Реферат по предмету "Литература"


Нравственные проблемы в произведениях Валентина Григорьевича Распутина

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 6
им. Ц.Л. Куникова
Реферат
тема: «Нравственные проблемы в произведениях ВалентинаГригорьевича Распутина».
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор:ученица 11 «В» класса
                      Терентьева Констанция.
 
Учитель– консультант:
    Черкасова Тамара Борисовна.
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Туапсе  2006 г.
ПЛАН
Вступление_____________________________________3 стр.
Анализ повети «Деньги для Марии»________________4 стр.
Анализ повести «Последний срок»_________________7 стр.
Анализ повести «Живи и помни»___________________10 стр.
Анализ повести «Прощание с Матерой»_____________14 стр.
Заключение_____________________________________18 стр.
Использованная литература_______________________19стр.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Если не я,
                                                                                    то кто за меня?
Но если я только для себя,
                                                                                    то зачем я?
М. Горький.
Известный писатель  Федор Абрамов  высказал   интересную мысль: с  давних пор существуют два способа обновленияи изменения жизни.  Один -  реформа  и   революция,   второй — путь нравственногоусовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.
Кто же может достучаться до душикаждого?  Ответ понятен: литература.Критика отмечает,  что в произведенияхряда  наших писателей уже давнообозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этотсмысл, понимающий свою ответственность в жизни.  Задумываясь о проблемах ипороках общества, думая,  как ихисправить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал:  «Всегда надо начинать с себя, тогдадойдешь до общего,  дообщегосударственных,  до общечеловеческихпроблем». Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущейв современной литературе. Ведь даже если наше общество сумеет перейти к  рыночной экономике  и стать богатым,  богатство не сможетзаменить доброты, порядочности, честности.  Наоборот, все порокилюдей могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр своего творчестванравственные проблемы личности, можно  назвать Ч.Айтматова,Б.Васильева,  Ф.Абрамова, В.Астафьева,Ю.Бондарева, В.Белова, мне бы хотелось заострить свое внимание на произведенияхВалентина Распутина, т.к. по-моему, мнению, в его произведениях наиболее четковырисовываются разные человеческие характеры, личности, которые  по-своему решают нравственные проблемы.
Повести Распутина – это попытка достать доглавного и решающего в самочувствии и умонастроении современного человека.Должно же быть что-то, что существует поверх всевозможных различий и важно длявсех? Индивидуальное, единичное казалось бы, случайное обнаруживает у Распутинасвою связанность с «целым», с «народным», с «закономерным», хотя место длявопроса, а какова «закономерность», оставлено. Распутиным движет желаниесказать о необходимом, назревшем, чтобы оно вошло в сознание общества, и можетбыть, что – то сместилось и обострило в нем, как это делала старая русскаялитература и как это умеют делать сегодня книги Ф.Абрамова, В.Быкова, В.Астафьева,В.Белова, С.Залыгина.
Сергей Залыгин писал, что повестиРаспутина отличаются особой «художественной законченностью» — законченностью изавершенностью «сложности». Будь то характеры и отношения героев, будь тоизображение событий – все от начала и до конца сохраняет свою сложность и несменяет логической и эмоциональной простотой каких-то окончательных,неоспоримых выводов и объяснений. Актуальный вопрос в произведениях Распутина«кто виноват?» не получает однозначного ответа. Как бы взамен нами осознаетсяневозможность такого ответа; мы догадываемся, что все идущие на ум ответынедостаточны, неудовлетворительны; они ни чем не облегчат тяжести, ничего непоправят, ничего в будущем не предотвратят; мы так и остаемся лицом к лицу стем, что случилось, с той страшной, жестокой несправедливостью, и все нашесущество восстает против нее…
 Я буду говорить о4 повестяхРаспутина: Деньги дя Марии, последний срок, живи и помни, прощание с матерой.
ДЕНЬГИ ДЛЯ МАРИИ.
