ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КАДЕТСКИЙКОРПУС
Рефератна тему:
«ИосифБродский. Биография и творчество»
Подготовил: кадет 71 классного отделения
СемилетенкоАрсений
Преподаватель: Ковтуненко Н.Н.
Москва,2003 г.
План.
1.Биография писателя - стр. 3
2.Основные этапы творчества - стр. 8
3.Список литературы - стр. 16
Биография писателя.
ИосифАлександрович Бродский родился в городе Ленинграде 24 мая 1940 года. Отец его,Александр Иванович Бродский, был военным журналистом, а мама, Мария Моисеевна,- домохозяйкой. Когда началась война, в1941, семья эвакуировалась изЛенинграда, а после окончания войны, в 1946, вернулась. Иосиф не закончилсредней школы, потому что вынужден был уйти из девятого класса, чтобы зарабатывать и материально помогать семье. Онработал на заводе и в морге, так как в детстве мечтал стать врачом. Черезнекоторое время он нашел другую форму заработка, которая оставляла многовремени для самообразования: он на летнее время уезжал в геологические экспедициии за время полевого сезона зарабатывал достаточную сумму, чтобы в остальноевремя учиться. Так он самостоятельно изучил английский язык и начал переводитьстихи английских поэтов-метафизиков, а также Бродский впоследствииизучил сербскохорватский язык. Потом именно отсутствие постоянной работы инкриминировали поэту вкачестве обвинения в тунеядстве.
Нарубеже 50-60-х годов в Ленинграде вокруг Анны Ахматовой сложился кружок молодыхпоэтов, в который входили Анатолий Найман, Дмитрий Бобышев, Владимир Уфлянд.Евгений Рейн привел в этот, по словам А.А. Ахматовой, «волшебный хор»Иосифа Бродского. Сам Бродский так вспоминал об этом времени: "… каким-тоневольным образом вокруг нее (Ахматовой. — Авт.) всегда возникало некое поле, вкоторое не было доступа дряни. И принадлежность к этому полю, к этому кругу намногие годы вперед определила характер, поведение, отношение к жизни многих — почти всех — его обитателей… На всех нас, как некий душевный загар, что ли,лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайнойщедрости, от нее исходивших". Начало известности молодого поэта на родинесвязано, увы, не с его поэзией, а с тем, что на Бродского обратили вниманиевласти и начали кампанию травли с использованием привычных для власти шаблонов.Вначале в газете «Вечерний Ленинград» от 29 ноября 1963 года появилсяфельетон под названием «Окололитературный трутень», в котором поэтбыл косвенно обвинен в тунеядстве, что по тем меркам было равносильноуголовному преступлению. Фельетон от начала до конца был клеветой. Подлинной жепричиной была независимость писателя, причем независимость не политическая(политических мотивов в его стихах вовсе не было), а в независимостиэстетической, потому что сам язык был не похож на то, что в общественномэстетическом сознании принято отождествлять с языком поэзии, с поэтическимитемами и образами. Он был оригинален. Непосредственным же поводом для началаобвинения, как считали близкие Бродскому люди, было стихотворение:
Еврейское кладбище около Ленинграда.
Кривой забор изгнилой фанеры.
Закривым забором лежат рядом
юристы, торговцы, музыканты, революционеры.
Для себя пели.
Для себя копили.
Длядругих умирали.
Но сначала платилиналоги,
уважалипристава,
и в этом мире,безвыходно материальном,
толковали Талмуд,
оставаясь идеалистами...
«Еврейское кладбище около Ленинграда...»
Грустныеноты, естественные для стихотворения, не соответствовали официальномуоптимизму, насаждавшемуся литературой социалистического реализма, который былпровозглашен творческим методом всех советских писателей. В фельетонестихи Бродского были названы «смесью декаденщины, модернизма и самойобыкновенной тарабанщины». В то время слова модернизм и декаденщина былибранными в устах советских критиков. А по поводу мировоззрения автора стиховбыло сказано, что оно «явно ущербно».
