Реферат по предмету "Литература"


Валерий Брюсов, роман "Огненный ангел"

Пространство в романеВ. Брюсова
«Огненный ангел».
«Художественныймир – это система универсальных духовных отношений, заключённых в тексте,имеющем эстетическое задание, та «внутренняя форма», которая построена «внешнейформой» – речевой системой, если речь идёт о литературе». «Художественный мирпроизведения отражает не объективный мир в целом, а лишь его локальную,«избранную» часть, это – «сокращённый» мир; но будучи «сокращённым»,художественный мир представляет собой модель мира в целом».[1]
Пословам Ф. П. Фёдорова — художественный мир, как мир объективный, не существуетвне пространства и времени; пространство и время есть формы их существования,их непременные атрибуты: «бытие вне времени, — писал Ф. Энгельс, — есть такаяже величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства».[2]
Сточки зрения, восходящей к Демокриту и Платону и сконцентрированное выражениеполучившей у Ньютона, пространство есть пустота, вмещающая материю, а времяесть нечто, что «протекает равномерно», «без всякого отношения к чему – либовнешнему». Другая концепция, восходящая к Аристотелю и получившая всестороннееобоснование благодаря теории относительности Эйнштейна, утверждала «зависимостьсуществования и свойств пространства и времени от существования и свойствдвижущейся материи».  Традицияньютоновской концепции в науке о литературе, частности в историко –литературных анализах, бытует и поныне. [3]
Пространствов романе «Огненный ангел» – это прежде всего пространство двоемирия; двоемириемхарактеризуется не только земной мир, но и мир небесный, высший, сверхреальный.Реальный и сверхреальный миры перестают быть антитезами, утрачивают статусоппозиции конечное – бесконечное, антинорма – норма. Сверхреальный мирстановится миром Бога и сатаны; Бог – это персонификация бесконечного, сатана –персонификация конечного. Высший мир перестаёт мыслится как особая, вне земногомира находящаяся реальность, и доля мистификации реальности постепенносокращается. Высший мир опрокидывается в реальность. Эти миры настолькопереплетены друг с другом, что часто герои романа принимают сверхреальный мирза реальный.
Представителемсверхреального высшего мира в романе является граф Генрих, олицетворение«света», «огненного ангела»: «Приблизительно через два месяца после этоговидения узнала Рената приехавшего в их местность молодого графа из Австрии.Одевался он в белые одежды; глаза у него были голубые, а волосы словно изтонких золотых ниток, так что Рената тотчас признала, что это – Мадиэль. Ноприехавший не хотел показать, что они знают друг друга, и называл себя графомГенрихом фон Оттергейм».[4]  
ГрафГенрих ставится на одну ступень с ангелом — Мадиэлем, явилявшемся Ренатенеоднократно. Тождественно описание графа и ангела: «… явился ей в комнате, всолнечном луче, ангел, весь как бы огненный, в белоснежной одежде. Лицо егоблистало, глаза были голубые, как небо, а волосы из тонких золотых ниток. Ангелназывал себя Мадиэль».[5]
и:
«Генрихуна вид было  не более двадцати лет, и вовсём существе его был такой избыток свежести и юности, что, казалось их неможет сокрушить ничто в мире . Лицо Генриха,безбородое и полуюношеское, было не столько красиво, сколько поразительно:голубые глаза его, сидевшие глубоко под несколько редкими ресницами, казалисьосколками лазурного неба, губы, может быть, слишком полные, складывалисьневольно в улыбку, такую же как у ангелов на иконах, а волосы, действительнопохожие на золотые нити, так как были они тонки, остры и сухи и до странностилежали каждый отдельно, возносились над его челом, словно нимб святых. Во всехдвижениях Генриха была стремительность не бега, но полёта, и если бы продолжалинастаивать, что он – житель неба, увидел за его детскими плечами два белыхлебединых крыла». [6]
 Из этих цитат следует, что описание графаГенриха и огненного ангела Мадиэля практически соврадают. В описании графа иангела присутствует лексика, которая указывает на то, что Генрих и ангелявляются одним и тем же лицом, и что они являются представителями высшего мира:«ангел», «белые одежды», «белоснежные одежды», «голубые глаза – небо», «золотыеволосы», «золотые нити», «нимб святых», «житель неба», «два белых лебединыхкрыла».