Самая первая повесть Распутина «Деньги дляМарии». Фабула первой повести несложна. Так сказать житейский случай. Внебольшой сибирской деревушке произошло ЧП: ревизор обнаружил у продавцамагазина Марии большую недостачу. И ревизору и односельчанам ясно, что Мария невзяла себе ни копейки, став скорее всего жертвой запущенного еепредшественницами учета. Но, к счастью продавщицы, ревизор оказался человекомдушевным и дал пять дней для погашения недостачи. Учел, видимо, ималограмотность женщины, и ее бескорыстие, а главное – пожалел детей.
В этой драматической ситуации особенноярко проявляются людские характеры. Односельчане Марии держат своеобразныйэкзамен на милосердие. Они перед сложным выбором: или выручить свою совестливуюи всегда работящую землячку, одолжив ей деньги, или отвернуться, не заметитьчеловеческой беды, сохранив собственные сбережения. Деньги здесь становятсясвоего рода мерилом человеческой совести. Несчастье у Распутина не простобедствие. Это еще и проверка человека, испытание, обнажающее сердцевину души.Тут все высвечивается до дна: и хорошее, и дурное – все выявляется без утайки.Такие кризисные  психологические ситуацииорганизацию драматургию конфликта и в этой повести, и в других произведенияхписателя. Чередование света и теней, добра и зла создает атмосферу произведения.
В семье Марии к деньгам всегда относилисьпросто. Муж Кузьма считал: «есть – хорошо – нет – ну и ладно». Для Кузьмы«деньги были заплатками, которые ставятся на дырки, необходимые для житья». Онмог думать о запасах хлеба и мяса – без этого нельзя обойтись, но мысли озапасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Онбыл доволен тем, что имел. Вот почему когда в его дом постучалась беда, не онакопленных богатствах Кузьма жалеет. Он думает о том, как спасти жену, матьего детей. Кузьма обещает сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками,а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получиться». Мать здесь – символсветлого и возвышенного, не способного на какую – либо подлость. Мать – этожизнь. Защитить ее честь ее достоинство – вот что важно для Кузьмы, а неденьги.
Но совсем иначе относится к деньгамСтепанида. Ей невмоготу расстаться на какое-то время с копейкой. С трудомотдает деньги для помощи Марии и директор школы Евгений Николаевич. Не чувствосострадания к односельчанке руководит его поступком. Ему хочется этим жестомукрепить свою репутацию. Каждый свой шаг он афиширует на всю деревню. Номилосердие не может соседствовать с грубым расчетом.
Выклянчив у сына пятнадцать рублей, дедГордей больше всего боится, что Кузьма может и не взять столь ничтожную сумму.И тот не решается обидеть старика отказом. Вот и бабка Наталья с готовностьювынимает деньги, прибереженные себе на похороны. Ее не надо было ни убеждать,ни уговаривать. «Мария то сильно плачет?» — только и спросила она. И в этомвопросе выразилось все и сострадание и понимание. Замечу здесь же, что именно сбабки Натальи, которая одна вырастила троих детей, которая в своей жизни низнавала ни минуты покоя – все при деле и все бегом, и начинается в повестях Распутинагалерея портретов старых русских крестьянок: Анна Степановна и Мирониха из«Последнего срока», Дарья Пинигина и Катерина из «Прощание с Матерой».    
Понятное дело, страх перед судом угнетаетМарию и ее близких. Но Кузьма утешает себя тем, что суд разберется посправедливости: «Теперь смотрят, чтобы не зря. Мы не пользовались этимиденьгами, они нам не нужны». И в слове «ТЕПЕРЬ» тоже знак перемен. Деревня незабыла как после войны из-за купленной на стороне бочки бензина, необходимогодля окончания пахоты, упекли в тюрьму председателя колхоза.