Фельетона оказалосьдостаточно, чтобы Бродского арестовали и предали суду по обвинению втунеядстве. Однако, по словам М. Лотмана, "… перу «тунеядца» кэтому времени уже принадлежало около 100стихотворений и 4 поэмы...". 13марта 1964 года Бродский был как тунеядец осужден на пять лет ссылки в«отдаленные местности… с применением обязательного труда».
В зале, где проходил суд присутствовала педагог, писатель и журналист Ф.А. Вигдорова,которая вела записи по ходу процесса — вначале открыто, а потом, когда судьязапретил ей это делать, — тайком. Ей удалось сделать стенографию всегосудебного процесса, и вскоре эти материалы под названием «Судилище»стали распространяться в рукописных и машинописных вариантах по стране.Благодаря этому публицистическому документу имя Бродского стало известнолюдям, до тех пор не слыхавших о нёмпрактически ничего. Кроме того, он стал одним из первых проявлений тогокультурного феномена, который получил название «самиздат». Самиздатсыграл большую роль в отечественной культуре. В нем писатели распространялипроизведения, которые не были допущены в печать коммунистической цензурой.Впрочем, это не было чем-то новым в русской литературе. Можно вспомнить,например, комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова, которая не быладопущена в печать при жизни автора, но стала известна всем грамотным людямблагодаря нескольким десяткам тысяч рукописных списков. Всписках распространялась и книга Радищева «Путешествие из Петербурга вМоскву».
Благодаря Ф.А. Вигдоровой в борьбу за отмену несправедливогоприговора включились одни из самых известных писателей того времени: К.Г.Паустовский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Т. Твардовский, Ю.П. Герман, А.А. Ахматова. Усилия их не пропалидаром, и в сентябре 1965 года Иосиф Бродский вернулся в Ленинград. ПокаБродский находился в ссылке, в США вышла книга его сочинений «Стихи ипоэмы»(1965). Там же, в США, вышла в 1970 вторая его книга под названием«Остановка в пустыне». За это время на родине не было напечатано ниодного оригинального стихотворения Бродского. В ленинградских газетах ижурналах печатались только стихи для детей, которые служили ему средствомзаработка. Лишь в конце 1987 года, перед присуждением Бродскому Нобелевкойпремии, в СССР было опубликовано 4 оригинальных его стихотворения. В этотпериод своей жизни Бродский много работал, выступал с чтением своих стихов,часто бывал в Прибалтике (там состоялся вечер его поэзии в Тарту). Занятияпереводами расширяли культурный кругозор поэта, оттачивали его поэтическуютехнику.
Летом 1972 года власти вынудили писателя покинуть роднуюстрану, и он оказался в США. Первая его должность в этой стране — преподаватель Мичиганского университета.Затем он переехал в Нью-Йорк и стал профессором Колумбийского университета, атакже преподавал в колледжах Нью-Йорка и Новой Англии. Доктор филологическихнаук, профессор Смоленского педагогического института В.С. Баевский писал оБродском: «Когда читаешь работы этого профессора с семикласснымобразованием об Эудженио Монтале, Уистине Хью, Одене и Дереке Уолкотте, оПлатонове, Цветаевой и Мандельштаме; когда читаешь новаторские стихи этогопоэта с семиклассным образованием, который впитал в себя всю мировую культурнуютрадицию от античности до наших дней и сумел остаться оригинальным, — приходится только развести руками и согласиться с Карлом Проффером, назвавшимБродского гением-самоучкой...». Кроме первых двух поэтических сборников вСША вышли и другие: «В Англии» (1977), «Конец прекраснойэпохи» (1977), «Часть речи» (1977), «Римские элегии»(1982), «Новые стансы в Августе» (1983), «Урания» (1987);кроме того, изданы его трехактная драма «Мрамор» (1984) ипо-английски книга «Меньше, чем единица» (1986). Вообще в это времяБродский все чаще выступал как англоязычный автор (в частности как переводчиксобственной поэзии). В этом качестве он удостоился премии муниципалитетаНью-Йорка за вклад в культурную жизнь города.
