Реферат по предмету "Литература"


Жизнь и творчество Бунина

ИванАлексеевич Бунин (1870 – 1953)






Оглавление
1. Вступление.
2. Жизньи творчество И. А. Бунина.
3. Заключение.
Классикрусской литературы, почетный академик по разряду изящной словесности, первый изрусских писателей Нобелевский лауреат, поэт, прозаик переводчик, публицист,литературный критик Иван Алексеевич Бунин уже давно завоевал всемирную славу.Его творчеством восхищались Т. Манн, Р. Роллан, Ф. Мориак, Р. — М. Рильке, М.Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие. И. Бунин всю жизнь шел своимпутем, он не принадлежал ни к одной литературной группировке, тем болееполитической партии. Он стоит особняком, уникальной творческой личностью вистории русской литературы конца ХIХ — ХХ века.
Жизнь и творчество И. А. Бунина
" Нет, непейзаж влечет меня,
Не краски ястремлюсь подметить,
А то, что вэтих красках светит, -
Любовь ирадость бытия".
И. Бунин
ЖизньИ. А. Бунина богата и трагична, интересна и многогранна. Бунин родился 10октября (ст. ст.) 1870 года в Воронеже, куда его родители переехали дляобучения его старших братьев.
ИванАлексеевич происходил из древнего дворянского рода, который берет свое начало сХV века. Род Буниных очень обширен и разветвлен, и история его чрезвычайноинтересна. Из рода Буниных вышли такие представители русской культуры и науки,как знаменитый поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский, поэтесса АннаПетровна Бунина, выдающийся географ — путешественник Петр Петрович Семенов — Тян-Шанский. Бунины находились в родстве с Киреевскими, Шеншиными,Гротами, Воейковыми.
Интереснои само происхождение Ивана Алексеевича. И мать и отец писателя происходят изрода Буниных. Отец — Алексей Николаевич Бунин женился на Людмиле АлександровнеЧубаровой, которая ему приходилась племянницей. И. Бунин очень гордился своимдревним родом и всегда писал о своем происхождении в каждой автобиографии.
ДетствоВани Бунина прошло в глуши, в одном из не больших родовых поместий (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Первоначальныезнания Бунин получил от домашнего учителя, «студента Московскогоуниверситета, некоего Н. О. Ромашкова, человека… очень талантливого — и вживописи, и в музыке, и в литературе, — вспоминал писатель, — вероятно, егоувлекательные рассказы в зимние вечера… и то, что первыми моими книгами длячтения были „Английские поэты“ (изд. Гербеля) и Одиссея» Гомера,пробудили во мне страсть к стихотворству, плодом чего явилось несколько младенческихвиршей..." Рано проявились и артистические способности Бунина. Он могодним, двумя жестами передразнить или представить кого — то из знакомых, чемприводил в восторг окружающих. Благодаря этим способностям Бунин позднее сталпревосходным чтецом своих произведений.
Десятилет Ваню Бунина отдали в Елецкую гимназию. Во время учебы он живет в Ельце уродственников и на частных квартирах. «Гимназия и жизнь в Ельце, — вспоминал Бунин, оставили мне впечатления далеко не радостные, — известно, чтотакое русская, да еще уездная гимназия и что такое уездный русский город! Резокбыл, и переход от совершенно свободной жизни от забот матери к жизни в городе,к нелепым строгостям в гимназии и к тяжкому быту тех мещанских и купеческихдомов, где мне пришлось жить нахлебником». Но учился в Ельце Бунин всегочетыре с небольшим года. В марте 1886 года его исключили из гимназии за неявкус каникул и неуплату за обучение.
ИванБунин поселяется в Озерках (имение умершей бабушки Чубаровой), где подруководством старшего брата Юлия проходит курс гимназии, а по некоторымпредметам и курс университета. Юлий Алексеевич был высоко образованнымчеловеком, одним из самых близких Бунину людей. Всю свою жизнь Юлий Алексеевичвсегда был первым читателем и критиком бунинскихпроизведений.