Сделавшейся банальная метафора «время –деньги» реализуется Распутиным, как в прямом так и в переносном смысле. Время –деньги – это о попытках собрать тысячу рублей. Время и деньги это ужевозникающая в повести социальная проблема. Да, деньги многое преобразили и вэкономики и в психологии деревни. Они вызывали новые потребности новыепривычки. Дед Гордей не без хвастовства сокрушается: «я за весь свой вексколько раз деньги в руках держал – по пальцам сосчитать можно, я с малолетствапривык все делать сам, на свои труды жить. Когда надо и стол сколочу и катанкискатаю. В голодуху, в тридцать третьем году, и соль для варева на солонцахсобирал. Это теперь все магазин да магазин, а раньше в лавку раза два в годходили. Все свое было. И жили, не пропадали. А теперь шагу нельзя ступить безденег. Кругом деньги. Запутались в них. Разучились мастерить – как же вмагазине все есть были бы деньги». Ну то что «шагу нельзя ступить»,  явное преувеличение. Деньги в деревенскомобиходе ее не заняли столь прочного положения как в городе. А вот насчет утратыуниверсальности домашнего крестьянского труда – верно. Верно и  то что нынешний сельский житель уже не можетполагаться лишь на свое, на свои руки. Его благосостояние зависит не только отприусадебного участка, но и от того как идут дела в колхозе, от сферыобслуживания, от магазина, от тех же денег. Связи крестьянина с окружающиммиром, с обществом стали шире, разветвление. И хочет Кузьма, чтобы людипонимали эту незримую связь между собой, чтобы по-хорошему, сердцем ее ощущали.Он ждет что деревня отнесется к его жене с таким же участием какое Марияпроявила к односельчанам.
Ведь не по своему желанию она стала заприлавок, отказывалась, словно предугадывая беду. Сколько продавцов перебывалодо нее в магазине и редко кто избежал суда. И согласилась из-за того только,что пожалела народ: «людям даже за солью, за спичками приходилось ездить задвадцать верст, в Александровское».
  Приняв свое беспокойное хозяйство, героиня повести повела его не наказенный а на домашний лад. Чтобы не себе – другим было удобно. И покупатели небыли для нее безликой массой: все знакомые, всех по именам знала. Кому и в долгпродавала, пьяниц же с деньгами на порог не пускала. «Ей нравилось чувствоватьсебя человеком, без которого деревня не может обойтись», — это чувство иперевешивало страх ответственности.
Эпизоды, показывающие Марию за работой,необычайно значительны в повести: они открывают нам не самодовольную, непоказную, а естественную, истинную доброту и отзывчивость. И когда Кузьмаслушает в поезде рассуждения некоего местного деятеля о форме, о строгости, одирективах, он мысленно представляет свою Марию или безвинно пострадавшегопредседателя колхоза, и все его существо восстает против этой формальнойлогики. И ели Кузьма не силен в споре, то потому лишь, что придает главноезначение не слову а делу. Может быть, именно поэтому столь безошибочна реакциягероя на всякую ложную фразу, на притворство, на фальшь.
Конфликт между истиной человечностью иравнодушием рождает в «Деньгах для Марии» постоянную драматическуюнапряженность. Он трансформируется в столкновения бескорыстия и алчности,нравственной частоты и цинизма, гражданской совести и чиновничьей слепоты.
Мы понимаем как тягостно Кузьме – человекускромному, застенчивому, привыкшему к самостоятельности, предпочитающемуотдавать, а не брать – оказаться в роли просителя. Распутин с убеждающейдостоверностью доносит для нас это психологическое смятение: стыд и боль,неловкость и беззащитность. Однако не одни страдания сопутствуют герою встранствиях по  деревне. Не только плачетего душа, но и согревается теплом живого участия.
Ощущение «высшего», как нравственногозакона, должного соединить всех, витает в «утопических» снах Кузьмы. Там втрогательных ночных видениях, Марию спасают от беды всем сказочно — дружнымсельским «миром», и только там деньги теряют свою власть над всеми душами,отступая перед глубинным человеческим родством и союзом.
Доброта в «Деньгах для Марии» не объектумиления и любования. Это сила, обладающая внутренней притягательностью,пробуждающая в человеке жажду красоты и совершенства. Нравственные законы нашейдействительности таковы, что безразличие к людям, к их судьбе воспринимаетсякак нечто постыдное, недостойное. И хотя вышедшая из прошлого эгоистическая,стяжательная мораль еще не исчезла окончательно и способна причинить немалыйурон, она уже вынуждена маскироваться, прятать свое лицо.       