22 октября 1987 годаШведская академия объявила имя очередного нобелевского лауреата по литературе.Им стал Иосиф Бродский. Он пятый русский писатель после И.Бунина (1933),Б.Пастернака (1958), М.Шолохова (1965) и А.Солженицина (1970), удостоившийсяэтой высокой награды. Бродский стал одним из самых молодых нобелевскихлауреатов по литературе. После присуждения ему Нобелевской премии его стихи и поэмыстали широко распространяться и в России. Были изданы даже несколько собранийего сочинений.
В апреле 1996 года Бродского не стало. Он умер, так и неуспев приехать в Санкт-Петербург, о чем страстно мечтал все годы, проведенныеза границей.
Основные этапы творчества.
Творчество Иосифа Бродского к моменту присуждения премииуже два десятилетия пользовалось широкой международной известностью. Онсчитался не только признанным лидером русскоязычных поэтов, но и одной из самыхзначительных фигур в современной мировой поэзии, его произведения переводилисьна все языки мира.
С его родным городом на Неве связаны его первые шаги впоэзии, раннее признание в литературных кругах. В самом начале 60-х годов А.А.Ахматова назвала Бродского своим литературным преемником, но он не склонен былпризнавать влияния ее поэзии на свое творчество. В дальнейшем именно с Бродскимона связывала надежды на новый расцветрусской поэзии, сравнивая его по масштабу дарования с Мандельштамом. Большимавторитетом пользовался Бродский среди ленинградских поэтов среднего и особенномолодого поколения.
Тема Ленинграда занимает значительное место в раннемтворчестве поэта («Стансы», «Стансы городу»,«Остановка в пустыне», и многие другие). Характерно началостихотворения «Стансы»:
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать,
на Васильевскийостров
я приду умирать.
Однако и в творчестве зрелых лет, и в произведениях,написанных в эмиграции, возникают образы, так или иначе связанные сЛенинградом; сами истоки своей поэзии Бродский возводит к ленинградскойприроде:
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле
серых цинковых волн,всегда набегавших по две,
и отсюда все рифмы,отсюда тот блеклый голос,
льющийся между ними,как мокрый волос...
Нередко ленинградская тема пробивается и косвенными путями.Так, можно думать, что столь важная для зрелого Бродского имперская тема (притом речь может идти о Римской, Британской или Китайской империи) в своихистоках связана с жизнью в бывшей столице Российской империи. Тематическийдиапазон стихов Бродского начала 60-х годов необыкновенно разнообразен, ноотчетливо ощущается романтически приподнятая манера, свойственная поэзииГумилева. Примером может послужить стихотворение «Гладиаторы»:
Простимся.
До встреч в могиле.
Близитсянаше время.
Ну, чтож?
Мы непобедили.
Мы умремна арене.
Темлучше.
Необлысеем
отженщин, от перепоя.
… А небонад Колизеем
такое жеголубое,
как надродиной нашей,
которуюзря покинул
радиистин,
а также
ради богатства римлян...
Даже нарочитая грубоватость и просторечность не снижаютстилизованно-романтического звучания этого стихотворения. Такие стихистановились в 60-е годы почти городским фольклором, их пели под гитару наразные мелодии. При этом многие зачастую даже не знали имени их автора.Подобная судьба была уготована стихотворению «Пилигримы»: Мимо ристалищ, капищ,
мимохрамов и баров,
мимороскошных кладбищ,
мимобольших базаров,
мира игоря мимо,
мимоМекки и Рима,
синимсолнцем палимы,
идут поземле пилигримы.
Увечныони, горбаты,
голодны,полуодеты.
Глаза ихполны заката,
Сердца ихполны рассвета...
