Жизненный и творческий путь
Сергея Александровича Есенина
Введение
Почему я решила создатьмультимедийную программу о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина?Потому что этот поэт заинтересовал меня своими стихотворениями, своей короткой,но насыщенной и интересной жизнью.
Цель: Презентация проектапо теме «Жизненный итворческий путь Сергея АлександровичаЕсенина».
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу,которая раскрывает жизненный итворческий путь Сергея Есенина;
2. Проанализировать и систематизироватьматериал по данной теме, создав хронологическую таблицу данных;
3. Раскрыть две темы в творчествеЕсенина: тема человека и природы, тема любви в стихах Есенина;
4. Провести звуковое соответствиестихотворениям «Отговорила роща золотая…» и «Заметался пожар голубой…»;
5. Создать диск-презентацию по теме«Жизненный итворческий путь Сергея АлександровичаЕсенина».
Русская классическая поэзия формируетв человеке любовь к родной природе, уважение к родному дому. И именно СергейЕсенин посвятил свое творчество природе, Родине и любви. Мне захотелосьподробнее узнать о его творчестве и о жизни, о том как он писал стихи, какиетрудности переживал в своей жизни. Современники считали Сергея Александровичадостойным приемником пушкинской славы, но в отличие от А.С. Пушкина у Есенинабыла короткая жизнь и загадочная смерть.
Я думаю, что творческое наследиеЕсенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек –только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от него. Проникнувв мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя в природе, какдома. Эти чувства помогут нам сохранить человечность, а значит, и человечество.
Биография
Родился Есенин 21 сентября (4октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянинаАлександра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замужпомимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затемона отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки идедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала многосказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» кнаписанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают наобучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школув городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно многопишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные.Первый сборник Есенина «Радуница» вышел в 1916 году. Песенный склад стихов,вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая кнародным песням и частушкам, — свидетельство того, что пуповина, связывающаяпоэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период ихнаписания.
Само название книги Радуница нередкосвязывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница — этодень поминовения усопших; с другой — это слово ассоциируется с циклом весеннихнародных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкимивеснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихахЕсенина, отличительная черта которых — потаенная грусть и щемящая жалость ковсему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовекблагословенно, что пришло процвести и умереть… Поэтический язык уже в раннихстихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, ачеловек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, гдекапустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымомполоводье зализало ил.., Хороша была Танюша, краше не было в селе...).
После окончания Спасо-Клепиковскогоучилища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощникомкорректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, такописывает Есенина тех лет: «Настроение было у него упадочное — он поэт,никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, чтозанимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания,распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободноевремя читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал,как жить...». В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той жеИзрядновой, «отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаютсяего стихи в газете „Новь“, „Парус“,»Заря"...".
Упоминание Изрядновой, ораспространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина влитературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И.Сурикова — собрании весьмапестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членамисостояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходитпоэт и на занятия народного университета Шанявского — первого в стране учебногозаведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенинполучает основы гуманитарного образования — слушает лекции о западноевропейскойлитературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становитсявсе увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы(Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет — Марфа Посадница, Ус, Песнь обЕвпатии Коловратке — одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение кистокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образноймузыкальности русского языка, и тайну «естественности человеческихотношений». Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать встихах Есенина той поры в полный голос:
Все встречаю,все приемлю,
Рад исчастлив душу вынуть.
Я пришел наэту землю,
Чтоб скорейее покинуть.
(1914)
Известно, что в 1916 в Царском СелеЕсенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, котороепоразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась — жизньЕсенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенинутесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят вПетербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А.Блока.Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенскийплаток. Записка сохранилась с пометкой Блока: «Стихи свежие, чистые,голосистые...». Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенинстал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где оченьскоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя — их особаяпростота в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательнаянепосредственность «деревенского паренька», а также обилие словечекиз диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературноймоды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни,по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие — например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителемспасительного, по их мнению, для России мистического народного православия,человека из древнего затонувшего «Града Китежа», всячески подчеркиваяи культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец.., Алый мрак внебесной черни.., Тучи с ожереби.) (Ржут, как сто кобыл...).
В конце 1915 — начале 1917 годовстихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близкосходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев.Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянныесапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двухпоэтов действительно многое — тоска по патриархальному деревенскому укладу,увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательноотгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущееЕсенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейностьсвоего «друга-врага». Неслучайно несколько лет спустя Есенинсоветовал в письме одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационнуюклюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисункастарообрядчества...».
И эта «настоящая жизньРуси» несла Есенина и его попутчиков на «корабле современности»все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаютсятревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром вЦарскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великойкнягиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания состороны своих петербургских литературных покровителей. В том «глухом чадупожара», о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, таки политические, оказались перемешаны, и «грядущий хам» (выражениеД.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурныхсобытиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всейпрежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране ичеловеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / Сиными временами. / Встает иная степь… (1917). Есенина переполняют надежды напостроение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни.Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах сбогоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адресновой власти:
Небо — какколокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик.
(Иорданская голубица, 1918).
Он пишет несколько небольших поэм:Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие пороювызывающе скандально, шокировали современников:
Языком вылижу на иконах я
Ликимучеников и святых.
Обещаю вамград Инонию,
Где живетбожество живых.
Не менее знаменитыми стали строки изпоэмы Преображение:
Облаки лают,
Реветзлатозубая высь...
Пою и взываю:
Господи,отелись!
В эти же революционные годы, вовремена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образногомышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в «узловойзавязи природы с сущностью человека», в народном творчестве. Эти мысли онизлагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешениетайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком иприродой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад:«Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайныбыла полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня».
Очень скоро Есенин понимает, чтобольшевики — вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словамС.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин «понял, вернее, почуялсвоим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не „великаябескровная“, а началось время темное и беспощадное...». И вотнастроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью,недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разрухашествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многиеиз которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная иокололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним изорганизаторов и лидеров новой литературной группы — имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image —образ] — направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго довойны 1914—1918 (основатели его — Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся отфутуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русскиеимажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах «Сирена»(Воронеж) и «Советская страна» (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич,А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др.Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты», «Чихи-Пихи»,книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе «Стойло Пегаса».Позднее имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих впрекрасном», прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этогогруппа распалась.
Теория Имажинистов основана принципомпоэзии, провозглашает примат «образа как такового». Не слово-символ сбесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), неслово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значениемявляется основой И. «Единственным законом искусства, единственным инесравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов»(«Декларация» имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится куподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл «внутренней формойслова». «Рождение слова речи и языка из чрева образа, — говорит Мариенгоф, —предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии». «Необходимопомнить всегда первоначальный образ слова». Если в практической речи«понятийность» слова вытесняет его «образность», то в поэзии образ исключаетсмысл, содержание: «поедание образом смысла — вот путь развития поэтическогослова» (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв каграмматичности: «смысл слова заложен не только в корне слова, но и вграмматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мыуничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа»(Шершеневич, 2×2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим «каталогомобразов», естественно не укладывается и в правильные метрические формы: «verslibre образов» требует «vers libre’a» ритмического: «Свободный стих составляетнеотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостьюобразных переходов» (Мариенгоф). «Стихотворение — не организм, а толпа образов,из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять» (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенночужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чегостоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенноена содержании… должно было погибнуть от истерики». В имажинизме Есенинапривлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в егоучастии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делитьтяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности,невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянскихкорней вкупе с разочарованием обрести «новый град — Инонию» придаютлирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже«по-осеннему», свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца излодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть…
Я последний поэт деревни — пишетЕсенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу.Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, чтона смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном изписем 1920 он признавался: «Мне очень грустно сейчас, что историяпереживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенноне тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему моств мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущихпоколений».
В то же время Есенин работает надпоэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет,собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образованаот имени Махно — руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Обаобраза роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорнымразбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест противсовременной Есенину действительности, в которой он не видел и намека насправедливость. Так «страна негодяев» для Номаха — и тот край, вкотором он живет, и вообще любое государство, где… если преступно здесь бытьбандитом, / То не более преступно, чем быть королем…
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитаятанцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супругиотправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейскиевпечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбил нищую Россию,но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царствоммещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство,и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяногоразгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихис жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первыестихи из цикла Москва кабацкая:
Снова пьютздесь, дерутся и плачут.
Под гармоникижелтую грусть...
Брак с Дункан вскоре распался, иЕсенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистскойРоссии. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно»крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некотороевремя в милиции, вскоре отпускали — к тому времени Есенин был знаменит вобществе как народный, «крестьянский» поэт.
Несмотря на тяжелое физическое иморальное состояние, Есенин продолжает писать — еще трагичнее, еще глубже, ещесовершенней. Среди лучших стихов его последних лет — Письмо к женщине, Персидскиемотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину,Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?..), Мы теперь уходим понемногу в тустрану, где тишь и благодать… И, наконец, стихотворение «Отговорила рощазолотая», в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерствозрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую еготак любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:
Отговорила роща золотая
Березовым,веселым языком,
И журавли,печально пролетая,
Уж не жалеютбольше ни о ком.
Кого жалеть?Ведь каждый в мире странник -
Пройдет,зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широкиммесяцем над голубым прудом...
В конце декабря 1925 Есенин приезжаетиз Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер»Сергея Есенина убили спецслужбы инсценировав самоубийство.
Посмертная судьба произведенийЕсенина в советской России во многом связана с большевистской идеологией и еевождями. Особенно заметную роль в унижении и практически запрещениипроизведений поэта сыграли Злые заметки Н.Бухарина, где он, в частности, писал:«Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни, такназываемого „национального характера“: мордобой, внутреннюю величайшуюнедисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественнойжизни...».
Так вплоть до периода«оттепели» середины 50-х годов Есенина издавали крайне редко и восновном одно и то же. Зато многие его произведения распространялись в списках,ходили по рукам, на стихи Есенина создавали песни, которые были горячо любимы ихорошо известны в самых широких слоях общества.Автобиография
Я сын крестьянина. Родился в 1895году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости.
С двух лет, по бедности отца имногочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному дедупо матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протеклопочти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех споловиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Япомню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя(дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, какщенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока незахлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну, куда ты годишься?»«Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другомудяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленнымиутками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мнойникто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать,я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но оченьудачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес накосьбу деду.
Среди мальчишек я всегда былконоводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругалатолько одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и частоговорил бабке: «Ты у меня, дура, его не тронь. Он так будет крепче».
Бабушка любила меня изо всей мочи, инежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарныммаслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но имасло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-тонеприятное чувство имею к субботе.
По воскресеньям меня всегда посылалик обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Двекопейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору ивместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на Другие двекопейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.
Так протекало мое детство. Когда же яподрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали взакрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я долженбыл поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел.
Стихи я начал писать рано, летдевяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этихлет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен,разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул вПетербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок,второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что впервый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором яраньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашейвнутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас, несмотря нато, что мы шесть лет друг друга не видели.
Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне,что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыднойсмерти.
За годы войны и революции судьба менятолкала из стороны в сторону. Россию, я исколесил вдоль и поперек, от СеверногоЛедовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии иИндии.
Самое лучшее время в моей жизнисчитаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров унас не было ни полена.
В РКП я никогда не состоял, потомучто чувствую себя гораздо левее.
Любимый мой писатель — Гоголь.
Книги моих стихов:«Радуница», «Голубень», «Преображение»,«Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедьхулигана» и «Пугачев».
Сейчас работаю над большой вещью подназванием «Страна негодяев».
В России, когда там не было бумаги, япечатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстногомонастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонникинашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунистынас не любят по недоразумению.
За сим всем читателям моим нижайшийпривет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»
Хронологическая таблица
21 сентября (4 октября) 1895г.– родился Сергей Есенин.
1904г.–Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затемцерковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
1912г.–Есенин переехал в Москву.
Осень 1913г.–знакомство с Анной Романовной Изрядновой.
21 декабря 1914г.– рождение первого сына Сергея Есенина Юрия.
1914г.– первая публикация стихотворений вгазете «Новь» и журналах «Парус», «Заря».
Весной 1915г.– Есенин переезжает в Петроград, гдезнакомится с Н. А. Клюевым, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, А. А. Блоком.
1916г.–первый сборник стихов «Радуница»
1916г.–Есенин призывается в армию.
Весной 1917г.– знакомство с Зинаидой Райх.
1918г.– в Петрограде выходит вторая книгастихов Есенина «Голубень», затем «Преображение».
1919г. — Есенин оказывается одним изорганизаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов.
1920г.–знакомство с Надеждой Вольпин.
1920г. — поэмы «Русь уходящая»,«Песнь о великом походе», «Русь советская», «АннаСнегина», «Черный человек»; драматические поэмы«Пугачев» и «Страна негодяев».
1920г. – выходит сборник стихов «Москва кабацкая».
19 сентября 1920г.– встреча с Галиной Бениславской.
3 октября 1921г.– знакомство с Айседорой Дункан.
1922г.–Есенин и Дункан сочетались браком.
1922-1923гг.– Есенин и Айседора совершаютдлительную поездку по Западной Европе и США.
1923г.– ониразошлись.
1924 – 1925гг.– Есенин путешествует по Закавказью.В то же время выходит сборник «Персидские мотивы», стихотворения «Русьуходящая», «Письмо к женщине», «Письмо матери»,«Стансы».
1925г. – знакомствос Софьей Толстой.
27 февраля 1925г.– Есенин пишет свое последнеестихотворение «До свиданья друг мой, до свиданья… ».
28 февраля 1925г. — в гостинице «Англетер»Сергея Есенина убили спецслужбы, инсценировав самоубийство.
Зинаида Райх
Весной 1917 года в редакции одной изгазет он знакомится с секретарем-машинисткой Зинаидой Николаевной Райх, своейровесницей. В истории советского театра она упоминается как актриса, однако намомент их знакомства такой актрисы не существовало — свою первую роль Райхсыграла лишь в 30 лет. Через три месяца после знакомства состоялось венчание — проездом, в Вологде. Сергей не жил с ней постоянно, хотя она и родила от негодвоих детей — Татьяну (1918) и Константина (1920).
В 1918 году Есенин опять вернулся вМоскву и после непродолжительной дружбы с поэтами Пролеткульта примкнул кимажинистам. Вместе с Мариенгофом они приобрели книжную лавочку на БольшойНикитской, а затем «Стойло Пегаса» на Тверской. Мариенгоф в«Романе без вранья» упомянул Зинаиду Райх: «Из Орла приехалажена Есенина — Зинаида Николаевна Райх. Привезла она с собой дочку: надо жебыло показать ее отцу. Танюшке тогда года еще не минуло. А из Пензы заявилсянаш закадычный друг Михаил Молабух… А вдобавок — Танюшка, как в старых писаликнижках, „живая была живулечка, не сходила с живого стулечка“; сняниных колен — к Зинаиде Николаевне, от нее — к Молабуху, от того — ко мне.Только отцовского „живого стулечка“ ни в какую она не признавала. Ина хитрость пускались, и на лесть, и на подкуп, и на строгость — всепопусту».