Будущийписатель все детство и отрочество провел в деревне, среди полей и лесов. Всвоих «Автобиографических заметках» Бунин пишет: «Мать идворовые любили рассказывать, — от них я много наслышался и песен, ирассказов… Им же я обязан и первыми познаниями в языке, — нашем богатейшемязыке, в котором, благодаря географическим и историческим условиям, слилось ипретворилось столько наречий и говоров чуть не со всех концов Руси». Бунини сам ходил по вечерам в крестьянские избы на посиделки, на улицах вместе с деревенскимиребятами пел «страдательные», сторожил лошадей в ночном… Все этоблаготворно влияло на развивающийся талант будущего писателя.
Летсеми — восьми Бунин начал писать стихи, подражая Пушкину и Лермонтову. Любилчитать Жуковского, Майкова, Фета, Я. Полонского, А.К. Толстого.
ВпервыеБунин выступил в печати в 1887 году. В петербургской газете «Родина»были опубликованы стихотворения «Над могилой С. Я. Надсона»и «Деревенский нищий». Там же в течение этого года были напечатаныеще десять стихотворений и рассказы «Два странника» и "Нефедка". Так началась литературная деятельность И.А.Бунина.
Осенью1889 года Бунин поселился в Орле и начал сотрудничать в редакции газеты«Орловский вестник», где «был всем, чем придется, — икорректором, и передовиком, и театральным критиком...». В это времямолодой писатель жил только литературным трудом, сильно нуждался. Родителипомочь ему не могли, так как семья окончательно разорилась, усадьба и земля вОзерках были проданы, а мать и отец стали жить врозь, у детей и родных.
Сконца 1880 — х годов Бунин пробует свои силы влитературной критике. Им опубликованы статьи о поэте самоучке Е. И. Назарове, оТ. Г. Шевченко, талантом которого ОН восхищался с юности, о Н. В. Успенском,двоюродном брате Г. И. Успенского. Позже появились статьи о поэтах Е. А.Баратынском и А. М. Жемчужникове. В Орле Бунина, по его словам,«сразила..., к великому… несчастью, долгая любовь» к ВарвареВладимировне Пащенко, дочери Елецкого врача. Родители ее были категорическипротив брака с нищим поэтом. Любовь Бунина к Варе была страстной и мучительной,порой они ссорились и разъезжались по разным городам. Длились эти переживанияоколо пяти лет. В 1894 году В. Пащенко оставила Ивана Алексеевича и вышла замужза его друга А. Н. Бибикова. Бунин страшно тяжелопереживал этот уход, его родные даже опасались за его жизнь.
Перваякнига Бунина — «Стихотворения 1887 — 1891 гг.» вышла в 1891 году вОрле, в качестве приложения к «Орловскому вестнику». Как вспоминаетсам поэт, это была книга «чисто юношеских, не в меру интимных»стихов. Отзывы провинциальной и столичной критики были в целом сочувственны,подкупали точность и живописность картин природы. Чуть позже стихотворения ирассказы молодого писателя появляются и в «толстых» столичных журналах- «Русское богатство», «Северный вестник», «ВестникЕвропы». Одобрительно отозвались на новые произведения Бунина писатели А.М. Жемчужников и Н. К. Михайловский, который написал, что из Ивана Алексеевичавыйдет «большой писатель».
В1893 — 1894 годах Бунин испытал огромное влияние идей и личности Л. Н.Толстого. Иван Алексеевич посещал колонии толстовцев на Украине, решил занятьсябондарным ремеслом и даже научился набивать обручи на бочки. Но в 1894 году вМоскве произошла встреча Бунина с Толстым, который сам и отговорил писателяопрощаться до конца.
ЛевТолстой для Бунина — высшее воплощение художественного мастерства инравственного достоинства. Иван Алексеевич буквально наизусть знал целыестраницы его произведений и всю жизнь преклонялся перед величием таланта Толстого.Итогом такого отношения стала позже глубокая, многоаспектная книга Бунина«Освобождение Толстого» (Париж, 1937).
Вначале 1895 года Бунин едет в Петербург, а затем в Москву. С этого времени онвходит в столичную литературную среду: знакомится с Н. К. Михайловским, С. Н.Кривенко, Д. В. Григоровичем, Н. Н. Златовратским, А. П. Чеховым, А. И. Эртелем, К. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Ф. Сологубом, В. Г.Короленко, А. И. Куприным.