Такжеважно пространство дома, в  которойнаходится граф Генрих. Описание дома, свидетельствует о том, что такоепространство гармонично сливается с образом графа, вызывает добрые чувства иэмоции: «Слуга провёл меня через переднюю, уставленную высокими, но изящнымишкафами, потом по широкой лестнице с красивыми перилами, далее ещё черезвходную комнату, где висели картины, изображавшие разных животных, и наконец,постучавшись, отворил мне маленькую дверь. Я увидел перед собой узкую комнату сдеревянным, разукрашенным потолком, с резными фризами по стенам, всюзаставленную деревянными для книг аналоями...».[7] Надо отметить, что огненный ангел впервые явился Ренате в комнате,которая также была просторна и светла: «… впервые явился ей ангел в комнате, всолнечном луче...». [8]
Пространство,окружающее графа Генриха, является разомкнутым, просторным и величественным:передняя, широкая лестница, входная комната, дверь в комнату, а также атрибутыдома: высокие изящные шкафы, красивые перила, картины, разукрашенный потолок,резные фризы на стенах, деревянные аналои для книг – всё это толькоподтверждает то, что это «обиталище» человека доброго, благородного, подобногоангелу. Связь с сокральным миром подтверждает движение по дому: по широкойлестнице — наверх. Появляется как горизонтальное пространство – фактическоепространство дома, так и вертикальное пространство – движение по дому вверх полестнице в комнату к графу.
Впервой главе романа говорится о том, что граф Генрих, будучи околдован Ренатой,«занимался алхимией, магией и другими чёрными делами»; и что он вместе сРенатой «каждую ночь перекидывались, — он в волка, а она в волчиху, — и бегалипо окрестностям; сколько за это время загрызли детей, жеребят и овец, — сказатьтрудно!»[9] — из этогоследует, что изначально граф был представителем пространства не высшего,божественного, а пространства дьявольского, грешного и вовсе не был похож на ангелас неба.
 «Только вдруг графу в видении явилась Кресценция Дидрихская и обличила всё егогрешное поведение. Тогда граф принял на себя крест и ущёл босым ко гробуГосподню...»[10] — после этого граф как бы вырывается из оков дьявольского пространства и начинаетпуть, который в реальном пространстве приведёт его ко гробу Господню, а вовнутреннем пространстве – к искуплению, прощению грехов, освобождению испасению души, что и сделает его подобным ангелу.
ГрафГенрих отдаёт свою жизнь для служения высшим истинам, Богу – воплощению добра исвета, это и является точным доказательством того, что пространство, окружающееграфа есть пространство сверхреальное, божественное, заключающее в себе добро,пространство разомкнутое и необъятное.
Пространствубожественному противопоставлено в романе пространство дьявольское. И одним изярких представителей этого пространства является Рупрехт. Он, будучихристианином, также оказавшись околдован Ренатой, променял «спасение своейдуши» на плотское желание, любовь к Ренате и предался «чёрным делам», имелсвязь с дьяволом: «И когда, немного спустя, я (Рупрехт) спросил Ренату, какимпутём должен я искать содействия Князя Тьмы...».[11] О том, что Рупрехт являетсяпредставителем низшего мира говорит его содействие с сатаной, «полёт на шабаш»и то, что он смог променять спасение своей души на возможность контакта сдьяволом: «ответив наконец Ренате, что отказывать её просьбам нет у меня(Рупрехта) сил и что её счастию  готов япожертвовать своей жизнью, этой и вечной».[12]
Комнаты,в которых  проживали Рупрехт и Рената и вкоторых они производили акты соединения с миром «князя тьмы», представляютсобой замкнутое пространство, ограниченное, тёмное и мрачное: «По шаткойлестнице, в темноте, меня проводили в маленькую каморку второго этажа, узкую инеравномерную в ширину, как футляр для виолы»[13] — такой была первая комната, в которой проживал Рупрехт.Комната называется  «маленькой каморкой»,«узкая, неравномерная в ширину», не имеющая точных и ровных границ, похожа нафутляр для виолы  и лестница, ведущая кней, «шаткая». Пространство этой комнаты тёмное, не несущее тепла и доверия,настораживает и вызывает тревогу и страх.
Такаяже комната и у Ренаты. Впервые, когда Рупрехт увидел Ренату, о её комнате онговорит: «В такой же неприветливой комнате, как моя...».[14] Комнаты, которые снимали они вовремя своего пути в Кёльн, тоже являлись такими же невзрачными, маленькими ипустыми. В Кёльне же Рупрехт разыскал хорошую гостиницу, с удобствами ироскошными комнатами: «… я разыскал хорошую гостиницу и за щедрую платуполучил две самых лучших в доме комнаты, так как хотел, чтобы Рената имела иподходящую ей роскошь обстановки, и все мыслимые в путешествии удобства. НоРената, казалось мне, не замечала моих стараний, и можно было подумать, чтосреди полированной мебели, среди изразцовых каминов и зеркал – она чувствуетсебя не иначе, чем на скудных, нетёсанных скамьях деревенской гостиницы».[15]  Пространство, которое Рупрехт пытался создатьвокруг себя и Ренаты не было подходящим для них, оно было не настоящим для них,реальное пространство заменялось пространством внутреннего мира -  дьявольским, тёмным и несоответствующимреальному пространству комнаты -  тёплому,светлому и  удобному.
