародом путь самого художника, были «Донские рассказы», центральным звеном –«Тихий Дон», эпическое полотно о путях народа к Советской власти, продолжениемего – «Поднятая целина», роман о сложностях, трудностях, истинном отношениикрестьянства к коллективизации. Его «Донские рассказы»
тематически связаны с годами гражданской войны,большинство из них – о трагедии
этой войны, о трудном преодолении вражды на Дону. Поизображаемому времени эти рассказы близки финальным страниц «Тихого Дона», вних нередко представлены ситуации, предшествующие событиям, воссозданным затемв «Поднятой целине».
Творчество Шолохованародно по своей природе. Герои его книг – люди-труженики, простые и великиерусские люди. Шолохов раскрыл в своих книгах богатый душевный мир народа, егонеиссякаемую талантливость, моральную ценность, извлеченное стремление к светуи правде. В народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность ифилософская глубина сплавлены с высоким мастерством, с огромной силойэстетического воздействия на читателя. Его романы стоят в ряду лучшихдостижений великой русской литературы. Обогатив традиции предшественников,традиции советских писателей старшего поколения, Шолохов принес в литературусвою самобытную творческую индивидуальность. 2. Биографическиесведения о Шолохове. Художественный мир писателя.
«Родилсяв 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторовстаницы Вешенской, бывшей Донской области», — сообщал о себе М.Шолохов в автобиографии. Там же, в станице Вешенская, в1984 году оборвалась жизнь писателя.
Между этими двумядатами – большая жизнь, полная событиями величественными и трагическими.
Будущий писательполучил весьма неплохое, хотя и незаконченное, образование в гимназии одного изуездных городов Воронежской губернии. В 1920 году пятнадцатилетним подросткомучаствовал в ликвидации неграмотности на юге России, а в 1922 году приехал вМоскву. Об этом периоде в автобиографии сказано скупо: «Успел за шесть летизучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем внизшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом,канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, будучи безработным,жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все времязанимался самообразованием. Писать начал с 1923 года».
В 1924 году вгазете «Юношеская правда» был напечатан первый рассказ молодого М.Шолохова «Родинка». А двумя годами позжевышли сразу две первые книги писателя: «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».
В 1924 годумолодой писатель вернулся на Дон. Здесь его полностью захватила идея создатьэпос народной жизни на переломном этапе конца ХIХ – первой трети ХХ века. Так родилсяроман «Тихий Дон», принесший автору мировую славу и … множество огорчений.Первые книги романа были подвергнуты оглушительной критике неистовых ревнителей«классовой чистоты литературы»: писателя обвиняли в идеализациипатриархальной деревни, в отходе от классовой непримиримости к казачеству,значительная часть которого не поддержала большевистскую революцию. Публикациятретьей книги, рассказывающей о спровоцированном большевиками казачьемВешенском восстании, была задержана, что породило версию о творческойнесостоятельности автора, якобы укравшего две первые книги у некоего другогописателя. И хотя с опровержением этой сплетни выступил не только поддерживающийШолохова А. Серафимович, но и недолюбливавшие его Л. Авербарх, В. Киршон, А. Фадеев и В. Стравский, версияо плагиате преследовала писателя всю его жизнь, отравляя его существование.После вмешательства М.Горького, поддержавшего Шолохова, в 1929-м и 1932 годахтретья книга была опубликована.
Работа надроманом совмещалась у Шолохова с интересом к современной жизни земляков, кпроисходящей на Дону коллективизацией, воспринятой им как осуществление вековоймечты народа об общинной жизни. В 1932 году в печати появилась первая книга«Поднятой целины». В многочисленных интервью писатель обещал скорейшеепоявление продолжения. Но его не последовало: реальная коллективизацияоказалась драматичнее той, что отражена в романе. Уже в апреле 1933 года Шолоховобратился к И.В.Сталину с письмом-рассказом о «пытках, избиениях и надругательствах»,которым партийные функционеры подвергали колхозников во время хлебозаготовок. Ихотя Генеральный секретарь партии большевиков в ответном письме обвинилписателя в «однобокости» оценок, в том, что он защищает саботажников, ведущихтихую войну с советской властью», на Дон была послана комиссия ЦК. Многие изарестованных и даже приговоренных к расстрелу были освобождены, на Дон пришлиэшелоны с семенами и продовольствием.