Мы не знаем точно как сложится будущееМарии, но ясно одно такие люди как Кузьма, председатель колхоза, агроном, дедГордей сделают все возможное, чтобы предотвратить беду. Сквозь призмудраматических обстоятельств писатель сумел различить многое из того нового,светлого, что входит в нашу современность, определяя тенденции  ее развития.
Я согласна с автором что истинным мериломчеловеческих отношений является не деньги а душевная доброта бескорыстие,умение сострадать.
ПОСЛЕДНИЙ СРОК
Особое чувство у меня вызывает повесть «Последний срок».
Валентин Григорьевич Распутин – один изпризванных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традициирусской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно –философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством,мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, бездумным существованием. Поисккорней этого конфликта в повести 1970 года «Последний срок».
Так говорил известный критик Теракопян:«Бывают книги, о которых удивительно трудно писать. Не потому что ониотличаются замысловатым сюжетом, не сложность останавливает – простота. Этаповесть как жизнь, которая всегда богаче, многограннее, чем суждение о ней.Постоянно ловишь себя на  том, чтохочется не анализировать, а слушать, как говорят, рассуждают, спорят герои. Какбудто находишься не в стороне от запечатленной автором картины, а внутри нее.Не читаешь о последних часах жизни старухи Анны, а сам присутствуешь при ней».
Повествование ведет с одной стороныбезличный автор-рассказчик, изображающий события в доме умирающей Анны, сдругой стороны рассказывает как будто сама Анна ее взгляды, мысли, чувствапередаются в форме несобственно-прямой речи. Такая организация повести создаетощущение диалога между двумя противоположными жизненными позициями. Но на самомделе симпатии автора однозначно находятся на стороне Анны, другая позицияпредставлена в негативном свете.
Негативная позиция Распутина принадлежитотношению автора к уже взрослым детям Анны, которые собрались в доме умирающейстарой матери, чтобы проститься с нею. Только ведь миг смерти не запланируешь,не рассчитаешь загодя, как остановку поезда на станции. Вопреки всем прогнозам,старуха Анна не торопится закрыть глаза. Силы ее то слабеют, то возвращаютсявновь. А в это время детей Анны занимают, прежде всего, собственные заботы.Люся спешит сшить себе еще при живой матери черное платье, чтобы выглядеть напохоронах подобающим образом, Варвара тут же клянчит это несшитое еще платьедля своей дочери. Сыновья Илья и Михаил запасливо покупают ящик водки – «матьнадо проводить, как следует» — и начинают пить заранее. И эмоции у нихненатуральные: Варвара, только приехав и открыв ворота «сразу как включиласебя, заголосила: «Матушка ты моя-а-а!» Люся «тоже опустила слезу». Все они – иИлья, и Люся, и Варвара, и Михаил — уже смирились с неотвратимостью потери.Неожиданный проблеск надежды на выздоровление вызывает у них не облегчение, аскорее замешательство и досаду. Словно мать обманула их, словно вынудилапопусту тратить нервы и время, перепутала планы. Так автор показывает, что духовныймир этих людей беден, они утратили благородную память, озабочены лишь мелочнымиделами, оторвались от Природы (мать в повести Распутина, и есть природа, дающаяжизнь). Отсюда и брезгливаяотстраненность автора от этих героев.
Трагедия в «Последнем сроке» разыгрывается на фонефарса. Сон Варвары,будто лепят бабы пельмени сначинкой из грязи, иносказательно характеризует обстановку действия. Перебранкимежду сестрами, преувеличенно бодрые, разгоряченные водкой голоса братьев – воттот акомпонемент, что сопровождает закатные часы главной героини. Готовыепринять участие в ритуале похорон Илья, Люся и Варвара этим ритуалом иисчерпывали свои обязанности. Ничто иное в их расчеты не входило. И Михаил,инстинктивно уловивший подоплеку нападок на него, устраивает сестрам и братубеспощадно жестокий экзамен. «А что, — кричит он, доведенный до крайности поучениями,- может, кто–нибудь из вас заберет ее, а? Давайте. Забирайте. Корову отдамтому, кто заберет… кто из вас больше всех любит мать? Забирайте. Что выраздумываете? Я такой-сякой а вы тут все хорошие». И не кто не принял этоговызова. Никто не взял старуху Анну под свое крыло, лишь простоватая Варварасмущенно призналась, что корову забрала бы, а мать – нет: «Да унас жить негде… Сонька сызнова прибавку ждет». Это поступки закономерные, оправданию они не поддаются, нообъяснению вполне. 