А потом, как рассказывал Мариенгоф,Есенин попросил друга помочь ему отправить Зинаиду обратно в Орел. "… Немогу я с Зинаидой жить… Говорил ей — понимать не хочет… Не уйдет, и все…ни за что не уйдет… Вбила себе в голову: «Любишь ты меня, Сергун, этознаю и другого знать не хочу...» Скажи ты ей, Толя, что есть у меня другаяженщина". Толя сказал, как велел Есенин, и Зинаида Райх с дочерью уехала вОрел. И еще рассказывал Мариенгоф о том, как «познакомился» Есенин ссыном, которого родила ему Зинаида Райх. «Забыл рассказать. Случайно наплатформе ростовского вокзала я столкнулся с Зинаидой Николаевной Райх. Онаехала в Кисловодск. Зимой Зинаида Николаевна родила мальчика. У Есенинаспросила по телефону: „Как назвать?“ Есенин думал-думал, выбирая нелитературное имя, и сказал: „Константином“. После крещенияспохватился: „Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут“.Смотреть сына не поехал. Заметив на ростовской платформе меня, разговаривающимс Райх, Есенин описал полукруг на каблуках и, вскочив на рельсу, пошел вобратную сторону… Зинаида Николаевна попросила: „Скажите Сереже, что яеду с Костей. Он его не видал. Пусть зайдет взглянет. Если не хочет со мнойвстречаться, могу выйти из купе“. Есенин все-таки зашел в купе глянуть насына. Посмотрев на мальчика, сказал, что тот черненький, а Есенины черные небывают». Позднее кто-то вспоминал еще, что З. Райх, уже живя сМейерхольдом, требовала у Есенина деньги на обучение их дочери.Галина Бениславская
В жизни Сергея Есенина многонеясного, кроме, пожалуй, его убийства и этой, хотя и сложной, но вместе с темискренней любви к нему Галины Бениславской…
Холодным декабрьским днем 1926 годана безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве около скромной могилы СергеяЕсенина стояла молодая женщина. Год назад в ленинградской гостинице«Англетер» оборвалась жизнь тридцатилетнего поэта. Женщина напохоронах не была. Сейчас она нервно курила папиросу за папиросой. Потомдостала листок бумаги и быстро набросала несколько строк:«Самоубилась» здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собакбудут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле дляменя все самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского иобщественное мнение, которое у Сосновского на поводу". Некоторое время онастояла неподвижно, затем достала пистолет.
Выстрел услышали у сторожки. К меступроисшествия, боязливо прячась за памятники и ограды, первым подоспелкладбищенский сторож. Смертельно раненная женщина в клетчатом кепи и тёмномпоношенном пальто лежала на снегу и чуть слышно стонала. Сторож побежал кцеркви поднимать тревогу. Скоро пришла милиция, приехала «скорая помощь».Умирающую повезли в Боткинскую больницу, но она уже не дышала. Тогда«скорая» развернулась и повезла тело покойной на Пироговку ванатомический театр. Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской,беззаветно любившей поэта.
Галина родилась после случайной связимолодого иностранца Артура Карьера и грузинки. Карьер после рождения девочкискрылся в неизвестном направлении, а её мать вследствие тяжёлого психическогозаболевания попала в больницу. Девочку удочерили тётка и её муж. Детство Галинапровела в зажиточной семье в латвийском городе Резекне. Женскую гимназиюокончила в Петербурге с золотой медалью.
Впервые Бениславская увидела Есенина19 сентября 1920 года на вечере в Политехническом музее, на котором поэт читалстихи. Вот как она описала эту встречу:
"… Вдруг выходит тот самыймальчишка (поэту было 24 года): короткая нараспашку куртка, руки в карманахбрюк, совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув голову и стан,начинает читать:
«Плюйся,ветер, охапками листьев.
— Я такой же, как ты, хулиган».
… Что случилось после его чтения,трудно передать. Все вдруг повскакали с мест и бросились к эстраде, к нему. Емуне только кричали, его молили: «Прочитай ещё что-нибудь!» И черезнесколько минут, подойдя уже в меховой шапке с собольей оторочкой, по-ребяческипрочитал ещё раз «Плюйся, ветер...».
Опомнившись, я увидела, что тоже усамой эстрады. Как я там очутилась, не знаю, не помню. Очевидно, этим ветромподхватило и закрутило и меня..."
Вскоре Есенин и Бениславская сталиблизки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. 3 октября1921 года, в день рождения Есенина, в мастерской художника Якулова собраласькомпания. После выступления в концерте к Якулову привезли известнуюамериканскую танцовщицу Дункан. 46-летняя Айседора, зная всего 20-30 русскихслов, услышав стихи Есенина, сразу поняла необыкновенный талант молодого поэтаи первая назвала его великим русским поэтом. Не раздумывая, она увезла Есенинак себе в особняк. В комнату Бениславской он не пришёл.
После почти полуторагодовогопутешествия за границей Есенин возвратился на родину, но жить со стареющей иревнивой танцовщицей не стал. Из фешенебельного особняка поэт вновь пришёл вкомнату Бениславской в многонаселённой коммунальной квартире.
27 декабря 1925 года оборвалась жизньЕсенина. Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для неёпотеряла смысл.
Самоубийство Галины Бениславской всехпотрясло. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На памятнике начерталислова: "