В 1937 году наджизнью писателя нависла угроза ареста по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционном заговоре наДону. Шолохову пришлось бежать в Москву, где он добился встречи со Сталиным ипризнания своей полной невиновности на заседании Политбюро ЦК ВКП(б).
Драматизм ХХстолетия в полной мере воплотился в завершающей книге «Тихого Дона»(1940).
В Великую Отечественную войну писатель работал военнымкорреспондентом «Правды». Из его многочисленных статей и репортажей наибольшуюизвестность получил рассказ «Наука ненависти». В 1943 – 1944 годах в «Правде» и«Красной звезде» начали печататься главы романа «Они сражались за Родину».
Однакотрагические события предвоенных лет не прошли бесследно. После войны Шолоховнадолго замолчал. Лишь в 1956 году появился рассказ «Судьба человека» и в1958-1960 годах – вторая книга «Поднятой целины», где тема коллективизации, посуществу, сменилась темой взаимоотношений власти и народа, носителями подлиннонародной нравственности выступали рядовые колхозники, а руководители-коммунистыуже не столько учили, сколько учились у народа.
Новымпотрясением для писателя стала история с публикацией в 1969 году свежих глав изромана «Они сражались за Родину». Рассказанная в них правда о репрессиях 1937года не устраивала властей. И хотя после встречи с Л.И. Брежневым главы былинапечатаны в «Правде», писатель, рассказывая близким о встрече с генсеком,сердито передразнивал того: «Не сыпь соль на раны».
К этому времениШолохов уже растерял многие бойцовские качества. Обласканный партийнымивождями, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Социалистического Труда,удостоенный Ленинской и Государственной премий, увенчанный высшей премией, ончасто смирял свой когда-то неукротимый характер в угоду политическойконъюнктуре. Справедливые требования связи литературы с жизнью, с которыми онвыступал на Втором съезде писателей СССР и ХХ съезде КПСС, соединились у него серничеством и несправедливыми нападками на собратьев по перу. Продолжая в своихкнигах гуманистические традиции Л.Толстого, он в публицистических выступленияхзащищал судебные процессы над инакомыслящими.
Трагедиябольшого художника завершилась тем, что после беседы с Брежневым Шолохов убедилсебя, что партии не нужен его роман о войне и предвоенных годах, и сжегрукопись «Они сражались за Родину».
В своемтворчестве Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развиваетэпические традиции Л. Толстого – с другой.
Шолоховвоспринимает ХХ век как наиболее трагический в истории человечества.Литературоведами подсчитано, что из 20 рассказов, включенных писателем в донскойцикл, в 10 герой погибает, в 5 – подвергается пыткам или ранен, в 4 — долженубить близких.
Вместе с тем учитателя не возникает ощущения бессмысленности бытия. Для всех его произведенийхарактерна вера в бессмертие и торжество жизни. Не случайно во многих егопроизведениях встречаются образы детей – носителей будущей жизни(«Шибалковосемя», «Нахаленок», «Жеребенок»).
Наиболее яркохудожественный мир писателя проявился в романе «Тихий Дон». 3. Эпоха в которую жилШолохов.
Шолохов входил в литературу в пору острейшихдискуссий о том, какой быть революционной культуре, о том, каким быть новому,революционному художнику.
Причиной этих дискуссий явилсятоталитарный режим. Одной из основных черт тоталитарного режима являетсявсеохватывающий партийно – государственный контроль над духовной жизньюобщества с целью внедрения в массовое сознание единой унифицированной идеологии, оправдывающей иобосновывающей все деяния режима. Основная задача идеологии – формирование улюдей такого типа стандартизированного сознания, которое заставляет их вжизненно важных для общества ситуациях поступать одинаково и так, как этожелательно правящей группировке. Для осуществления данной задачи Сталину нужнобыло приспособить для идеологической обработки населения все имеющиеся средствавоздействия на сознание людей: школу, литературу, искусство, средства массовойинформации и даже науку.