Особенноважно для Бунина было знакомство и дальнейшая дружба с Антоном ПавловичемЧеховым, у которого он подолгу гостит в Ялте и вскоре становится своим в егосемье. Бунин вспоминал: «У меня ни с кем из писателей не было такихотношений, как с Чеховым. За все, время ни разу, ни малейшей неприязни. Он былнеизменно со мной сдержанно нежен, приветлив, заботился как старший».Чехов предсказал, что из Бунина выйдет «большой писатель». Бунинпреклонялся перед Чеховым, которого считал одним «из самых величайших и деликатнейших русских поэтов», человеком «редкогодушевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этихслов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте,чуткости и нежности при редкой правдивости». О кончине А. Чехова Бунинузнал в деревне. В своих воспоминаниях он пишет: «Четвертого июля 1904года я поехал верхом в село на почту, взял там газеты и письма и завернул ккузнецу перековать лошади ногу. Был жаркий и сонный степной день, с тусклымблеском неба, с горячим южным ветром. Я развернул газету, сидя на пороге Кузнецовойизбы, — и вдруг точно ледяная бритва полоснула по сердцу».
Говоряо творчестве Бунина, следует особо отметить, что он был блестящим переводчиком.В 1896 году вышел перевод Бунина поэмы американского писателя Г. У. Лонгфелло«Песнь о Гайавате». Этот перевод неоднократнопереиздавался, и на протяжении многих лет поэт вносил в текст перевода поправкии уточнения. «Я всюду старался, — писал в предисловии переводчик, — держаться,возможно, ближе к подлиннику, сохранить простоту и музыкальность речи,сравнения и эпитеты, характерные повторения слов и даже, по возможности, числои расположение стихов». Перевод, сохранивший максимальную верностьоригиналу, стал заметным событием в русской поэзии начала ХХ века и донастоящего времени считается непревзойденным. Иван Бунин также переводил Дж.Байрона — «Каин», «Манфред», «Небо и земля»;"Годиву" А. Теннисона; стихотворения А. деМюссе, Леконта де Лиля, А. Мицкевича, Т. Г. Шевченкои других. Переводческая деятельность Бунина сделала его одним из выдающихсямастеров поэтического перевода.
Перваякнига рассказов Бунина «На край света» вышла в 1897 году «средипочти единодушных похвал». В 1898 году выходит стихотворный сборник«Под открытым небом». Эти книги, наряду с переводом поэмы Г.Лонгфелло, принесли Бунину известность в литературной России.
Частобывая в Одессе, Бунин сблизился с членами «Товарищества южнорусскиххудожников»: В. П. Куровским, Е. И. Буковецким, П.А. Нилусом. Бунинавсегда тянуло к художникам, в среде которых он находил тонких ценителей своеготворчества С Одессой у Бунина многое связано. Этот город — место действиянекоторых рассказов писателя. Иван Алексеевич сотрудничал с редакцией газеты«Одесские новости». В 1898 году в Одессе Бунин женился на АннеНиколаевне Цакни. Но брак оказался несчастливым, иуже в марте 1899 года супруги разошлись. Их сын Коля, которого Бунин обожал,умирает в 1905 году пяти лет от роду. Потерю единственного ребенка ИванАлексеевич тяжело переживал. Всю жизнь фотопортрет КолинькиБунин носил с собой.
Весной1900 года в Ялте, где в его время находился МХАТ, Бунин знакомится соснователями театра и его актерами: К Станиславским, О. Книппер,А. Вишневским, В. Немировичем — Данченко, И. Москвиным. А также в этот приездБунин знакомится с композитором С. В. Рахманиновым. Позднее Иван Алексеевичвспоминал эту «встречу, когда, проговорив чуть не всю ночь на берегу моря,он обнял меня и сказал: „Будем друзьями навсегда!“. И действительно,дружба их продолжалась всю жизнь.
Вначале 1901 года в издательстве «Скорпион» в Москве вышел сборникстихов Бунина «Листопад» — результат недолгого сотрудничестваписателя с символистами. Отклики критики были неоднозначны. Но в 1903 годусборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»были удостоены Пушкинской премии Российской Академии наук.