Действия,связанные с вступлением Рупрехта в связь с дьяволом, происходили в плотнозакрытой комнате, не имеющей никакой мебели: «… я затворил и запер назадвижку дверь комнаты и тщательно закрыл полотном все щели около неё, окно жебыло раньше завешано наглухо».[16]Пространство комнаты, в которой Рупрехт отправился на шабаш, было замкнутым, неимеющим никакой связи с реальным миром, разомкнулось после того, как Рупрехтзаснул под воздействием чародейной мази. Посредством сна или транса, в которомон находился, произошло соединение мира реального и мира сверхреального(дьявольского): «Ещё сознавал я что лежу на полу нашей комнаты, но когдапытался подняться, уже не мог и подумал: вот и все россказни о шабаше оказалисьвздором и эта чудодейственная мазь есть только усыпительное зелье, — но в тотже миг всё для меня померкло, и я вдруг увидел себя или вообразил себя высоконад землёю, в воздухе, сидящем верхом на чёрном мохнатом козле».[17] Пространство шабаша совсеми его атрибутам и обитателями — чёрный мохнатый козёл, дьявол, «адскийконь», «из мрака уединённая долина», «фигуры различных существ», «кривляющиесяморды», «некто», тьма, мрак, чернота – является пространством дьявольского мираи Рупрехт, один из участников шабаша, подобен существам, обитающим в адскомпространстве. 
Послетого, когда Рената покинула Рупрехта, пространство, которое окружало его,начало постепенно меняться, как реальное, так и внутреннее. Сначала Рупрехтпытался остаться в том пространстве, в котором он находился, когда рядом былаРената: «В то время, хватаясь за бессмысленную надежду – повстречать Ренату где– либо на перекрёстке, неустанно обегал я улицы и площади города, простаивалчасами на пристанях и рынках, входил во все церкви, где любила молитьсяРената...»[18] или,когда Рупрехт представлял, что он встретит Ренату, то скажет ей: «Рената, я –твой, опять – твой, навсегда и совсем! Возьми меня, как раба, как вещь...».[19]   Все попытки Рупрехта  вернуть к себе Ренату оказались тщетными ибезуспешными, как и попытка вернуть то пространство, в котором  он находился до момента их расставания.  Дьявольское пространство само извергло изсебя Рупрехта. Реальным пространством Рупрехта стало движение по горизонтали –это дорога (путешествие, стремление познавать что – то новое и неизведанное исамое главное: то, что выбирает сам Рупрехт) и движение по вертикали – это  его духовное развитие и переживания какличности самодостаточной, ни от кого не зависящей. Рупрехта поглотилопространство свободы, сулящее ему необьятные просторы и дающее право насамостоятельный выбор действий: «Но со строгой уверенностью могу я здесь датьклятву, перед своей совестью, что в будущем не отдам я никогда такбогохульственно бессмертной души своей, вложенной в меня Создателем, — вовласть одного из его созданий, какой бы соблазнительной формой оно ни былооблечено, и что никогда, как бы ни были тягостны обстоятельства моей жизни, необращусь я к содействию  осуждённыхЦерковью гаданий и запретных знаний и не попытаюсь переступить священную грань,отделяющую наш мир от тёмной области, где витают духи и демоны. Господь Богнаш, видящий всё и глубины сердечные, знает всю чистоту моей клятвы. Аминь». [20] Такими были последниеслова Рупрехта на страницах романа «Огненный ангел». Из этого следует, что всознании Рупрехта произошёл окончательный прорыв к свободе как души, так итела. Клятва, данная Рупрехтом, означает твёрдое его решение не возвращаться впространство дьявольское и это значит, что финальная клятва Рупрехта в романедаёт точное определение господствующего пространства. Пространство божественноеторжествует над пространством дьявольского так же, как торжествует сознаниеэпохи возрождения над средневековой концепцией восприятия мира.
