— 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
ГЛАВА I. С.ЕСЕНИН- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХПОЭТОВ.............................. 6
1. Крестьянская поэзия начала XXвека.
Проблемапреемственности........................ 6
2. Мотивы ранней лирикиС.Есенина.................. 9
3. Стилистические особенности поэзииС.Есенина..... 17
ГЛАВА II.ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА С.ЕСЕНИНА......... 27
1. Народно-поэтические начала влирике С.Есенина... 27
2. Традиции А.Кольцова вхудожественной
интерпретации С.Есенина......................... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 62
ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА................................. 65
.
— 3 -
2ВВЕДЕНИЕ
В последние годы возрос интерес ученых к проблемам
литературы началаXX века, усилилось стремление изучить такие
моментылитературного процесса, которые раньше в силу сложившихся
социально-историческихусловий освещались частично или негативно.
В настоящее времяпересматриваются прежние концепции об отдельных
творческих индивидуальностях и о соотношении художественных
тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и
поэтическая судьба находится в центре внимания российского
литературоведения,следует назвать С.А.Есенина.
Интерес русского читателя к творчествуэтого замечательного
мастераслова не удалось подорвать даже массовыми запретами.
С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу.
Современныйчитатель с трудом представляет его в числе «закрытых»
авторов. Тем неменее не так просто разобраться в его творческом
пути, всвоеобразии художественной системы, втворческих связях,
причинахразноречивого восприятия есенинских стихов его
современниками, иглавное — в истоках его таланта. Это иявилось
главной причинойвыбора темы дипломной работы.
В представленном исследовании рассматривается поэзия
С.А.Есенина вконтексте народно-поэтических традиций. Есенин одно
время был близок к поэтам, образующим новокрестьянское
направление. Осостоянии этого «вида» поэзии идет речь в одном из
разделов первойглавы. Определяющей посылкой являетсяследующая:
с какой былитературной группой С.Есенин ни входил в контакт, он
всегда настаивална независимости. Так, до конца дней оставаясь
поэтом«золотой бревенчатой избы», он не хотел называться
— 4 -
крестьянскимпоэтом. Подписывая декларацию имажинистов, он тоже
не чувствовалсебя связанным их программой.
Творческий путь С.Есенина охватывает полтора десятилетия.
Однако он необычайно насыщен художественными поисками,
экспериментами.Стремясь к максимальной адекватности воплощения
своих замыслов,С.Есенин обращается к разным литературным жанрам.
Песенностьего лирики, ее гармоничность сосуществовать с явными
диссонансами,сочетанием несочетаемого в образах, звуках,
красках.Исповедальность не исключала диалога, столкновения
позиций.Пророчество и хулиганство в стихахзвучали в унисон.
_Материалом . для данной дипломной работы послужила поэзия
С.Есениа,воспоминания современников о нем, литературоведческие
работы отворчестве поэта. Главный упор делается на анализ ранних
поэтическихпроизведений С.Есенина. При необходимости
привлекаются егостихи 20-х годов.
_Целью . настоящей работы является освещение творчества
С.Есенина вконтексте народно-поэтических традиций.
Поскольку новокрестьянская лирика и раннийЕсенин наследуют
художественно-эстетическиепринципы крестьянских поэтов, то линии
традицийсоотносительные связи установлены с творчеством
А.Кольцова.
Достижение предполагаемой цели связано с решением частных
_задач:
1) показать влияние крестьянской поэзиина новокрестьянскую
и определить ееместо в литературе начала XX века;
2) рассмотреть мотивы ранней лирики С.Есенина и выявить
стилистическиеособенности его поэзии;
3) изучить фольклорные истоки творчестваС.Есенина (с опорой
— 5 -
на русскуюустно-поэтическую традицию и лирикуА.Кольцова).
Концепция дипломной работы строится наоснове имеющихся по
проблеме исследований Е.Наумова, Козловского, Ю.Прокушева,
А.Марченко,В.Мусатова, Н.Шубниковой-Гусевой и др.
Творчески осмыслены и новые подходы к анализу произведений
Есенина, и егожизненным и философским ориентациям, предложенные
в исследованияхН.И.Неженца и А.В.Занковской.
_Методы исследования . опираются на принципы историко-
функционального,сравнительно-сопоставительного, семантико-
стилистическогоизучения литературных явлений.
Дипломная работа состоит из введения, двухглав, заключения,
спискаиспользованной литературы.
.
— 6 -
2ГЛАВА I.С.ЕСЕНИН — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
2КРЕСТЬЯНСКИХ ПОЭТОВ
1. Крестьянская поэзия начала XXвека.
Проблема преемственности.