ПоэзияИ. Бунина завоевала особое место в истории русской литературы благодаря многим,только ей присущим достоинствам. Певец русской природы, мастер философской илюбовной лирики, Бунин продолжал классические традиции, открывая неизведанныевозможности «традиционного» стиха. Бунин активно развивал достижениязолотого века" русской поэзии, никогда не отрываясь от национальной почвы,оставаясь русским, самобытным поэтом.
Вначале творчества для бунинской поэзии наиболеехарактерна пейзажная лирика, обладающая удивительной конкретностью, точностьюобозначений. С 900 — х годов поэт обращается к лирикефилософской. Бунина интересует как отечественная история с ее легендами,сказками, преданиями, так и истоки исчезнувших цивилизаций, древний Восток,античная Греция, раннее христианство. Библия и Коран — любимое чтение поэта вэтот период. И все это находит свое воплощение в поэзии и в прозе писатьФилософская лирика проникает в пейзажную и преображает ее. По своемуэмоциональному настроению любовная лирика Бунина трагедийна.
СамИ. Бунин считал себя, прежде всего поэтом, а уж потом прозаиком. И в прозеБунин оставался поэтом. Рассказ «Антоновские яблоки» (1900) яркоетому подтверждение. Этот рассказ — «стихотворение в прозе» о русскойприроде.
Сначала 1900 — х годов начинается сотрудничествоБунина с издательством «Знание», что привело к более близкимотношениям Ивана Алексеевича с А. М. Горьким, который руководил этимиздательством. Бунин часто печатается в сборниках товарищества«Знание», а в 1902 — 1909 годах в издательстве «Знание»выходит первое Собрание сочинений писателя в пяти томах. Отношения Бунина сГорьким были неровные. Сначала вроде бы и завязалась дружба, читали друг другусвои произведения, Бунин не раз бывал у Горького на Капри. Но по мереприближения революционных событий 1917 года в России отношения Бунина кГорькому все более становились прохладными. После 1917 года произошелокончательный разрыв с революционно настроенным Горьким.
Совторой половины 1890 — х годов Бунин — активныйучастник литературного кружка «Среда», организатором которого был Н.Д. Телешов. Постоянными посетителями «Сред»были М. Горький, Л. Андреев, А. Куприн, Ю. Бунин и другие. Один раз на сСреде" присутствовали В. Г. Короленко, А. П. Чехов. На заседаниях«Среды» читались и обсуждались авторами их новые произведения. Былзаведен такой порядок, что, все могли говорить все, что они думают о данномлитературном творении без всяких обид со стороны автора. Обсуждались и событиялитературной жизни России, подчас разгорались жаркие споры, засиживались далекоза полночь. Нельзя не упомянуть и тот факт, что нередко на собраниях«Среды» пел Ф. И. Шаляпин, а аккомпанировал ему С. В. Рахманинов. Этобыли незабываемые вечера!
Странническаянатура Бунина проявлялась в его страсти к путешествиям. Иван Алексеевич нигдедолго не задерживался. Всю жизнь у Бунина никогда не было своего дома, он жил вгостиницах, у родных и друзей. В своих скитаниях по свету он установил для себяопределенный распорядок: "… зимой столицы и деревня, иногда поездка заграницу, весной юг России, летом преимущественно деревня".
Воктябре 1900 года Бунин путешествует с В. П. Куровскимпо Германии, Франции, Швейцарии. С конца 1903 года и в начале 1904 — ИванАлексеевич вместе с драматургом С. А. Найденовым был во Франции и Италии. В июне1904 года Бунин ездил по Кавказу. Впечатления от путешествий ложились в основунекоторых рассказов писателя (например, цикл рассказов 1907 — 1911 годов«Тень птицы» и рассказ «Воды многие» 1925 — 1926 годы),открывающих перед читателями еще одну грань творчества Бунина: путевые очерки.
Вноябре 1906 года в Москве в доме писателя Б. К. Зайцева Бунин познакомился сВерой Николаевной Муромцевой (1881 — 1961).Образованная и умная женщина, Вера Николаевна разделила с Иваном Алексеевичемжизнь, став преданным и самоотверженным другом писателя. После его смерти онаготовила к изданию рукописи Ивана Алексеевича, написала содержащую ценныебиографические данные книгу «Жизнь Бунина» и свои воспоминания«Беседы с памятью». Бунин говорил жене: «Без тебя я ничего ненаписал бы. Пропал бы!».