Распутин задумывается, откуда у детей Аннытакая толстокожесть? Ведь не родились же они такими? И почему у такой материполучились бездушные дети? Анна вспоминает прошлое, детство своих сыновей и дочерей.Вспоминает, когда родился первенец у Михаила, как он счастливый, ворвался кматери со словами: «смотри, мать, я от тебя, он от меня, а от него ещекто-нибудь…». Изначально герои способны «чутко и остро удивляться своемусуществованию, тому, что окружает на каждом шагу», способны понять свое участиев «нескончаемой цели» человеческого существования: «чтобы мир никогда не скуделбез людей и не старел без детей». Но потенциал этот не был реализован, погоняза сиюминутными благами затмила Михаилу, Варваре, Илье и Люсе весь свет и смыслжизни. Им некогда, да и не хочется задуматься, в них не развита способность удивлятьсябытию. Главную причину нравственного упадка писатель объясняет, прежде всего, утратойдушевной связи человека со своими корнями.
В этой повести существует один образ,который полностью противостоит образам бесчувственных детей Анны – это младшаядочь Таньчора. Таня сохранила идущее из детства сознание своей связи со всеммиром, благодарное чувство к матери, подарившей ей жизнь. Анне хорошо помнится,как Таньчора, старательно расчесывая ей голову, приговаривала: «Ты у нас, мама,молодец». – «Это еще пошто?» — удивлялась мать. «Потому что ты меня родила, и ятеперь живу, а без тебя никто бы меня родил, так бы я и не увидела белый свет».Татьяна отличается от своих братьев и сестер чувством благодарности к матери, кмиру, отсюда и все лучшее, нравственно – светлое и чистое, чуткость ко всемуживому, радостная бойкость нрава, нежная и искренняя любовь к матери, которуюне гасят ни время, ни расстояния. Хотя она тоже способна предать мать, — несочла же она нужным даже откликнуться на телеграмму.
 Анна Степановна никогда не жила для себя, никогда неуклонялась от долга, пусть даже самого обременительного. С кем бы из близких нестряслась беда, искала свою вину, словно проглядела что-то, опоздала во что-товмешаться. Жизнь Анны была до краев заполнена хлопотами. Она была и хозяйкой, иматерью, и кормилицей, и работницей в поле и огороде. Чтобы передать духовныймир Анны, автор избрал форму внутреннего монолога героини, формунесобственно-прямой речи: «Знать хотя бы, зачем и для чего она жила, топталаземлю и скрючивалась в веревку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только длясебя или для какой-то пользы еще? Кому, для какой забавы, для какого интересаона понадобилась? А оставила после себя другие жизни – хорошо это или плохо?Кто скажет? Кто просветит? Зачем? Выйдет ли из ее жизни хоть капля полезного,желанного дождя, который прольется на жаждущее поле?»