Несмотря на юношеский скептицизм, отчетливо звучащий в этихстихах, на очевидные анахронизмы («мимо храмов и баров»),стилистические неувязки («мимо роскошных кладбищ»), в них все равно чувствуется радостноепринятие мира, что удивительно соответствует общему умонастроению той эпохи,общему мироощущению. Для раннего Бродского характерны темы, связанные сдинамикой: движение, дорога, борьба (в том числе за человеческое достоинство),надежда на то, что лучшее — впереди. Поэтому несмотря на доминированиетревожных, даже трагических интонаций, поэзия раннего Бродского оказываеточищающее воздействие на читателей. Произведения этого периода еще сравнительнопросты по своей форме, мелодичны («Пилигримы», «Рождественский романс»).Вероятно, наиболее значительное произведение этого периода — драматическаяпоэма «Шествие» (1961).
Граница между ранним и зрелым Бродским приходится на1965-1968 годы. Поэтический мир Бродского как бы застывает: начинаютпреобладать темы конца, тупика, пустоты, немоты, одиночества, бессмысленностивсякой деятельности:
Шей бездну мук,
старайся, перебарщивай вусердье!
Нодаже мысль о — как его? — бессмертье
есть мысль ободиночестве, мой друг. «Разговор с небожителем», 1970
Поэт много размышляет и пишет о смерти. Как отметил в своёмпроницательном эссе, посвященном творчеству Бродского, выдающийся польский поэтЧеслав Милош, основной темой поэзии Бродского является любовь и смерть. Однакоу Бродского мы не найдём любовной лирики в традиционном смысле, когда стихиявляются непосредственным выражением любовного переживания. Любовь оказываетсячем-то хрупким, эфемерным, почти нереальным:
Вкакую-нибудь будущую ночь
ты вновь придёшь усталая, худая,
и я увижусына или дочь,
ещё никакне названных, — тогда я
недёрнусь к выключателю и прочь
руки непротяну уже, не вправе
оставитьвас в том царствии теней,
безмолвных,перед изгородью дней,
впадающихв зависимость от яви,
с моейнедосягаемостью в ней.
«Любовь», 1971
Любовь нередко выводится как бы через призму смерти, самаже смерть при этом оказывается весьма конкретной, материальной, близкой:
Этоабсурд, враньё:
Череп,скелет, коса.
«Смертьпридёт, у неё
будуттвои глаза».
«Натюрморт»,1971
В творчестве Бродского возрождаются традиции философскойпоэзии. В этом смысле Ч.Милош сравнивает его с Державиным, однако, еслиговорить об истоках, то для Бродского не меньшее значение, чем Державин иБаратынский, имеет английская традиция метафизической поэзии (Дж.Донн, У.Блейк,Т.С.Элиот). Оригинальность философской лирики Бродского проявляется не врассмотрении той или иной философской проблемы, не в высказывании какой-либомысли, а в разработке особого стиля, основанного на парадоксальном сочетаниикрайней рассудочности, стремлении к чутьли не математической точности выражения с максимально напряжённой образностью,в результате чего строгие логические построения становятся частьюметафизической конструкции, которая, в свою очередь, является звеномлогического развертывания текста.
Такого рода контрасты… вообще характерны для зрелойпоэзии Бродского. Ломая штампы и привычные сочетания, Бродский создаёт свой поэтический язык, который несчитается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включаетдиалектизмы и канцеляризмы, архаизмы, неологизмы и вульгарную лексику..
Притаком повышенном внимании к языковым ресурсам, при максимальном их напряжениистановится неизбежным выдвижение темы самого слова, речи, языка. В мире, гдевсё безвозвратно, слово является единственным средством возвращения бывшего:«Повторимо лишь слово: слово другим» («Строфы»),единственным средством преодоления времени, пустоты, смерти. В стихотворении«На столетие Анны Ахматовой» эта мысль выражена с предельнойясностью:
Сестрицу и огонь, зерно и жернова,
секиры остриё и усечённый волос —
Бог сохраняет всё; особенно — слова
прощенья и любви, как собственныйсвой голос.
В них бьётся рваный пульс, в нихслышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны иглуховаты,
поскольку жизнь — одна, они изсмертных уст
звучат отчётливей, чем изнадмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, — тебе ичасти тленной,
что спит в родной земле, тебеблагодаря
обретшей речи дар в глухонемойВселенной.