Крестьянская поэзия - исключительно самобытное и сложное
явление вотечественной литературе. Она возникла как одна из форм
сближенияустно-поэтической традиции с письменной.
В XIX в. певцов из народа обычно называлисамоучками. Они не
всегдаполучали школьное образование, грамоте учились
самостоятельно.Условия жизни затрудняли знакомствокрестьянских
поэтов с большой литературой. Круг их чтения был ограничен
дешевыми«народными книгами», сборниками песенной и сказочной
поэзии,отдельными светскими и религиозными изданиями.
И все же в прошлом столетии многие поэты из крестьян уже
приобщились ккнижной словесности. Наиболееталантливые из них -
А.Кольцов,И.Никитин, И.Суриков, сочинения которых не только
остались вистории литературы как индивидуально-авторские, но и
вошли всокровищницу национальной песенной культуры.
Крестьянские поэты XIX в. были уже непевцами в традиционном
пониманиислова, а людьми, хорошо знакомыми с настоящим
литературнымискусством. Они не порывали родственных связей с
фольклором и вместе с тем ориентировались в своем творчестве на
конкретныедостижения классической поэзии.
Постепенно крестьянская поэзия все дальшеотходила от устной
традиции и становилась письменной литературой. Народные
стихотворцывсе чаще записывали свои строки, а реже пели.
— 7 -
Изменилась игеография их поэтической деятельности: если в начале
и середине XIXвека они печатались преимущественно в Петербурге и
Москве, то впоследующие десятилетия в связи с развитием в стране
типографского и газетного дела их произведения стали широко
публиковаться настраницах местных, провинциальных изданий.
1880-1900-е годы не выдвинули из среды крестьян
сколько-нибудькрупных поэтов. Однако авторы, пришедшие тогда в
литературу,во многом подготовили почву для творчества своих
осободаровитых последователей - Н.Клюева, С.Клычкова,
А.Ширяевца,А.Орешина, С.Есенина. Идеи старой крестьянской лирики
возрождались наином, более высокохудожественном уровне. Любовь к
природе,внимание к народному быту и особенностям национального
характераопределили стиль и направление поэзии нового времени. В
ее песнях чувствовались и кольцовская удаль, и суриковская
задушевность, иникитинская боль...
«Социальная базановокрестьянских певцов была значительно
шире и демократичнее, наследуемые ими поэтические традиции
многообразнее, хотя грани, разделяющие их со своими
предшественниками, не были особенно резкими. Как и прежде, поэты
из народа писалине столько о своей личной судьбе, сколько о
судьбе крестьянства в целом. В ихпроизведениях звучал живой
голосхлебопашца, облекаемый в традиционные словесно-образные
формулы, уходящие своими истоками в языческую мифологию и
апокрифическиепредания"[].
В то же время новые художники стали проявлять интерес к
национально-историческойи национально-эстетической основе
русскойжизни. Поэты из народа создали в начале XX в.
высокохудожественнуюлирику. Переживания ее героев нередко
— 8 -
поднимались дотой высоты философско-образных обобщений, какой
отличаласьклассическая поэзия. Тема любви и родной природы,
раздумья охарактере человеческого бытия сделались в этой лирике
ведущими.Авторы не только видели мир огромным, но инаходили
яркие средствадля его изображения.
Правда, общечеловеческое в их стихах и песнях непременно
преломлялосьсквозь специфически крестьянское. Своеобразные
отношенияустановились у новокрестьянских писателей с большой
литературой. Вотличие от суриковцев они уже не называли себя
самоучками,наоборот, их поэтическая мысль иархитектоника стиха
оказались науровне самых высоких достижений русской поэзии XX в.
В.Львов-Рогачевскийписал о поэтах есенинского круга так: «Они...
принесли намв литературу жемчужины природных слов, народных
песен, сказаний, и за этот дорогой подарок должна сказать им
спасибо русскаялитература"[].
Творчество новокрестьянских поэтов свидетельствует о росте
народного самосознания, о желании социальных «низов» выразить
своеотношение к современнымнационально-общественным проблемам.
Оно было одной изформ приобщение народа к активной духовной
жизни в новыхисторических условиях.
.
— 9 -
2. Мотивы ранней лирики С.Есенина.
Всего 20 лет было Есенину, когда появилась первая книга его
стихов.Сборник «Радуница» вышел в ноябре 1915 года с датой на
обложке — 1916год. Как в геологическом разрезе видиммы в этом
сборникеразличные пласты, резко очерченные, не перемешанные
между собой,соприкасающиеся лишь своими поверхностями: наслоения
впечатленийразличных периодов жизни, начиная с отроческих лет.