ИванАлексеевич вспоминал: «С 1907 года жизнь со мной делит В. Н. Муромцева. С этих пор жажда странствовать и работатьовладела мною с особенной силой… Неизменно проводя лето в деревне, мы почтивсе остальное время отдали чужим краям. Я не раз бывал в Турции, по берегамМалой Азии, в Греции, в Египте вплоть до Нубии, странствовал по Сирии,Палестине, был в Оране, Алжире, Константине, Тунисе и на окраинах Сахары,плавал на Цейлон, изъездил почти всю Европу, особенно Сицилию и Италию (где трипоследних зимы мы провели на Капри), был в некоторых городах Румынии,Сербии...».
Осенью1909 года Бунину присуждена вторая Пушкинская премия за книгу«Стихотворения 1903 — 1906», а также за перевод драмы Байрона«Каин» и книги Лонгфелло «Из золотой легенды». В том же1909 году Бунин избран почетным академиком Российской Академии наук по разрядуизящной словесности. В это время Иван Алексеевич усиленно работает над своейпервой большой повестью — с Деревня", которая принесла автору еще большуюизвестность и явилась целым событием в литературном мире России. Вокруг повестиразгорелись ожесточенные споры, в основном обсуждалась объективность и правдивостьэтого произведения. А. М. Горький так отозвался о повести: «Так глубоко,так исторически деревню никто не брал».
Вдекабре 1911 года на Кипри Бунин закончил повесть«Суходол», посвященную теме вымирания дворянских усадеб и основаннуюна автобиографическом материале. Повесть имела громадный успех у читателей илитературной критики.
Великиймастер слова, И. Бунин изучал фольклорные сборники П. В. Киреевского, Е. В. Барсова, П. Н. Рыбникова и др., производя из нихмногочисленные выписки. Писатель и сам делал фольклорные записи. «Меняинтересует воспроизведение подлинной народной речи, народного языка», — говорил он Собранные им свыше 11 — ти тысяч частушек,народных прибауток писатель называл «неоценимым кладом». Бунинследовал за Пушкиным, писавшим, что «изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
17января 1910 года Художественный театр отмечал пятидесятилетие со дня рожденияА. П. Чехова. В. И. Немирович — Данченко попросил Бунина выступить с чтениемего воспоминаний о Чехове. Иван Алексеевич так рассказывает об этомзнаменательном дне: «Театр был переполнен. В литературной ложе с правойстороны сидели родные Чехова: мать, сестра, Иван Павлович с семьей, вероятно, идругие братья, — не помню.
Моевыступление вызвало настоящий восторг, потому что я, читая наши разговоры сАнтоном Павловичем, его слова передавал его голосом, его интонациями, чтопроизвело потрясающее впечатление на семью: мать и сестра плакали.
Черезнесколько дней ко мне приезжали Станиславский с Немировичем и предлагалипоступить в их труппу".
27- 29 октября 1912 года торжественно отмечалось 25 — летиелитературной деятельности И. Бунина. Тогда же он был избран почетным членомОбщества любителей российской словесности при Московском университете и до 1920года являлся товарищем председателя, и позднее временным председателемОбщества.
В1913 году 6 октября на праздновании полувекового юбилея газеты «Русскиеведомости» Бунин произнес в. Литературно — художественном кружке мгновенноставшую знаменитой речь, направленную против «уродливых, отрицательныхявлений» в русской литературе. Когда сейчас читаешь текст этоговыступления, то поражает актуальность бунинских слов,а ведь это было сказано 80 лет назад!
Летом1914 года, путешествуя по Волге, Бунин узнает о начале первой мировой войны.Писатель всегда оставался ее решительным противником. Старший брат ЮлийАлексеевич видел в этих событиях начало крушения государственных устоев России.Он предрек " — Ну, конец нам! Война России за Сербию, а затем революция вРоссии. Конец всей нашей прежней жизни!". Скоро это пророчество началосбываться...
Но,несмотря на все последние события в Петербурге в 1915 году выходит виздательстве А. Ф. Маркса Полное собрание сочинений Бунина в шести тому, Какписал автор, туда «входит все, что я считаю более или менее достойнымпечати».