В 1932 году ЦКВКП(б) принял постановлениеобъединить «всех писателей, поддерживающих платформу советской власти истремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей». В соответствиис этим были созданы и органы руководства и партийного контроля. С этого времени принадлежность к союзу сталадемонстрировать лояльность творческих работников к советской власти. За эту«духовную» поддержку власти предоставляли определенные материальные блага ипривилегии. Сознательное отклонение от партийной линии влекло за собойисключение из Союза, лишение права публиковать свои произведения.
Искусство, полностью подчиненное партийнойцензуре, обязано было следовать одному художественному направлению –социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том,что писатели, художники и проч. обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была на самом деле,а такой, какой она должна быть в общенациональном сознании.
Строгий партийный диктат и всеобщая цензуране могли не оказать влияние на общий уровень массовой литературной продукции.Появляются произведения — однодневки, напоминающие скорее передовые статьи вгазетах.
Двадцатые годы были временем борьбы не нажизнь, а на смерть между двумя группировками в партии – Троцкого и Сталина.Сторонники Троцкого, особенно в первой половине 20-х годов, были исключительносильны – в партии, в армии, в идеологии, в культуре. Они насаждали беспощадноеотношение к деревне в целом, а к казачеству в особенности. Они утверждали, чтоиндустриализацию можно осуществить будто бы только на капиталистический лад, вущерб интересам подавляющего большинства крестьянства. Деревню онирассматривали как «колонии», как объект эксплуатации, предлагали усилитьналоговый нажим на крестьян, повысить цены на промышленные товары. Партияизобличала этих врагов перед всей страной, показывая их истинное лицо. Так, вписьме к Ян-скому И.В. Сталин писал: « Середняк хныкал и колебался междуреволюцией и контрреволюцией, пока свергали буржуазию, пока власть Советов небыла еще упрочнена, ввиду чего и приходилось его нейтрализовать. Середняк сталповорачивать к нам, когда стал убеждаться, что буржуазия свергнута «всерьез»,что власть Советов упрочивается, кулака одолевают, Красная Армия начинаетпобеждать на гражданских фронтах. Именно после такого перелома стал возможентретий стратегический лозунг партии, данный Лениным на VIII съезде партии: опираясь на беднотуи устанавливая прочный союз с середняком – вперед за социалистическоестроительство»1.
Безусловно, что в этих условиях писать в1925 году роман о казачестве, исполненный любви и боли за его судьбу и явившийсяодной из самых высоких трагедий в мире, мог осмелиться только отчаянныйчеловек. Для этого требовались убежденность и бесстрашие, свойственныемолодости, но Шолохов знал, на что шел, еще в период «Донских рассказов». 4. Позиция Шолохова –писателя.
Массовый читатель знает Шолохова как романиста изрелого художника. Между тем книга ранних произведений писателя, так малознакомая нашему молодому поколению, воспроизводящая картины гражданской войнына Дону и отчасти жизнь казачьего хутора в первые годы советской власти,представляет значительный интерес как сборник художественно и познавательноценных новелл.
Ознакомившись с юношескимилитературными опытами Шолохова, читатель может увидеть, каким мировоззрениемпроникнуто творчество писателя уже в те ранние годы, какие темы привлекали еговнимание, в каком направлении шло формирование его литературного языка, какразвивалось его художественное мастерство. Идейное и художественное развитиеШолохова при переходе от рассказов к роману сказалось, в частности, на егопонимании и оценке пути среднего крестьянства и революции. «Тихий Дон» –произведение чуждое и враждебное пролетариату, поскольку роман «является знаменем», а его автор –«идеологом кулацкой части казачества и зарубежного дворянства» 2, — таков вердикт ультрарадикальнойкритики, вынесенный в 1929-1930 годах. Реальный образ
молодого Шолохова искаженкак в традиционном шолоховедении, явно преувеличивавшем революционныезаслуги писателя в годы гражданскойвойны, так и « антишолоховедением», представлявшим молодого Шолоховаэтаким идеологическим монстром ( «юный продкомиссар» , на всю жизнь зараженный
«психологией продотрядов иЧОНа» – Солженицын). Таким способом « антишолоховедение» пыталосьпосеять сомнения в душах читателей: разве мог вчерашний продкомиссар и чоновец,т.е. боец частей особого назначения, которые вели расправу с казачеством,написать «Тихий Дон»?