Значительная часть сборника «Радуница» — это стихи, идущие
от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них
занимает реалистическое изображение деревенскойжизни. Наиболее
характерное изних — стихотворение «В хате»:
Пахнет рыхлыми драчонами
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз. []. [«В хате», 1914].
Зарисовки крестьянского быта встречаются ив других стихах
сборника.Старый дед беспрерывно хлопочет по хозяйству: чистит
ток, убирает сорную траву, роет канаву:
Старый дед, согнувши спину,
Чистит вытоптанный ток
И подонную мякину
Загребает в уголок. [].[«Дед», 1915].
Девушка собирается выходить замуж:
Я надену красное монисто,
Сарафан запетлю синей рюшкой,
Позовите, девки, гармониста,
Попрощайтесь с ласковой подружкой.[].
— 10 -
[«Девичник»,1915].
На кладбище совершается поминальный обряд:
Заслонили ветлы сиротливо
Косниками мертвые жилища.
Словно снег, белеется коливо -
На помин небесным птахам пища. [].
[«Поминки»,1915].
Весенняя толчея царит на ярмарке («Базар»)... Эти
стихотворенияотличаются правдивостью, точными бытовыми деталями.
Они говорят о том, что Есенин не проходилмимо реальной жизни,
любовался ее пестрымикартинами.
С чем отлично был знаком Есенин с ранних лет, что навсегда
запало в его душу- это картины родной природы, среди которой
провел он детствои юность:
Край любимый! Сердцу снятся.
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.[].[19 ]
Самая сильная сторона сбоника«Радуница» как раз и заключа-
лась в лирическомизображении русской природы, которую так хорошо
видел и глубокочувствовал поэт.
Сила есенинской лирики заключается втом, что в ней чувство
любви к родиневсегда выражается не отвлеченно и риторично, а
конкретно, взримых образах, через картины родной природы.
Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос нескошенный,
— 11 -
Лес да монастырь.[]. [1914]
У Есенина много печальных и безрадостных картин, которые
правдивоотражали состояние деревни в ту пору. И тем сильнее
лювоь к этомубедному краю:
Черная, потом пропахшая выть,
Как мне тебя не ласкать, не любить?
..................................
Оловом светится лужная голь...
Грустная песня, ты — русская боль.[].[1914]
Но любовь Есенина к родине порождаласьне только грустными
картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в
радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и
травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми
реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными
ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и
красоту русскойприроды:
Опять раскинулся узорно
Над белый полем багрянец...[].[1916]
Или:
В темной роще на зеленых елях
Золотятся листья вялых ив. [][«Мечта», 1916]
В разнообразные тона окутана Россия встихах Есенина:
Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят.
Позолоченные бляхи
С бубенцами говорят. [] [1915]
Пейзаж Есенина - не мертвые безлюдныекартины. Пользуясь
словамиГорького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен
— 12 -
человек". Этот человек - сам поэт, влюбленный в родной край.
Есенин приближаетк нам природу, олицетворяя ее:«Черемуха машет
рукавом", а в зимнюю стужу «Словно белой косынкой подвязалася
сосна". Онпишет:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщевый ее сарафан. []. [19..]
В то же время Есенин переносит явленияприроды на человека,
широко пользуетсяэтим приемом для его характеристики.
… С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла. [].[19..]
Изображение человека в общении с природой дополняется у
Есенина еще однойвесьма заметной особенностью — любовью ко всему
живому. В стихах Есенина животные наделены человеческими
чувствами. Они как бы «родня» человека: «И зверье, как братьев
нашихменьших, Никогда не бил по голове", - писал Есенин. С
необычайнойлюбовью и жалостью писал он о животных. Его «Песнь о
собаке", которую он читал Горькому, глубоко тронула писателя. В
очерке«Сергей Есенин» Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на
мой взгляд, он первый в русской литературе так умелои с такой
искренней любовью пишет о животных"[С.63-64]. Об этом можно
судить и постихотворению «Корова»:
… Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
— 13 -
О белоногом телке [].[«Корова», 1915]
Это стихи человека, любящего все живое, смотрящего на мир,
как на единое целое.
В таком взгляде были отголоски очень древнего представления
о человеке и природе, надолго удержавшегося в сознании
крестьянства. Эти традиционные представления оказались
непреходящими посвоей этической значимости.
Таковы наиболее характерные мотивы раннего творчества
Есенина, прозвучавшие в его первом сборнике«Радуница» и других
стихотворениях 1910-х годов. Многие из них получат свое
дальнейшееразвитие в последующем творчестве поэта.
Есенин выступил с лирикой, в которой звучали крестьянские
мотивы, тогда, когда в русской поэзии уже существовала давно
сложившаясятрадиция выражения крестьянского самосознания. Тяжкий
труд, горькаяжизнь и надежда на счастье многократно отозвались в
стихах русскихпоэтов.