Оглядываясь назад, она видит, что годы ее,«подгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке», что вся жизнь ее была «вечнаякруговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам,задержать в глазах и в душе красоту земли и неба». Анна умеет видеть и ценитьэту красоту. Угасающем сознанием она высвечивает дальний-предальний день, когдаона еще была молодой, «в девках», вспоминает, как «она бредет вдоль берега потеплой, парной после дождя реке…». «И до того хорошо счастливо ей жить в этуминуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находится средибурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у неекружиться голова и сладко, взволновано ноет в груди». Эти светлые воспоминанияоправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. Ине от рабской покорности судьбе, а от сознания ни с чем не сравнимой радостижизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь какмучительную радость. Анна необычайно требовательна к себе. Она винит себя задавний «грех» — за то, что для больной дочки добирала молока у своей Зорькипосле колхозной дойки: «Стыд – его не отмоешь». Отсюда, от способностичувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой человеческийсрок на земле идет высочайшая нравственность Анны. Отсюда и ее всепрощающая,нетребовательная любовь к своим «ребятам»: «старуха старалась удерживать себя,чтобы не сказать и не сделать лишнее»; чтобы не обременять своих детейзаботами, она готова даже «не откладывая… умереть»; «Она все смотрела исмотрела на них жадно, торопливо, неловко – и никак не могла насмотреться, всеей было мало». Она интересуется, не привезли ли ей гостинцев, но не для себя, адля своей любимицы – внучки Нинки «Поговорю с ей, и на душе легче».Нравственное чувство Анны, когда надо делает ее твердой: однажды она «в упор изобоих стволов посолила задницу» зверюге, Денису-караульщику, в отместку запораненного им ребенка. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступилась своейсовестью, поэтому она уходит достойно: «Вот и побыла она человеком, познала егоцарство. Аминь». Анна понимает других, причем не только родных: «Старухаподумала: «люди», не делая разницы для своих и чужих».
Последние дни Анны. Дни подведения итогов– уже отрешенные от нескончаемых хлопот, от будничной суеты, заполненныеразмышлениями о прожитом. Разбегаются тропки воспоминаний и в тридцатые исороковые, и в недавние годы. И как на исповеди, развертывается судьбачеловека. Все самое важное, самое значительное в ней. Радости и страдания, прегрешенияи заботы. Мне кажется что подводя итоги своей жизни старуха анна не жалеет оттом что жила на свете.Что перемучилась, перетерпела немало – этого не отнимешь.Но ведь не мучилась и терпела ни раз. Всех выходила, вывела в люди. Она потомуи не страшится смерти, что выполнила предназначенное, вычерпала себя додонышка: «и своя жизнь вдруг показалась ей доброй, послушной, удачной. Удачной,как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для тогои приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей, не старел бездетей.      
Для Распутина Анна – образ идеальный.Писатель рассказал: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихсясамоотверженностью, добротой, способностью понимать другого». Сила характеровлюбимых героев Распутина – в мудрости, в народном миропонимании, народнойнравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа.
ЖИВИ И ПОМНИ
С особым интересом я прочитала повесть «Живи и помни».
Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастьеи слезах. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественнойвойны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных иблизких. Смерть — это страшно, но гораздо страшнее ду­ховная гибель человека.Именно об этом рассказы­вает повесть В. Распутина «Живи и помни». Повесть, которая родилась из соприкосновенияпережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревневоенных лет. И опять как в «Деньгах для Марии» и в «Последнем сроке», ВалентинРаспутин избирает критическую, поверяющую нравственные устои личности ситуацию.
Знал ли догадывался ли Андрей Гуськов в тусамую минуту, когда, поддавшись душевной слабости, вскочил он на поезд,направлявшийся не на фронт, а с фронта в Иркутск, чем обернется для него этотпоступок, для жены Настены, для близких? Пожалуй, догадывался, да толькосмутно, неотчетливо, опасаясь додуматьдо конца все, что должно произойти вследза этим, после этого.
Впрыгнув в вагон, Гуськов словно бывключил незримые часы, отчитывающие последний срок, сжимающие время, какшагреневую кожу. И отныне каждый день, обманом вырванный у войны, не отдалял априближал трагическую развязку. Неотвратимость трагедии заключена в самомсюжете «живи и помни», и предощущением трагедии дышат все страницы повести.Распутин не подводит своего героя к выбору, а с выбора начинает. С первых строкГуськов на развилке дорог, одна из которых ведет к войне, навстречу опасности,другая же от войны уводит. И отдав предпочтение этой второй, дороге онпредрешил судьбу. Сам распорядился ею.
Вот ведь как получилось. И надо то былоАндрею немного: взглянуть на Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвитсясо стариками. Только и всего. Казалось бы, самые простые, самые естественныежелания. Но шла война, и она установила свою меру, воплощая ее в понятиигражданского долга. Тяжесть этой высшей меры навалилась на Гуськова сразу же заворотами госпиталя.