Но Шолоховникогда не был комсомольцем, равно как не был ни продкомиссаром, лишь недолгобыл он бойцом продотряда. Да и дело даже не в этом. Поражает сама логика этихрассуждений. Следуя этой логике, Федор Абрамов, который в годы войны служил вСМЕРШе, или Василий Белов, который в молодости был секретарем райкомакомсомола, не могли и помыслить о книгах, посвященных трагедии русской деревни,не могли воспринять эту трагедию как свою собственную.
Известно,что чисто внешние биографические приметы мало что говорят о реальном внутреннеммире человека, о путях и законах его формирования, — особенно на таких крутыхпереломах истории, как революционные и послереволюционные годы. Нет спору,конечно, Шолохов с молодых лет был сторонником идеи социальной справедливости.Подобное миропонимание шло прежде всего от отца, человека, воспитанного нанароднической традиции русской литературы ХIХ — начала ХХ века. Номировидение человека – это живая мысль и творческий поиск, сомнения, размышления.Особенно если это – взгляды человека молодого, формирующегося, взыскивающегоистину, правдоискателя по своей натуре. Именно таким правдоискателем былШолохов. Самой высокой духовной ценностью для Шолохова было чувство любви кродине и ее народу, имеющему полное право на счастье. Но Шолохов не мог принятьтех жестоких путей, которые были навязаны народу в борьбе за его счастье. Он непринимал стремление «выпрыгнуть» из истории, форсировать естественное течениеисторического времени по принципу «цель оправдывает средства».
« А чтоеще у нас могло получится после революции? – говорил он сыну. – Вот скажем: «Вся власть Советам». А кого в Советы? Кто конкретно и над кем должен властвовать?Думаешь, кто-то знал ответ? «Советы рабочих, крестьянских и солдатскихдепутатов” – вот и все. Но это, мой милый, на плакатах хорошо. На стенку повеситьда на митинги таскать. А ты с этим в хутор приди, к людям. Кто же от них будетдепутатом? Да уж, конечно, не дед Щукарь и не Макар с Разметновым, которые исемьи-то собственной сложить не могут, в собственных куренях порядка ненаведут. И в хозяйстве они ни черта не смыслят, потому как и не имели егоникогда. Казаки им так и скажут: вы, мол, братцы, двум свиньям жрать неразделите, потому что больше одной у вас сроду не бывало, какие же вы для нассоветчики?»[1]
Самоепримечательное в этих размышлениях Шолохова – его позиция: он со всейочевидностью был не на стороне таких бестолковых управляющих и с сочувствиемотносится к крепким, настоящим хозяевам, которых ликвидировали « как класс».
О том, чтона самом деле думал Шолохов о жизни, как он ее понимал, нельзя судить ни по егописьмам, ни по его разговорам, где было много чисто внешнего,
условного, отвечающего тем правилам игры, безсоблюдения которых человек в тех обстоятельствах просто не мог выжить. Этиправила соблюдали все – от Пастернака до Фадеева. О внутреннем состоянии Шолохова,трагическом настрое его души можно судить по эпизоду, рассказанному ввоспоминаниях «Нечиновный казак» бывшим редактором газеты в Вешенской А. А.Давлятшиным, часто бывавшем в доме Шолохова: « Во время одного из застолий, безкоторых не обходилась ни одна встреча в доме писателя, когда мы все, да и Шолохов, были крепко на взводе и не былоединой нити в разговоре, он как-то без выраженного повода, негромко и не совсемвнятно произнес «вешенский узник» применительно к себе. Думаю, что многие изгостей не услышали его, а услышанному – не придали значения. Но именно егослова точно током поразили. И с тех пор я не могу забыть позы Шолохова, с которойон произнес слова, по моему мнению, выразившие глубокую драму»[2]. 5. Правда о трагедииреволюции и гражданской войны в «Донских рассказах» и «Тихом Доне». а) Основнойаспект Шолохова в оценке событий революции и гражданской войны.
Шолохов в течение всей своейжизни оставался убежденным коммунистом по своим взглядам и идеалам. Одна иззагадок «Тихого Дона» в том, что при всем жесточайшем трагизме этот романоставался глубоко оптимистичным и убежденно советским произведением. БольШолохова связана отнюдь не с там, что к концу жизни он разочаровался в идеалахкоммунизма. Он разочаровался в тех, кто стоял у власти и строил «светлоебудущее» путем беспощадных преступлений против казаков.
Но кто избольшевиков бы согласился с Шолоховым в оценке революции и гражданской войны?Для них революция и гражданская война были эпохой, безусловно, героической.Трагедии народа большевики не слышали. Шолохов же осознал трагедию времени в1919 году. Причем – это принципиально важно – Шолохов осознал трагедиюреволюционной эпохи не извне, как ее враги, а изнутри, принадлежа ей. И непосле смерти Сталина, как большинство изнас, а задолго до того, в середине 20-х годов. Именно в эти годы былопубликован сборник «Донские рассказы». б) Народ в «Донских рассказах»
В центре сборника «Донских рассказов» трагическая действительность Донского края,охваченного пламенем гражданской войны, и классовая борьба первых послевоенныхлет, борьба не на жизнь, а на смерть, в которой рушились даже кровные,родственные связи и люди гибли «безобразно просто».
Впредисловии к сборнику А. Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятномвстают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – передглазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество.Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острыхмоментах, и оттого они пронизывают. Огромное значение того, о чем рассказывает.Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие».[3]
В центрерассказов – острый социальный конфликт, дающий возможность показать бытказачества, его семейный уклад, беспросветную нужду бедноты и жадность ибесчеловечность зажиточной казачьей верхушки. В сборник вошли
рассказы «Родинка», «Шибалково семя», «Председательреввоенсовета республики», «Пастух», «Коловерть», «Алешкино сердце»,«Двухмужняя», «Бахчевник». Большая часть из них связана с трагическимисобытиями на Дону в период гражданской войны и после ее окончания..
Геройпервого рассказа – «Родинка» — восемнадцатилетний казак Николай Кошевой,командир эскадрона. Тяжело сложилась его жизнь: в германскую войну без вестипропал отец, умерла мать. С малых лет Николай гнул спину на богатеев, батрачил,а затем ушел в отряд красных. Несмотря на юный возраст Николая, его уважают в эскадроне захрабрость, выдержку и самоотверженность. «Плечист Николка, не по летамвыглядит. Старят его глаза в морщинкахлучистых и спина сутулая по-стариковски. «Мальчишка ведь, пацаненок, кугазеленая, — говорят шутя в отряде, — а подыщи другого, кто сумел почти без уроналиквидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хужелюбого старого командира!»[4].
Параллельнос изображением юного героя писатель рисует банду и ее атамана, пожилого казака:«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычачьих копыт. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает
мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и незалить лихоманку никаким
самогоном»[5].
Преследуясо своим эскадроном банду, отбился в бою Николай от своих и был убит атаманомшайки. Атаман снял с убитого бинокль, стал стаскивать сапоги и вдруг увидел унего родинку « с голубиное яйцо на левой ноге» и понял, что перед ним сын. « Кгруди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубамизапотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»[6].
В рассказеизображается не просто трагическое столкновение отца с сыном и их гибель. Отеци сын – представители двух враждебных сторон. Если Николай избрал себе путьборьбы за новую жизнь, то отец его – путь грабежей и убийств. За Николаем и егодрузьями – будущее, а шайка бандитов и ее атаман обречены на гибель, и поэтомуне случаен эпилог с коршуном-стервятником, выклевывающим глаза у атамана.
Рассказ«Председатель реввоенсовета республики» написан в форме сказа и ведется отимени казака Богатырева, бывшего бойца армии Буденного. Богатырев беспредельнопредан народным интересам, страстно любит Советскую власть и готов за нее нежалеть своей жизни. В столкновении с бандитами Богатырев не теряет своегочеловеческого достоинства, выдерживает все издевательства, не склоняя головы.
Какформируются в непрерывной борьбе стойкие, мужественные люди из мальчиков-подростков,почти детей, Шолохов показывает в рассказе «Алешкино сердце». Главный герой –четырнадцатилетний Алешка. Тяжело сложилась Алешкина судьба: умерла от голодамать, сестра, близок к гибели и сам Алешка. От голодной смерти его спасаетполитком Синицын и помогает понять, что перед бедняком Советская власть открылапуть к новой жизни. Поправившись, Алешка поступает в работники к деревенскомубогатею Ивану Алексееву, который его нещадно эксплуатирует. Однажды Алешка,притворившись спящим, услышал, как приехавшие к Алексееву участники белых бандуговаривались с хозяином о разбойничьем налете на станицу. Алешка предупреждаетСиницына, и банда встречает организованный отпор. В этом рассказе, как и вомногих других, дается выразительная характеристика представителей двух лагерей:страдающих от голода бедняков – Алешки и его семьи – и наживающихся на народномгоре богатеев – кулака Ивана Алексеева. Рассказ пронизан оптимизмом. Начинаетсяон картиной засухи, страшного народного бедствия, а заканчивается описаниемколосящихся хлебов: «За прогоном, за зеленой стеной шуршащих будыльев кукурузы,отцвело жито. Колос вспух и налился ядреным молочным зерном…»1.
В центре другого рассказа Шолохова,«Коловерть», для которого также характерен острый, напряженный конфликт,бедняцкая казачья семья Крамсковых. Члены семьи, Пахомыч, его жена и их сыновьяИгнат и Григорий, с радостью ожидают прихода красногвардейцев, надеясь получитьземлю. Бедноте, трудовому казачеству в рассказе противопоставлена зажиточнаяказацкая верхушка во главе с полковником Чернояровым и сыном Пахомыча офицеромМихаилом. В самом начале мы видим столкновение Пахомыча с полковником. Нагруженная лошадь
Пахомыча остановилась, ожидая объезда еетройкой полковника Черноярова. Но
полковник не только не объехалвоз, но столкнул его в снег и отхлестал Пахомыча кнутом по лицу. С огромнымсочувствием изображает молодой писатель страдания Пахомыча. Опрокинутый в снегвоз, порванные постромки, обессилевшая лошадь, бьющаяся в снегу, и, наконец,устремленные вслед полковнику слезящиеся старческие глаза.
Резко отрицательным является образ Михаила.Возвратившись домой, он холодно относится к радости матери, обнимающей его после долгой разлуки. С первых днеймежду Михаилом и семьей растет отчужденность. Стесняется его отец, братья видятв нем врага. Поняв, что только с оружием в руках можно завоевать себе право насвободный труд на своей земле, Пахомыч, Игнат и Григорий решают пойти в Краснуюгвардию. Но при столкновении с белыми отряд, в котором служил Пахомыч со своимисыновьями, был разбит. Григорий погиб, а Пахомыч и Игнат попали в плен. Ихсудьба находится в руках Михаила, и он приказывает расстрелять отца и брата. Для писателя-гуманиста Шолохова нет ничегопротивоестественней такой вражды.
Ярким носителем социалистической идейностиявляется молодой казак Шибалок из рассказа «Шибалково семя», чей образбесспорно заключает в себе черты типичного героя того времени и предваряетмногие характеры представителей народа в «Тихом Доне». Это человек,безраздельно преданный Советской властии общенародному делу. Его преданность определяет и личные чувства Шибалка,собственноручно казнившего любимую женщину, после того как узнал, что онапредала его товарищей по отряду.
В рассказе «Бахчевник» мы видим жестокуюборьбу, раскалывающую семью. С одной стороны, отец, Анисим Петрович,принадлежащий к казачьей верхушке и назначенный комендантом при военно-полевомсуде, с другой – мать и сыновья, Федор и Митька, вставшие на сторону красных. Завязывается острый семейный конфликт.
Главный герой рассказа – младший сын АнисимаПетровича, Митька. С большой симпатией Шолохов раскрывает процесс формированияхарактера Митьки, прослеживает превращение его в стойкого и сознательного бойцаза народное дело. В рассказе писатель умело использует прием контраста. Поступки героев, бойцов за
новое, на стороне которых всесимпатии автора, свидетельствуют об их высокой человечности и беспредельномгероизме. Описания же их внешности в рассказе нет. Напротив, Анисим Петрович,готовый к убийству самых близких людей, если они
выступают против белых,рисуется и внешне отталкивающе неприятным. Вот каким видит его Митька: «У отцав бороде хлебные крошки и яичная скорлупа, из раззявленного рта стервотно разитспиртом, а где-то на донышке горла хрипит и рвется наружу застрявший кашель»[7].Значительную идейную нагрузку в рассказе несет образ Дона. Он мрачен в моментказни красногвардейцев и совсем иной в конце рассказа, когда Митька с Федоромпереправлялись на сторону красных. Образ Дона в рассказах Шолохова становится символом Родины. Оночеловечен – активно участвует в трагических столкновениях людей в битвахпериода гражданской войны. Дон как символ жизни казачества и его напряженнойборьбы за новое стан
идейным стержнем эпопеи «ТихийДон».
Рассказы «Пастух» и «Двухмужняя» отражают более поздний этап жизни казачества,чем предшествующие произведения. Закончилась гражданская война. Разгромленыбелые банды, но в станицах не утихла напряженная классовая борьба. Зажиточныеказаки проникают в органы Советской власти и начинают душить бедноту, во всемущемляя ее права. Очень часто происходят и вооруженные столкновения кулачествас трудовыми казаками. В схватках нередко гибнут те, к кому писатель относится сособой симпатией.
Герои рассказа «Пастух», Григорий и ДуняшкаФроловы, — брат и сестра. Они круглые сироты: отец, чеботарь, умер, а материони и совсем не помнят. Григорий и Дуняшка в изображении писателя непришибленные и униженные дореволюционные бедняки. Григорий отлично понимает,что Советская власть защищает их интересы. У него есть определенная цель вжизни – поехать в город учиться. Он уже чувствует себя хозяином жизни. Высока иблагородна цель, которую он решил достичь, получив образование: «… нам учитьсянадо, чтобы уметь управлять нашенской республикой. В городах, там властьрабочие держат, а у нас председатель станицы – кулак и по хуторам председатели– богатеи»[8]. Обовсех станичных неполадках Григорий пишетв газету. Кулаки должны предстать перед судом. В припадке злости и отчаяния ониучиняют жестокую расправу над Григорием. Он гибнет, но дело, которому он отдалсвою жизнь, продолжает его сестра – она уходит в город учиться.
Рассказ «Пастух» имеет большое значение вплане создания Шолоховым героического характера. Григорий и Дуняшка изображеныне только как борцы с врагами трудового казачества, но и как строители новойжизни.
Особое место среди ранних произведенийШолохова занимает рассказ «Двухмужняя». Действие рассказа происходит примерно в1923-1924 годах. К этому времени на Дону установилась Советская власть итрудовое казачество уже строило новую жизнь. В рассказе показано, какформируются новая жизнь и человеческие отношения в организованном в селеКачалове трудовом коллективе. Качаловский коллектив наглядно демонстрируетказачеству, что труд сообща дает возможность всю жизнь повернуть на новый лад.Беднота каждый день пополняет коллектив, который собрал богатый урожай даже вголодный засушливый год.
Идейное своеобразие рассказа заключается втом, что вопросы личной жизни в нем тесно связываются с проблемами жизниобщественной.
Главный ге