КнигиБунина «Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912 — 1913 гг.» (М., 1913),«Чаша жизни: Рассказы 1913 — 1914 гг.» (М., 1915), «Господин изСан — Франциско: Произведения 1915 — 1916 гг.»(М., 1916) содержат в себе лучшие творения писателя дореволюционной поры.
Январьи февраль 1917 года Бунин жил в Москве. Февральскую революцию и продолжающуюсяпервую мировую войну писатель воспринимал как страшные предзнаменованиявсероссийского крушения. Лето и осень 1917 года Бунин провел в деревне, всевремя, тратя на чтение газет, и наблюдал нарастающую волну революционныхсобытий. 23 октября Иван Алексеевич с женой выехал в Москву.
Октябрьскуюреволюцию Бунин не принял решительно и категорично. Он отвергал всякуюнасильственную попытку перестроить человеческое общество, оценив событияоктября 1917 года как «кровавое безумие» и «повальноесумасшествие». Наблюдения писателя послереволюционного времени нашлиотражение в его дневнике 1918 — 1919 годов «Окаянные дни». Это яркое,правдивое, острое и меткое публицистическое произведение, пронизанное яростнымнеприятием революции. В этой книге видна неутолимая боль за Россию и горькиепророчества, выраженные с тоской и бессилием что — либо изменить в творящемсяхаосе разрушения вековых традиций, культуры, искусства России.
21мая 1918 года Бунины уехали из Москвы в Одессу. Последнее время в Москве Бунинжил на квартире Муромцевых в доме й26 по Поварской улице. Это единственный сохранившийся в Москве дом, где жилБунин. Из этой квартиры на первом этаже Иван Алексеевич с женой и отправился вОдессу, оставив Москву навсегда.
ВОдессе Бунин продолжает работать, сотрудничает в газетах, встречается списателями и художниками. Город много раз переходил из рук в руки, меняласьвласть, менялись порядки. Все эти события достоверно отражены во второй части«Окаянных дней».
26января 1920 года на иностранном пароходе «Спарта» Бунины отплыли вКонстантинополь, навсегда покинув Россию — горячо любимую Родину. Бунин мучительнотяжело переживал трагедию разлуки с Родиной. Душевное состояние писателя исобытия тех дней отчасти отображены в рассказе «Конец» (1921). Кмарту Бунины добрались до Парижа — одного из центров русской эмиграции. Всядальнейшая жизнь писателя связана с Францией, не считая кратковременных поездокв Англию, Италию, Бельгию, Германию, Швецию, Эстонию. Большую часть года Буниныпроводили на юге страны в городке Грас, близ Ниццы,где снимали дачу. Зимние месяцы Бунины обычно проводили в Париже, где у них былаквартира на улице Жака Оффенбаха.
Бунинне сразу смог вернуться к творчеству. В начале 1920 — хгодов издаются книги дореволюционных рассказов писателя в Париже, Праге,Берлине. В эмиграции Иван Алексеевич написал мало стихотворений, но среди нихесть лирические шедевры: «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»,«Михаил», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»,«Петух на церковном кресте». В 1929 году в Париже выходит итоговаякнига Бунина — поэта «Избранные стихи», утвердившая за писателем одноиз первых мест в русской поэзии. В основном в эмиграции Бунин работал надпрозой, результатом чего явились несколько книг новых рассказов: «РозаИерихона» (Берлин, 1924), «Митина любовь» (Париж, 1925),«Солнечный удар» (Париж, 1927), «Божье древо» (Париж, 1931)и другие.
Необходимоособо отметить, что все произведения Бунина эмигрантского периода за оченьредким исключением построены на русском материале. Писатель вспоминал начужбине Родину, ее поля и деревни, крестьян и дворян, ее природу. Бунинпрекрасно знал русского мужика и русского дворянина, у него был богатый запаснаблюдений и воспоминаний о России. Он не мог писать о чуждом ему Западе иникогда не обрел второй родины во Франции. Бунин остается, верен классическимтрадициям русской литературы и продолжает их в своем творчестве, пытаясь решитьвечные вопросы о смысле жизни, о любви, о будущем всего мира.
Надроманом «Жизнь Арсеньева» Бунин работал с 1927 по 1933 год. Это самоекрупное произведение писателя и главная книга в его творчестве. Роман«Жизнь Арсеньева» как бы объединил в себе все, о чем писал Бунин.Здесь и лирические картины природы и философская проза, жизнь дворянскойусадьбы и повесть о любви. Роман имел огромный успех. Он был сразу переведен наразные языки мира. Имел успех и перевод романа.