Нет, писатель не придает беглеца судувоенного трибунала.
Напротив, внешние обстоятельства дажеблагоприятствуют герою повести. Ему не просто везет на долгом пути к дому, авезет невероятно, отчаянно. Словно сама фортуна заботливо отводит беду: нипатрулей, ни проверок, ни придирчивых расспросов. Да и это не все. У самой Атамановкиопять удача. Заброшенное зимовье на берегу Ангары. И печка есть, и дроввдоволь, и ни души вокруг.
Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушелот суда. И от кары, быть может, более суровой, чем расстрел. От карынравственной. Чем фантастичней везение, тем отчетливее в «Живи и помни» гулнадвигающейся катастрофы.
Вся повесть Распутина насыщена смысловыми,психологическими контрастами и парадоксами.
И не жизнь выгадал Гуськов, дезертировав споля боя, нет. Ибо можно ли назвать жизнью ту участь, к которой он добровольносебя приговорил? Не жизнь это, а просто биологическое, управляемое инстинктомдобычи и самосохранения существование. Дни и ночи, заполненные страхомразоблачения и неотвязным чувством голода. Время распавшееся на отдельныемгновения. Без прошлого, которое он сам вычеркнул, и без будущего.
Новая повесть Распутина отлична отпрежних, помимо прочего, и своеобразной «экзотичностью» положения героя. Онпопадает здесь в типично робинзоновские условия. Жизнь посреди дикой природы.Одиночество. Необходимость всецело полагаться только на самого себя. Однако«экзотичность» эта естественна, так уж сошлось одно к одному. Распутин неповторяет хрестоматийную ситуацию, а переиначивает ее. Вспомним, что герой Дефобыл только физически; а не духовно оторван от родной земли. Он и на островесумел сохранить в себе человечность. Робинзонада Гуськова отмечена противоположным моральным зарядом:происходит неотвратимое разрушение души. Одним из потрясающих моментов являетсяэпизод когда и сам Гуськов раздваиваясь превращается в хищное животное: в однуиз зимних ночей заслышав завывание волка он вдруг ощутил необыкновенную потребность тоже завыть, что он и сделал сев накорточки перед приоткрытой дверью.И если Робинзонасогревала надежда на спасительный корабль, то герою «Живи и помни» надеяться нена что. Он сам сжег за собой корабли. Между ним и Атамановской пролегланевидимая, но осязаемая запретная черта. И одна лишь Настена, движимаясостраданием к мужу, рискнула нарушить магическую границу. И, став за черту,обрекла себя на неизбывную муку.
В повести Распутина перемежаются междусобой два событийных потока. Первый – тайная, скрытая от постороннего взоралюбовь Настены и Андрея, их скоротечные свидания, горячечные объяснения. Второй– повседневная жизнь деревни. Последние месяцы войны. Предчувствие уже близкойпобеды и все еще приходящие похоронки.
Вольное течение Ангары и в прямом и  переносном смысле разделяет берега. Видсверху дал бы нам графически четкое изображение. На левой стороне реки – затаившейся,вздрагивающий от каждого шороха Андрей, на правой стороне – полнящаяся шумомголосом Атамановки.Единственная связнаямежду этими мирами – Настена. И  неГуськов, а его жена выступаетв повествовании какфигура подлинно трагическая.
Что до Гуськова, то ему не на кого пенять.На самого себя разве. И вина его несомненная, отчетливая. Он – дезертир, и этимвсе сказано. Ну а Настена? Она-то, за какие грехи должна маяться? Она, непокладавшая рук от зари до зари, державшая на своих плечах и дом и колхоз, ни вчем не дававшая себе поблажки.
Если рассуждать абстрактно, отвлеченно, угероини Распутина был-таки выбор. Тяжкий но был. Могла же она откреститься отмужа, оставить его там, в зимовье, или — еще круче – сообщить о нем кому следует:местному милиционеру или сверхбдительному Иннокентию Ивановичу. Но этоформально. Ибо такое решение было не для Настены, не по ее характеру. Да и несмогла бы жить она после этого, сама бы себя прокляла. Словом, был бы выход ине было его. Как ни поступи, лучше не станет. И, разделяя участь мужа, Настенастановится ответчицей за него, принимает удар на себя. Не только героиню, но инас, читателей, ставит Распутин перед мучительными нравственными проблемами. Иосуждаешь Настену, и жалеешь ее, и восхищаешься ее самоотверженстью. И все этосразу, одновременно.