Междудвух пространств оказывается и главная героиня романа Рената: она то посвещаетсебя служению божественному миру, то предаётся самым безобразным и жестокимпыткам пространства дьявольского. Её слабость проявляется в том, что онанеспособна здраво мыслить и принимать правильные решения. Будучи одержимаябесами и беспощадно ими мучима, Рената полностью деградирует как личность, онапревращается в тень и вместо того, чтобы жить и наслаждаться, она простосуществует, одержимая безумными идеями. Она мечется то от света к мраку,  то наоборот, от мрака к свету, и не находяответа на свои вопросы впадает в глубокие душевные депрессии. Рената неспособнадействовать и здраво мыслить, все её замыслы остаются лишь теорией для неёсамой, так как она не принадлежит сама себе: тело и душа её находится подвлиянием великой и страшной силы  дьявольскогомира. С самого детства Рената не имела право распоряжаться своей жизнью, ибобыла под воздействием силы небесного ангела Мадиэля, далее, когда онаповзрослела и стала девушкой, нарушив завет с ангелом, она как Ева, вкусившаязапретный плод, была изгнана из «рая». Пространство божественное тотчасзаменилось на дьявольское и вырваться из него девушке не удавалось напротежении почти всей её жизни. Сверхъреальное пространство дьявольского мирапоглотило её полностью и стало реальным для Ренаты: она видела, слышала,чувствовала дьявольский мир: «Я спросил, удалился ли призрак.  – Да, он рассеялся...» или «женщина (Рената)то вытягивалась мучительно, то вдруг сгибалась вперё, что голова и подбородоксближались с пальцами ног...». [21]
Послевсех неудачных попыток отыскать  и вновьувидеть ангела Мадиэля, Рената принимает единственное правильное решение всвоей жизни: она посвящает оставшуюся жизнь искуплению всех своих грехов передБогом. В её жизни также происходит прорыв в пространство божественного мира,она врывается в это пространство, осознав всю вину своих греховных дел:«Страшно! Страшно! Пойдём, помолимся, и да оставит нам Бог столько жизни, чтобызагладить все грехи наши»,[22]но божественное пространство не принимает.
«Яверю не в злых духов, но в слово Божие, которое об них свидетельствует»[23] — этой фразой Ренатаполностью подтверждает своё отречение от мира зла и готова полностью отдатьсяслужению Господу.
Финалжизни Ренаты – это полное раскаяние в своих грехах и смирение перед силойпространства божественного, будучи осуждённой и заключённой в тюрьму, она непугается ни заточения, ни смертной казни. Замкнутое пространство монастыря итюрьмы не влияет на внутренний мир Ренаты, она будучи заключённой не считаетсебя несвободной, а наоборот – она счастлива и отказываясь от свободы вреальном мире, она приобретает свободу во внутреннем своём мире – и это еёистиное счастие – так считала сама Рената. Итог её жизни – это смерть: «… онаосталась в полной неподвижности, и я, приложив ухо в её груди, не услышалбольше биений сердца и понял, что из этого мира, где могли ожидать её толькопреследования и страдания, её душа перешла в мир духов, демонов и гениев, ккоторому всегда она порывалась». [24]
Извсего вышесказанного следует, что в романе явно присутствует пространство какразомкнутое, так и замкнутое, как мир реальный, так и мир сверхреальный. Всеэти миры существуют не отдельно друг от друга, они находятся в постоянномвзаимодействии. Взаимодействие миров и их связь друг с другом можно подтвердитьсоотношением: пространство божественное – граф Генрих; пространство реальное,которое объединяет в себе мир божественный и мир дьявольский – Рената; мирдьявольский – Рупрехт.
      Схематически это можно обозначитьтак:   
Рупрехт
Пространство дьявольское.
Мир сверхъреальный Генрих
Пространство божественное.
Мир сверхъреальный Рената
Соединитель-
ное звено двух пространств.
Мир реальный


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие трудовых ресурсов организации
Реферат Многочисленные грани одного факта
Реферат Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности
Реферат Анализ прикладного программного обеспечения, используемого для разработки бизнес–плана
Реферат Разработка технологического процесса восстановления шатуна двигателя автомобиля ГАЗ-53А
Реферат Внутренние войска правопорядка
Реферат Reason For The Growth Of Informal Economies
Реферат Понятие и правовые основы предупреждение ОВД преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических
Реферат ОТК ролика
Реферат А. Платонов. "На заре туманной юности"
Реферат Технология приготоления блюд из экзотических видов рыб
Реферат Куча топиков по английскому языку english
Реферат Понятие договора его заключение изменение и расторжение
Реферат Жизнь под давлением
Реферат Современные условия и факторы международного обмена технологией