«ЖизньАрсеньева» — это роман — размышление об ушедшей России, с которой у Бунинасвязано все творчество и все его мысли. Это не автобиография писателя, каксчитали многие критики, что приводило Бунина в негодование. Иван Алексеевичутверждал, что «всякое произведение у любого писателя автобиографичнов той или иной мере. Если писатель не вкладывает часть своей души, своихмыслей, своего сердца в свою работу, то он не творец…
-Правда, и автобиографичность — то надо понимать не как использование своегопрошлого в качестве канвы произведения, а, именно, как использование своего,только мне присущего, видения мира и вызванных в связи с этим своих мыслей,раздумий и переживаний".
Девятогоноября 1933 года из Стокгольма пришло; известие о присуждении БунинуНобелевской премий. Ивана Алексеевича выдвигали на премию Нобеля еще в 1923году, затем снова — в 1926, а с 1930 года его кандидатуру рассматривалиежегодно. Бунин был первым из русских писателей, получивший Нобелевскую премию.Это было мировое признание таланта Ивана Бунина и русской литературы в целом.
ВручениеНобелевской премии происходило 10 декабря 1933 года в Стокгольме. Бунин сказалв интервью, что получил эту премию возможно, за совокупность произведений:«Я думаю, однако, что Шведская академия хотела увенчать мой последнийроман „Жизнь Арсеньева“. В Нобелевском дипломе, выполненнымспециально для Бунина в русском стиле, было записано, что премия присуждена»за художественное мастерство, благодаря которому он продолжил традиции русскойклассики в лирической прозе" (пер. со швед.).
Изполученной премии Бунин около половины роздал нуждающимся. Только Куприну онподарил сразу пять тысяч франков. Иногда деньги раздавались совершеннонезнакомым людям. Бунин говорил корреспонденту газеты «Сегодня» П. Пильскому «Как только я получил премию, мне пришлосьраздать около 120000 франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперьэто особенно трудно». В итоге премия иссякла быстро, и надо было ужепомогать самому Бунину.
В1934 — 1936 годах в Берлине издательство "Петрополис"выпустило Собрание сочинений Бунина в 11 томах. Готовя это здание, Бунинтщательно правил все ранее написанное, главным образом немилосердно сокращая.Вообще Иван Алексеевич всегда очень требовательно подходил к каждому новомуизданию и старался каждый раз совершенствовать свою прозу и стихи. Этимсобранием сочинений подводился итог литературной деятельности Бунина почти запятьдесят лет.
Всентябре 1939 года грянули первые залпы второй мировой войны. Бунин осуждалнаступающий фашизм еще до начала военных действий. Годы войны Бунины провели в Грасе на вилле "Жаннет".Вместе с ними еще жили М. Степун и Г. Кузнецова, Л. Зуров,некоторое время жил А. Бахрах. С особенной болью иволнением встретил Иван Алексеевич известие о начале войны Германии с Россией.Под страхом смерти Бунин слушал русское радио, отмечал на карте обстановку нафронте. Во время войны Бунины жили в страшных нищенских условиях, голодали, сбольшой радостью встретил Бунин победу России над фашизмом.
Несмотряна все лишения и тягости войны, Бунин продолжает работать. За время войны имнаписана целая книга рассказов под общим заглавием «Темные аллеи»(первое полное издание. — Париж, 1946). Бунин писал: «Все рассказы этойкниги только о любви, о ее „темных“ и чаще всего очень мрачных ижестоких аллеях»~. Книга «Темные аллеи» — это 38 рассказов олюбви в различных ее проявлениях. В этом гениальном творении Бунин предстаетпревосходным стилистом и поэтом. Бунин «считал эту книгу самой совершеннойпо мастерству». Лучшим из рассказов сборника Иван Алексеевич считал«Чистый понедельник», он написал о нем так «Благодарю Бога, чтоон дал мне возможность написать „Чистый понедельник“.