Положение Гуськова в этой повестипо-своему проще и легче. Его существование – вне поля зрения людей, для них он– пропавший без вести. Настена же обречена вести двойную жизнь. Одну напоказ,словно ничего не произошло, — для Атамановки; другую, тщательнозамаскированную, — для мужа. Эта двойная жизнь и оборачивается испытанием наразрыв.
Привыкшая к гармоничности яркости мыслей ипоступков, героиня по характеру своему не способна на обман. А между тем все еенастоящее и будущее отныне невозможно без обмана, без каждодневногопритворства, без точно расчитаной игры: «…ее еще по привычке принимали за свою,а она уже была посторонней, чужой…» как и прежде она выходила на работу, как ипрежде крутилась по хозяйству, но обыкновенные, будничные поступки будто быобрели второй смысл. Превратились из естественных в фальшивые. Мир Атамановки,такой знакомый и понятный, с каждым днем неудержимо отдалялся от нее.Врожденная честность не позволяла Настене ни плакать, ни смеяться вместе с другими.Она ведь прятала такое, что «почему-то касалось всех и было против всех». Иничто не могло смягчить боль отторжения от близких. Даже любовь.
Проза Распутина неизменно эпична по своимведущим идеям. Но она вся сосредоточена на чувстве, переживании, придающем ейвзволнованность и поэтичность. На изображении событий лежит отсвет настроений исостояний героев. Так и в «живи и помни» стиль пульсирует в такт сердцу.
От подступающего отчаяния, издерганности,сомнений уходила Настена к зимовью. Там хоть не надолго забывалась, согреваладушу. И верилось, что все плохое, тягостное, страшное – это лишь дурноенаваждение, что ее Андрей не воровским способом, а честно вернулся с войны. Ирадостно было видеть его – небритого, с запавшими щеками, но невредимого, неискалеченного и воображать себя при этом всамделишной хозяйкой, веселокомандующей своим мужиком. Наконец, сбылось и самое заветное – то, о чем онамечтала столько лет и на что уже перестала надеяться, — она ощутила в себезреющую новую жизнь.
Распутин ведет повествование на таких вотконтрастных перепадах эмоций; беспощадно суровые страницы чередуются сосветлыми, излучающими тепло. Высокая, звенящая нота любви словно бы взмываетнад жестокостью обстоятельств. Любви безоглядной, верной, не щадящей себя. Илюбовь эта, может быть, впервые потрясает Гуськова. Заставляет поражаться своейслепоте, тому, что тогда, до войны, он не ценил своего счастья, не дорожил им.Всяко бывало: и кричал на жену, и с кулаками лез.
Сами представления о добре и злеутрачивают в сознании героини определенность, становятся расплывчивыми,зыбкими. Казалось бы ребенок – счастье. Но ведь и беда тоже. «Я же середь людейживу – или ты забыл? – говорит Настена Андрею. – что я им интересно скажу? Ониведь наверное спросят, поинтересуются.» та биологическая жизнь, которую велгуськов, разоблачает себя в повести как насквозь фальшивая, неестественная,низводящая человека к зверю. Естественная возможна только среди людей, вместе сними.
Маленькая Атамановка предстает частицейнеобъятного целого. На любые личностные коллизии ложиться отблеск эпохи.Ощущение этого народного подвига и образует высоту моральной требовательности кчеловеку, формирующей критерии оценки его поступков. Не трибунал судитдезертира, а совесть односельчан. Судят убитые, раненые, вдовы и сироты. Та же Настена,у которой Гуськов отнял право разделить вместе со всеми радость победы.
Изменив солдатскому долгу, Гуськов  предал и свою жену. Не только себя, но и ееотлучил от деревни, от народа. И отлучение это разом обесценило жизнь, лишилаее главного содержания. Гер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.