Значимость произведений Есенина определяется позицией
лирического «я», его соотнесенностью с природой, со всей
окружающейстихией бытия. С другой стороны,природная сущность -
не фон, не второстепенный элемент общей композиции. Она -
последнеедуховное пристанище поэта.
Природа в стихах Есенина живее, сочнее, многокрасочней, чем
она теперь, настоящая. У него она не обессилена, необескровлена
и не отравлена, горло ее еще не сдавили каменными, т.е.
бесчувственнымируками. Есенин, как никто, пристально разглядел
этот момент еедоживания, ее предсмертного яркогопылания и со
всею страстью запечатлел его, потому что знал: завтра будет
совсем иное, завтра из нее выбьют душу, живой огонь,впрягут его
— 14 -
в оглобли бытовыхнадобностей и удобств. Как безутешно рыдало его
сердце, когда он видел, как несут топить в прорубьлишних щенят,
как на глазах коровы треплется по ветру шкураее теленка, как
режут подгорло лебединые шеи колосьев и от живых растений
остаютсяизбитые, искромсанные кости, как тысячи пудов конского
мяса (когда-топрекрасных скакунов) отдают за железное чудовище -
паровоз. Расчет и алчность побеждает стихию, буйство сил и
яркость цветениясковывает железобетонная необходимость.
Одна-единственная и последняя отрада для Есенина — природа.
Кажется, он не предъявил ей ни одной претензии, не высказал ни
одного осуждающего слова. Она для него осталась последним
прибежищем, храмом, за порогом которого он оставлял все свои
раздражения, слепой гнев и горькие обиды. Самаприрода — нечто
бессловесное ибез расчета прекрасное, что не может нанести обид,
что ничего не требует взамен за любовь кней. Природа стала для
него материнскимдомом, она заменила все остальное, к чему не
лежала душа - и прежде всего город. Но природа — это и не
деревня, к которой он тоже в общем посторонен. Деревнявначале у
Есенинанеприглядная, бедная: ветхая избенка, бедность, горе и
гнет, нужда и голод, не слышно веселых песен, плачет вьюга у
ворот и т.д.Самая светлая картина деревни — стихотворение «Село»
(из ТарасаШевченко) 1914 года: тут белеют хаты, цветут сады,
кругом поля илес, «полный сказок ичудес», на горе красуются
палаты, а «в небе темно-голубом Сам бог витает над селом»
Характерно, что село это не рязанское, не реальное, аукраинское
и дажелитературное, по памяти взятое из Шевченко. А потом он
часто видит деревню издали, извлекает ее приметы из собственных
ностальгическихвоспоминаний, она является ему как бы сквозь
— 15 -
дымку, сквозь пелену отработанных книжных слов. Еслигород — это
каменнаяпещера, капилище соблазнов, зла ипороков («Забудь, что
видел, и беги!"), то перед деревней он шапкуснимает с поклоном,
он будто вмолитве обращается к ней:
О будь мне матерью напутною
В моем паденье роковом [].
«Природа, деревня, Русь — на этойосевой линии выстраиваются
лучшие, цветные чувства Есенина, из них, как из мрака, возникает
его утопическая Ирония. Однако после возвращенияиз Америки он
снова, как и в ранних стихах, видит свою неприглядную, свою
обиженную и обманутую деревню. Поднимая в праздник 1 Мая первый
бокал заСовнарком, второй — за рабочих, третий бокал он пьет «За
то, чтоб не сгибалась в хрипе Судьба крестьян". Свобода
обернуласьудушием, песня радости — хрипом. Приехали… «Душа моя
устала и смущена от самого себя и происходящего, — пишет он
Клюеву. — Нет тех знаков, которыми бы можно было передать все,
чем мыслю и отчего болею". Опьянение революцией, Инонией
оборачивлосьтяжким похмельем реального социализма" []
Есенин всегда находит такое слово, которое погружает нас
внутрь природныхстихий - полыхающая заря, напористый ветер,
бескрайняявесна, самозабвенное пенье соловья,бушующее цветенье
и т.п. Он не живописует природу, глядя на нее со стороны, на
расстоянии, авесь растворяется в красках и звуках, увлекая и нас
за собой в эти стихии: «Сад полышет, как пенный пожар»,
«Рыдалистая дрожь неотлетевших журавлей», «Несказанное, синее,
нежное", «отговорила роща золотая» и т.д. Онлюбит не статичные,
отвердевшие краски, а как бы всполохи, текучесть всего и вся,
живую природнуюдинамику, выражая через нее этапы человеческой