К поэзии Бродского применима одна из наиболеечасто повторяемых им мыслей: «Не язык орудие поэта — совсем наоборот, поэт- орудие языка». Евгений Рейн в статье «О стихах ИосифаБродского» писал: «Видимо, язык истосковался по поэту, который быоткрыл шлюзы для нерастраченных накоплений словаря. В стихах Бродского широкопредставлены арго, газетный и телевизионный язык, архаика, политический итехнический сленг, уличное просторечие, экстатическое ораторство молодёжнойвольницы… И вместе с тем Бродский — поэт традиционный, прививший к древурусской поэзии англо-американскую ветвь...».
Бродскиймногословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны: если Блоксчитал оптимальным объёмом стихотворения 12-16 стихов (т.е. 3-4 четверостишия),то у Бродского обычны стихотворения в 100-200 и более стихов. Необычайномногословны и фразы Бродского: если средняя длина предложения в русской поэзии 2-4 стиха, то у Бродскогонередко встречаются фразы в 20-30 и более стихов, тянущиеся из строфы в строфу.При этом синтаксис этих предложений нарочито усложнён обилием переносов ивставных конструкций; слова не признают границы стихов и даже строф, они как бы пытаются заполнить пустоту междуними. Важен сам факт говорения, преодолевающего пустоту и немоту, важен, дажеесли нет никакой надежды на ответ:
В Ковчег птенец
не возвратившись, доказует то, что
вся вера есть не более, чем почта
водин конец.
Поэт сравнивает свою деятельность состроительством Вавилонской башни — башни слов, которая никогда не будетдостроена. Здесь крайний рационализм поэзии Бродского закономерно перерастает всвою противоположность: бесстрастная рассудочность вскрывает неуравновешенностьчувств, не спокойное восприятие мира, а тоску и отчаяние, страстное желаниепрорыва, холодная логика рассуждений оборачивается магией заклинания. В миреесть две силы: слово и смерть. Только безостановочный поток слов может статьпреградой смерти.
Бродский высоко ценил значение литературы. В Нобелевскойлекции он писал: "… я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей наосновании их читательского опыта, а не на основании их политических программ,на земле было бы меньше горя. Мне думается, что потенциального властителя нашихсудеб следовало бы спрашивать, прежде всего, не о том, как он себе представляеткурс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу,Достоевскому. Хотя бы потому, что насущным хлебом литературы является именночеловеческое разнообразие и безобразие, она, литература, оказывается надёжнымпротивоядием от каких бы то ни было — известных и будущих — попыток тотального, массового подхода крешению проблем человеческого существования. Как система нравственного, по крайнеймере, страхования, она куда более эффективна, нежели та или иная системаверований или философская доктрина...". А об искусстве Бродский писал:«Другого будущего, кроме очерченного искусством, у человека нет. Впротивном случае нас ожидает прошлое...».
Втворчестве Бродского мы находим парадоксальное соединение эксперементаторства итрадиционности. Во многом его развитие шло наперекор основным тенденциям,действующим как в русской, так и в европейской поэзии, однако уже сейчас видно.что путь этот отнюдь не приводит к тупику и сочетание неканонической просодикии лексики с напряжённым метафоризмом и сложным метрико-строфическим построениемнаходит всё новых приверженцев. Бродский — выдающийся поэт, знакомый всемумиру. Но полное и глубокое осмысление поэзии Бродского — дело будущего.
Список использованной литературы:
1. Агеносов В.В. Русскаялитература XXвека. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Часть2. М., Дрофа,1998;
2. Баранников А.В. Русская литература, XXвек. Хрестоматия для 11 класса общеобразовательныхучереждений. Часть 2. М., Просвещение, 1996;
3. Меркин Г.С. Русская литература XXвека. Учебная книга для учащихсястарших классов. Часть 2. Смоленск,Скрин, 1995.