Реферат по предмету "Литература"


Поэзия С. Есенина и А.В. Кольцова

— 2 -

                           СОДЕРЖАНИЕ
                                                          Стр.

ВВЕДЕНИЕ..................................................   3
ГЛАВА I. С.ЕСЕНИН- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
         КРЕСТЬЯНСКИХПОЭТОВ..............................   6
      1. Крестьянская поэзия начала XXвека.
          Проблемапреемственности........................  6
      2. Мотивы ранней лирикиС.Есенина..................   9
      3. Стилистические особенности поэзииС.Есенина.....  17
ГЛАВА II.ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА С.ЕСЕНИНА.........  27
      1. Народно-поэтические начала влирике С.Есенина...  27
      2. Традиции А.Кольцова вхудожественной
          интерпретации С.Есенина.........................  52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................  62
ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА................................. 65
.

                              — 3 -

                             2ВВЕДЕНИЕ

     В последние   годы  возрос   интерес   ученых к  проблемам
литературы началаXX века,  усилилось  стремление изучить  такие
моментылитературного процесса, которые раньше в силу сложившихся
социально-историческихусловий освещались частично или негативно.
В настоящее времяпересматриваются прежние концепции об отдельных
творческих  индивидуальностях  и о  соотношении   художественных
тенденций  разных направлений.  В числе художников,  чья личная и
поэтическая  судьба находится  в  центре внимания   российского
литературоведения,следует назвать С.А.Есенина.
     Интерес русского читателя к творчествуэтого  замечательного
мастераслова  не удалось  подорвать  даже массовыми запретами.
С.Есенин уже  давно  возвращен   в   отечественную   литературу.
Современныйчитатель с трудом представляет его в числе «закрытых»
авторов. Тем неменее не так просто разобраться в его творческом
пути, всвоеобразии художественной системы,  втворческих связях,
причинахразноречивого   восприятия   есенинских   стихов    его
современниками, иглавное — в истоках его таланта.  Это иявилось
главной причинойвыбора темы дипломной работы.
     В представленном    исследовании    рассматривается   поэзия
С.А.Есенина вконтексте народно-поэтических традиций. Есенин одно
время был    близок  к   поэтам,   образующим  новокрестьянское
направление. Осостоянии этого «вида» поэзии идет речь в одном из
разделов первойглавы.  Определяющей посылкой являетсяследующая:
с какой былитературной группой С.Есенин ни входил в контакт,  он
всегда настаивална независимости.  Так,  до конца дней оставаясь
поэтом«золотой  бревенчатой  избы», он  не   хотел  называться


                              — 4 -

крестьянскимпоэтом.  Подписывая декларацию имажинистов,  он тоже
не чувствовалсебя связанным их программой.
     Творческий путь  С.Есенина охватывает  полтора десятилетия.
Однако он   необычайно   насыщен    художественными    поисками,
экспериментами.Стремясь  к  максимальной адекватности воплощения
своих замыслов,С.Есенин обращается к разным литературным жанрам.
Песенностьего  лирики,  ее гармоничность сосуществовать с явными
диссонансами,сочетанием   несочетаемого   в  образах,   звуках,
красках.Исповедальность   не   исключала диалога,  столкновения
позиций.Пророчество и хулиганство  в стихахзвучали в унисон.
      _Материалом . для  данной дипломной  работы  послужила поэзия
С.Есениа,воспоминания современников о  нем,  литературоведческие
работы отворчестве поэта. Главный упор делается на анализ ранних
поэтическихпроизведений     С.Есенина.     При    необходимости
привлекаются егостихи 20-х годов.
      _Целью . настоящей   работы  является   освещение   творчества
С.Есенина вконтексте народно-поэтических традиций.
     Поскольку новокрестьянская лирика и раннийЕсенин  наследуют
художественно-эстетическиепринципы крестьянских поэтов, то линии
традицийсоотносительные   связи   установлены  с    творчеством
А.Кольцова.
     Достижение предполагаемой цели связано  с решением  частных
 _задач:
     1) показать влияние крестьянской поэзиина  новокрестьянскую
и определить ееместо в литературе начала XX века;
     2) рассмотреть мотивы  ранней лирики  С.Есенина  и выявить
стилистическиеособенности его поэзии;
     3) изучить фольклорные истоки творчестваС.Есенина (с опорой


                              — 5 -

на русскуюустно-поэтическую  традицию и лирикуА.Кольцова).
     Концепция дипломной работы строится наоснове  имеющихся  по
проблеме исследований  Е.Наумова, ­­­­Козловского,  Ю.Прокушева,
А.Марченко,В.Мусатова, Н.Шубниковой-Гусевой и др.
     Творчески осмыслены  и новые подходы к анализу произведений
Есенина, и егожизненным и философским ориентациям, предложенные
в исследованияхН.И.Неженца и А.В.Занковской.
      _Методы исследования .   опираются  на   принципы    историко-
функционального,сравнительно-сопоставительного,      семантико-
стилистическогоизучения литературных явлений.
     Дипломная работа состоит из введения, двухглав, заключения,
спискаиспользованной литературы.
.

                              — 6 -

 2ГЛАВА I.С.ЕСЕНИН — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
          2КРЕСТЬЯНСКИХ ПОЭТОВ

      1. Крестьянская поэзия начала XXвека.
          Проблема преемственности.

     Крестьянская поэзия -  исключительно самобытное  и  сложное
явление вотечественной литературе. Она возникла как одна из форм
сближенияустно-поэтической традиции с письменной.
     В XIX в. певцов из народа обычно называлисамоучками. Они не
всегдаполучали    школьное    образование,    грамоте   учились
самостоятельно.Условия  жизни затрудняли знакомствокрестьянских
поэтов с  большой литературой.  Круг  их чтения  был  ограничен
дешевыми«народными  книгами»,  сборниками песенной  и сказочной
поэзии,отдельными светскими и религиозными изданиями.
     И все же  в  прошлом столетии многие поэты из крестьян уже
приобщились ккнижной словесности.  Наиболееталантливые из них -
А.Кольцов,И.Никитин,  И.Суриков,  сочинения которых  не  только
остались вистории литературы как индивидуально-авторские, но  и
вошли всокровищницу национальной песенной культуры.
     Крестьянские поэты XIX в. были уже непевцами в традиционном
пониманиислова,   а   людьми,  хорошо  знакомыми  с настоящим
литературнымискусством.  Они не порывали  родственных связей  с
фольклором и  вместе с тем ориентировались в своем творчестве на
конкретныедостижения классической поэзии.
     Постепенно крестьянская поэзия все дальшеотходила от устной
традиции и   становилась  письменной    литературой.    Народные
стихотворцывсе   чаще  записывали свои  строки,  а реже  пели.


                              — 7 -

Изменилась игеография их поэтической деятельности: если в начале
и середине XIXвека они печатались преимущественно в Петербурге и
Москве, то впоследующие десятилетия в связи с развитием в стране
типографского  и газетного  дела  их произведения  стали широко
публиковаться настраницах местных, провинциальных изданий.
     1880-1900-е годы    не   выдвинули    из   среды  крестьян
сколько-нибудькрупных поэтов.  Однако авторы,  пришедшие тогда в
литературу,во  многом  подготовили почву  для  творчества своих
осободаровитых   последователей    -    Н.Клюева,   С.Клычкова,
А.Ширяевца,А.Орешина, С.Есенина. Идеи старой крестьянской лирики
возрождались наином, более высокохудожественном уровне. Любовь к
природе,внимание  к  народному быту и особенностям национального
характераопределили стиль и направление поэзии нового времени. В
ее песнях   чувствовались  и кольцовская  удаль,  и суриковская
задушевность, иникитинская боль...
     «Социальная базановокрестьянских  певцов  была значительно
шире   и демократичнее,  наследуемые  ими  поэтические  традиции
многообразнее,   хотя  грани,   разделяющие   их   со    своими
предшественниками,  не были особенно резкими. Как и прежде, поэты
из народа писалине столько о  своей  личной судьбе,  сколько  о
судьбе  крестьянства в  целом.  В  ихпроизведениях звучал живой
голосхлебопашца,  облекаемый  в традиционные  словесно-образные
формулы,   уходящие своими  истоками  в языческую  мифологию  и
апокрифическиепредания"[­­­­­].
     В то же время новые  художники стали  проявлять  интерес к
национально-историческойи     национально-эстетической    основе
русскойжизни.  Поэты  из народа  создали   в  начале   XX   в.
высокохудожественнуюлирику.   Переживания   ее  героев  нередко


                              — 8 -

поднимались дотой высоты  философско-образных  обобщений, какой
отличаласьклассическая  поэзия.  Тема любви  и  родной природы,
раздумья охарактере человеческого бытия сделались в этой лирике
ведущими.Авторы  не  только видели мир огромным,  но инаходили
яркие средствадля его изображения.
     Правда, общечеловеческое  в их  стихах и песнях непременно
преломлялосьсквозь   специфически   крестьянское.   Своеобразные
отношенияустановились  у  новокрестьянских  писателей с большой
литературой. Вотличие от суриковцев они  уже  не называли  себя
самоучками,наоборот,  их поэтическая мысль иархитектоника стиха
оказались науровне самых высоких достижений русской поэзии XX в.
В.Львов-Рогачевскийписал о поэтах есенинского круга так: «Они...
принесли намв  литературу  жемчужины природных  слов,  народных
песен,  сказаний, и  за  этот дорогой подарок должна сказать им
спасибо русскаялитература"[­­­­­].
     Творчество новокрестьянских  поэтов свидетельствует о росте
народного самосознания,  о желании социальных  «низов»  выразить
своеотношение  к современнымнационально-общественным проблемам.
Оно было одной изформ  приобщение  народа к  активной  духовной
жизни в новыхисторических условиях.
.

                               — 9 -

      2. Мотивы ранней лирики С.Есенина.

     Всего 20 лет было Есенину,  когда появилась первая книга его
стихов.Сборник  «Радуница»  вышел в ноябре 1915 года с датой на
обложке — 1916год.  Как в геологическом разрезе видиммы в  этом
сборникеразличные  пласты,  резко очерченные,  не  перемешанные
между собой,соприкасающиеся лишь своими поверхностями: наслоения
впечатленийразличных периодов жизни, начиная с отроческих лет.
     Значительная часть  сборника «Радуница» — это стихи,  идущие
от жизни,  от знания крестьянского  быта. Главное  место  в  них
занимает  реалистическое изображение деревенскойжизни.  Наиболее
характерное изних — стихотворение «В хате»:
            Пахнет рыхлыми драчонами
            У порога в дежке квас,
            Над печурками точеными
            Тараканы лезут в паз.  [­­­­­]. [«В хате», 1914].
     Зарисовки крестьянского быта встречаются ив  других стихах
сборника.Старый  дед  беспрерывно хлопочет по хозяйству:  чистит
ток, убирает  сорную траву, роет канаву:
            Старый дед, согнувши спину,
            Чистит вытоптанный ток
            И подонную мякину
            Загребает в уголок. [­­­­­].[«Дед», 1915].
     Девушка собирается выходить замуж:
            Я надену красное  монисто,
            Сарафан запетлю синей рюшкой,
            Позовите, девки, гармониста,
            Попрощайтесь с ласковой подружкой.[­­­­].


                             — 10 -

                                              [«Девичник»,1915].
     На кладбище совершается поминальный обряд:
            Заслонили ветлы сиротливо
            Косниками мертвые жилища.
            Словно снег, белеется коливо -
            На помин небесным птахам пища. [­­­­].
                                        [«Поминки»,1915].
     Весенняя толчея    царит  на   ярмарке   («Базар»)...   Эти
стихотворенияотличаются правдивостью, точными бытовыми деталями.
Они  говорят о том,  что Есенин не проходилмимо реальной жизни,
любовался ее пестрымикартинами.
     С чем отлично был знаком Есенин с ранних лет, что навсегда
запало в его душу- это картины  родной  природы, среди  которой
провел он детствои юность:
            Край любимый! Сердцу снятся.
            Скирды солнца в водах лонных.
            Я хотел бы затеряться
            В зеленях твоих стозвонных.[­­­­­].[19   ]
     Самая сильная сторона сбоника«Радуница» как раз и  заключа-
лась в лирическомизображении русской природы, которую так хорошо
видел и глубокочувствовал поэт.
     Сила есенинской лирики заключается втом,  что в ней чувство
любви к родиневсегда выражается не  отвлеченно  и риторично,  а
конкретно, взримых образах, через картины родной природы.
     Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:
            Край ты мой заброшенный,
            Край ты мой, пустырь.
            Сенокос нескошенный,


                             — 11 -

            Лес да монастырь.[­­­­­]. [1914]
     У Есенина много  печальных  и безрадостных картин,  которые
правдивоотражали  состояние  деревни в  ту пору.  И тем сильнее
лювоь к этомубедному краю:
            Черная, потом пропахшая выть,
            Как мне тебя не ласкать, не любить?
            ..................................
           Оловом светится лужная голь...
            Грустная песня, ты — русская боль.[­­­­­].[1914]
     Но любовь Есенина к родине порождаласьне  только  грустными
картинами  нищей крестьянской  России.  Он видел ее и другой:  в
радостном  весеннем убранстве,  с  пахучими летними  цветами  и
травами,  с бездонной  синевой  небес, с прихотливо извилистыми
реками,  веселыми рощами,  с  малиновыми закатами  и  звездными
ночами.  И поэт не жалел красок,  чтобы ярче передать богатство и
красоту русскойприроды:
            Опять раскинулся узорно
            Над белый полем багрянец...[­­­­­].[1916]
     Или:
            В темной роще на зеленых елях
            Золотятся листья вялых ив. [­­­­][«Мечта», 1916]
     В разнообразные тона окутана Россия встихах Есенина:
            Ярче розовой рубахи
            Зори вешние горят.
            Позолоченные бляхи
            С бубенцами говорят. [­­­­­] [1915]
     Пейзаж Есенина  - не  мертвые безлюдныекартины.  Пользуясь
словамиГорького,  можно сказать,  что в него  всегда  «вкраплен


                             — 12 -

человек".  Этот человек  -  сам поэт, влюбленный в родной край.
Есенин приближаетк нам природу,  олицетворяя ее:«Черемуха машет
рукавом",  а в  зимнюю  стужу «Словно белой косынкой подвязалася
сосна". Онпишет:
            Я навек за туманы и росы
            Полюбил  у березки стан,
            И ее золотистые косы,
            И холщевый ее сарафан.  [­­­­­]. [19..]
     В то же время Есенин переносит явленияприроды на  человека,
широко пользуетсяэтим приемом для его характеристики.
            … С алым соком ягоды на коже,
            Нежная, красивая, была
            На закат ты розовый похожа
            И, как снег, лучиста и светла. [­­­­­].[19..]
     Изображение человека в  общении с  природой  дополняется у
Есенина еще однойвесьма заметной особенностью — любовью ко всему
живому.  В стихах  Есенина   животные  наделены   человеческими
чувствами.  Они как бы «родня» человека:  «И зверье,  как братьев
нашихменьших,  Никогда не бил по  голове", -  писал  Есенин. С
необычайнойлюбовью и жалостью писал он о животных. Его «Песнь о
собаке",  которую он читал Горькому,  глубоко тронула писателя. В
очерке«Сергей Есенин» Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на
мой взгляд,  он первый в русской литературе так умелои  с такой
искренней  любовью пишет  о  животных"[С.63-64].  Об этом можно
судить и постихотворению «Корова»:
            … Сердце неласково к шуму,
            Мыши скребут в уголке.
            Думает грустную думу


                             — 13 -

            О белоногом телке [­­­­­].[«Корова», 1915]
     Это стихи человека,  любящего все живое,  смотрящего на мир,
как  на единое целое.
     В таком взгляде были отголоски очень древнего представления
о  человеке и  природе,   надолго  удержавшегося   в   сознании
крестьянства.    Эти   традиционные    представления   оказались
непреходящими посвоей этической значимости.
     Таковы наиболее   характерные  мотивы   раннего  творчества
Есенина,  прозвучавшие в его первом сборнике«Радуница» и  других
стихотворениях   1910-х  годов.   Многие  из  них  получат свое
дальнейшееразвитие в последующем творчестве поэта.
     Есенин выступил с лирикой,  в которой звучали  крестьянские
мотивы,  тогда, когда  в  русской поэзии уже существовала давно
сложившаясятрадиция выражения крестьянского самосознания. Тяжкий
труд, горькаяжизнь и надежда на счастье многократно отозвались в
стихах русскихпоэтов.
     Значимость произведений   Есенина  определяется    позицией
лирического   «я»,   его соотнесенностью  с  природой, со  всей
окружающейстихией бытия.  С другой стороны,природная сущность -
не  фон, не  второстепенный  элемент общей  композиции.  Она  -
последнеедуховное пристанище поэта.
     Природа в стихах Есенина живее,  сочнее, многокрасочней, чем
она теперь,  настоящая. У него она не обессилена, необескровлена
и  не отравлена,  горло  ее  еще  не  сдавили  каменными,  т.е.
бесчувственнымируками.  Есенин,  как никто, пристально разглядел
этот момент еедоживания,  ее предсмертного яркогопылания  и  со
всею  страстью запечатлел  его,  потому что знал:  завтра будет
совсем иное,  завтра из нее выбьют душу, живой огонь,впрягут его


                             — 14 -

в оглобли бытовыхнадобностей и удобств. Как безутешно рыдало его
сердце,  когда он видел, как несут топить в прорубьлишних щенят,
как  на глазах  коровы треплется по ветру шкураее теленка,  как
режут подгорло  лебединые  шеи колосьев  и  от живых  растений
остаютсяизбитые,  искромсанные кости,  как тысячи пудов конского
мяса (когда-топрекрасных скакунов) отдают за железное чудовище -
паровоз.  Расчет и  алчность  побеждает стихию,  буйство  сил и
яркость цветениясковывает железобетонная необходимость.
     Одна-единственная и  последняя отрада для Есенина — природа.
Кажется,  он не предъявил ей ни одной претензии,  не высказал ни
одного   осуждающего слова.  Она  для него  осталась  последним
прибежищем,  храмом, за порогом которого он оставлял  все  свои
раздражения,  слепой гнев и горькие обиды.  Самаприрода — нечто
бессловесное ибез расчета прекрасное, что не может нанести обид,
что  ничего не требует взамен за любовь кней.  Природа стала для
него материнскимдомом,  она заменила все остальное,  к чему  не
лежала  душа -  и  прежде всего  город.  Но природа — это и не
деревня,  к которой он тоже в общем посторонен. Деревнявначале у
Есенинанеприглядная,  бедная:  ветхая избенка,  бедность, горе и
гнет,  нужда и голод,  не слышно веселых песен,  плачет вьюга  у
ворот и т.д.Самая светлая картина деревни — стихотворение «Село»
(из ТарасаШевченко) 1914 года:  тут белеют  хаты, цветут  сады,
кругом  поля  илес,  «полный сказок ичудес»,  на горе красуются
палаты,  а «в небе  темно-голубом  Сам бог  витает  над селом»
Характерно,  что село это не рязанское, не реальное, аукраинское
и дажелитературное,  по памяти взятое из Шевченко.  А потом  он
часто  видит деревню издали,  извлекает ее приметы из собственных
ностальгическихвоспоминаний,  она является  ему как  бы  сквозь


                             — 15 -

дымку,  сквозь пелену отработанных книжных слов. Еслигород — это
каменнаяпещера,  капилище соблазнов, зла ипороков («Забудь, что
видел,  и беги!"), то перед деревней он шапкуснимает с поклоном,
он будто вмолитве обращается к ней:
     О будь мне матерью напутною
     В моем паденье роковом      [­­­­­­].
     «Природа, деревня, Русь — на этойосевой линии выстраиваются
лучшие,  цветные чувства Есенина, из них,  как из мрака, возникает
его  утопическая Ирония.  Однако после возвращенияиз Америки он
снова,  как и в ранних  стихах, видит  свою  неприглядную, свою
обиженную  и обманутую деревню.  Поднимая в праздник 1 Мая первый
бокал заСовнарком, второй — за рабочих, третий бокал он пьет «За
то,   чтоб  не  сгибалась  в хрипе  Судьба  крестьян".  Свобода
обернуласьудушием, песня радости — хрипом. Приехали… «Душа моя
устала  и смущена  от  самого себя и происходящего,  — пишет он
Клюеву.  — Нет тех знаков,  которыми бы можно было передать  все,
чем   мыслю  и  отчего  болею". Опьянение  революцией,  Инонией
оборачивлосьтяжким похмельем реального социализма" [­­­­­­­]
     Есенин всегда  находит такое  слово,  которое погружает нас
внутрь природныхстихий  - полыхающая  заря,  напористый ветер,
бескрайняявесна,  самозабвенное пенье соловья,бушующее цветенье
и т.п.  Он не живописует природу,  глядя на нее со  стороны,  на
расстоянии, авесь растворяется в красках и звуках, увлекая и нас
за  собой в  эти  стихии: «Сад  полышет,  как пенный   пожар»,
«Рыдалистая  дрожь неотлетевших журавлей»,  «Несказанное,  синее,
нежное",  «отговорила роща золотая» и т.д. Онлюбит не статичные,
отвердевшие  краски, а  как бы всполохи,  текучесть всего и вся,
живую природнуюдинамику,  выражая через нее  этапы человеческой


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.