Впослевоенные годы Бунин с интересом следит за литературой в советской России,восторженно отзывается о творчестве К. Г. Паустовского и А.Т.Твардовского. Опоэме А. Твардовского «Василий Теркин» Иван Алексеевич писал в письмек Н. Телешову: а. я (читатель, как ты знаешь,придирчивый, требовательный) совершенно восхищен его талантом, — это поистинередкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность вовсем и какой необыкновенный народный, солдатский язык — ни сучка, ни задоринки,ни единого фальшивого, готового, то есть литературно — пошлого слова! Возможно,что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писатьхуже, но даже и это можно будет простить ему за «Теркина».
Послевойны Бунин не раз встречался в Париже с К. Симоновым, который предлагалписателю вернуться на родину. Вначале были колебания, но в конце концов, Бунинотказался от этой мысли. Он представлял себе обстановку в советской России ипрекрасно знал, что по заказу сверху он работать не сможет и также не будетскрывать правды. Вероятно поэтому, а может быть, еще по каким — либосоображениям, Бунин так и не вернулся в Россию, всю жизнь, страдая из — заразлуки с Родиной.
Кругдрузей и знакомых И. Бунина был велик. Иван Алексеевич всегда старался помогатьмолодым писателям, давал им советы, правил их стихотворения и прозу. Он несторонился молодежи, а наоборот, внимательно наблюдал за новым поколениемпоэтов и прозаиков. Бунин болел за будущее русской литературы. У самогописателя в доме жила молодежь. Это уже упомянутые писатель Леонид Зуров, которого Бунин выписал к себе на время, пока тот неустроится на работу, но Зуров так и остался жить уБунина. Некоторое время жили молодая писательница Галина Кузнецова, журналистАлександр Бахрах, писатель Николай Рощин. Частомолодые писатели, знакомые с И. Буниным, да и те, которые с ним не встречались,почитали за честь подарить Ивану Алексеевичу свои книги с дарственныминадписями, в которых они выражали свое глубокое уважение к писателю ипреклонение перед его талантом.
Бунинбыл знаком со многими известными писателями русской эмиграции. Ближайшееокружение Бунина составляли Г. В. Адамович, Б. К. Зайцев, М. А. Алданов, Н. А. Тэффи, Ф. Степун и многие другие.
ВПариже в 1950 году Бунин выпустил книгу «Воспоминания», в которойоткрыто написал о своих современниках, ничего не приукрашивая, в ядовито — острых оценках выразил свои мысли о них. Поэтому некоторые очерки из этой книгиу нас долгое время не публиковались. Бунина не раз упрекали за слишкомкритические отзывы о некоторых писателях (Горьком, Маяковском, Есенине и др.).Не будем здесь оправдывать или осуждать писателя, но следует сказать лишь одно:Бунин всегда был честным, справедливым и принципиальным и никогда не шел ни накакие компромиссы. И когда Бунин видел ложь, фальшь, лицемерие, подлость,обман, ханжество — от кого бы это ни исходило — он открыто говорил об этом, таккак не мог терпеть этих человеческих качеств.
Вконце жизни Бунин усиленно трудился над книгой о Чехове. Эта работа шлапостепенно много лет, писатель собрал много ценного биографического икритического материала. Но завершить книгу он не успел. Неоконченную рукописьподготовила к печати Вера Николаевна. Книга «О Чехове» вышла вНью-Йорке в 1955 году, она содержит ценнейшие сведения о гениальном русскомписателе, друге Бунина — Антоне Павловиче Чехове.
ИванАлексеевич хотел написать книгу и о М. Ю. Лермонтове, но не успел осуществитьэтого намерения. М. А. Алданов вспоминает о своейбеседе с Буниным за три дня до кончины писателя: «Я всегда думал, что нашвеличайший поэт был Пушкин, — сказал Бунин, — нет, это Лермонтов! Простопредставить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы непогиб двадцати семи лет». Иван Алексеевич вспоминал лермонтовскиестихи, сопровождая их своей оценкой: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина ини на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».
Жизньвеликого писателя закончилась на чужбине. И. А. Бунин умер 8 ноября 1953 года вПариже, похоронен на русском кладбище Сент. — Женевьев — де — Буа под Парижем. Ты мысль, ты сон. Сквозьдымную метель
          Бегут кресты — раскинутые руки.
         Я слушаю задумчивую ель -
          Певучий звон… Все — только мысль извук


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :