Реферат по предмету "Литература"


Поэтический мир Николая Гумилёва

«Погиб поэт, невольник чести! Палоклеветанный молвой!» — эти слова Лермонтова в полном смысле применимы к оченьяркой и трагической судьбе великого русского поэта Николая Гумилева. Жизньвсеми признанного корифея русской литературы Серебряного века прошла в поискенеизведанного, яркого, романтического мира, но трагически и несправедливооборвалась на вершине его творческого взлета. Гумилев погиб, чтобы воскреснутьчерез шестьдесят с лишним лет. Его имя буквально восстало из-под строжайшегозапрета, а его поэзия открыла всему человечеству «веселые сказки таинственныхстран», воспела «открывателей новых земель» и романтическое чувство «далекихстранствий».
Гумилев с детства увлексяроманами Майн Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера, что, наряду с учебой вНиколаевской царскосельской гимназии, директором которой был замечательный поэти педагог И. Анненский, во многом предопределило складывание еготворческой личности. Стихи и рассказы Гумилев писал с восьми лет, и в 1905году, будучи гимназистом, выпустил свой первый поэтический сборник «Путьконквистадоров», который привлек внимание одного из мэтров русского символизмаВ. Брюсова.
Следующие сборники былисозвучными первому и дополняли его художественный колорит. Захватывающие иволнующие путешествия по далекой и таинственной Африке послужили богатымисточником его лирических стихотворений. Странствия по Абиссинии, Египту иСудану в 1908-1911 гг. предвещают появление в поэзии Гумилева первых «экзотических»стихов, навевающих жажду сильных и прекрасных чувств, ощущение того, что «вкаждой луже – запах океана, в каждом камне – веяние пустынь».
Гумилев выступает как поэтбольшого формального мастерства, для которого характерна чеканность и четкостьстиха, строгость композиции. Используя старинный жанр баллады, он воплощает всвоих стихах самобытный мир ярких утонченных образов. Его лирический герой –«избранник свободы, мореплаватель и стрелок» — олицетворяет мужественность,напряженную душевную энергию и волевой темперамент, в то же время емусвойственна открытость, искренность, беззащитность перед «темной и крылатойбурей», бушующей в мире.
Вскоре гумилевскиестихи делают поэта знаменитой фигурой в петербургских литературных кругах. Вконце 1911 года он объединяет вокруг себя молодых поэтов-единомышленников в такназываемый «Цех поэтов», став идейным вдохновителем и теоретиком новогопоэтического направления – акмеизма. Однако очень быстро творчество Гумилева вышлоза рамки созданных не без его участия акмеистических деклараций и обрелоиндивидуальную судьбу.
Переломным моментом не только вего жизни, но и в поэзии стала Первая мировая война. Испытывая мощный подъемпатриотизма, Гумилев добровольцем пошел на фронт. За личную доблесть и отвагу «егопулею нетронутую грудь святой Георгий тронул дважды». Февральская революциязастала его за границей, где он находился в составе русского экспедиционногокорпуса. Узнав об Октябрьском перевороте, Гумилев сказал: «Я дрался с немцами,стрелял во львов, а вот большевиков никогда не видел. Не поехать ли мне вРоссию? Думаю, это не опаснее джунглей».
Вернувшись на Родину в апреле1918 года, он сразу же погрузился в литературную жизнь Петербурга: работал вредколлегии издательства «Всемирная литература», читал лекции, руководилстудией молодых поэтов. Но напряженная политическая обстановка в страненаложила отпечаток и на поэзию Гумилева. Последние его прижизненные сборникипропитаны предчувствием будущей трагедии, и в предвидении этого автор попыталсяподвести итог своей жизни. Особенно ярко и обстоятельно характеризует его размышленияо смысле существования стихотворение «Память» из сборника «Огненный столп»(1921), на котором я хотел бы остановиться поподробнее. По жанру это лирическоестихотворение. Первая и последняя строфы звучат грустным обобщением с оттенкомкраткости человеческого существования. Заключенные в эти рамки 13 четверостишийолицетворяют этапы жизни и смысл творческих изысканий автора, а также в нихзаключено рассуждение о сущности общечеловеческой памяти. В повествовании авториспользует множество художественных средств, а это: эпитеты («звонко пеливоды», «воздух сладкий», «ветер странный», «молчаливый дом»), сравнения(«память, ты… жизнь ведешь, как под уздцы коня»), олицетворения («Я – угрюмый иупрямый зодчий», «жизнь – его подруга», «коврик под его ногами — мир»),инверсии («лист опавший», «ветер странный»). Многие фразы, использованныеавтором можно причислить к афоризмам, например, «колдовской ребенок»,«останавливающий дождь» и другие. Постепенно интонация размышления о прожитомоборачивается торжественным признанием автора о своем поэтическомпредназначении: «Я – угрюмый и упрямый зодчий храма, … как на небесах, и наземле».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX XX вв.
Реферат Управление развитием персонала и оценка деятельности коммерческого банка
Реферат Обдарована дитина в початковій школі
Реферат Сравнительный анализ гематологических показателей крови
Реферат Рид, Джон
Реферат Продвижение российского кино на отечественном рынке
Реферат Европейская комиссия: состав, порядок формирования, полномочия
Реферат Текущая проблема терроризма и ее решение на государственном уровне
Реферат Технологический процесс получения детали Пробка 5а
Реферат Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре
Реферат Человек, как предмет современного естествознания
Реферат Психологические основы производства отдельных следственных действий
Реферат Секс в школьном возрасте
Реферат Государственное регулирование сельского хозяйства (зарубежный опыт)
Реферат Аннотация рабочей программы профессионального модуля пм. 03. Предоставление туроператорских услуг