Реферат
По литературе на тему:
Вклад Н. М. Карамзина вразвитие русского языка и литературы.
Выполнил:
Проверил:
Содержание:
I.Введение.
II. Основнаячасть
2.1 . Биография Карамзина
2.2 . Карамзин – писатель
1)Мировоззрение Карамзина
2)Карамзин и классицисты3) Карамзин – реформатор
4)Краткая характеристика основных прозаических произведений Карамзина
2.3 . Карамзин – поэт1) Особенности поэзииКарамзина2) Особенностипроизведений Карамзина
3) Карамзин – родоначальник чувствительнойпоэзии
2.4. Карамзин–реформатор русского литературного языка
1) Несоответствие теории «трёх штилей» Ломоносовановым требованиям2) Реформа Карамзина3) Противоречия Карамзина и Шишкова
III. Заключение.
IV.Библиография.
I.Введение.
К чему ни обратись в нашейлитературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести,роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
В.Г. Белинский.
Впоследние десятилетия XVIIIвека вРоссии постепенно складывается новое литературное направление – сентиментализм.Определяя его особенности, П.А. Вяземский указывал на «изящное изображениеосновного и повседневного». В противоположность классицизму сентименталистыдекларировали культ чувств, а не разума, воспевали простого человека,освобождение и совершенствование его естественных начал. Герой произведенийсентиментализма не героическая личность, а просто человек, с его богатымвнутренним миром, разнообразными переживаниями, чувством собственного достоинства.Основная цель дворянских сентименталистов – восстановить в глазах обществапопранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть егодуховные богатства, изобразить семейные и гражданские добродетели.
Излюбленными жанрами сентиментализма стали элегия,послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть.На смену господству драматургии приходит эпическое повествование. Слогстановится чувствительным, напевным, подчёркнуто эмоциональным. Первым и самымкрупным представителем сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин.
II. Основнаячасть.
2.1.Биография Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) родился 1декабря в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошеедомашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионепрофессора Шадена. Окончив его в 1873 году, приехал в Преображенский полк вПетербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего«Московского журнала» И. Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый переводидиллии С. Геснера «Деревянная нога». Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784году, переехал в Москву, где становится одним из деятельных участников журнала«Детское чтение для сердца и разума», издававшегося Н. Новиковым, и сближаетсяс масонами. Занимается переводами религиозно-нравооучительных сочинений. С 1787года регулярно публикует свои переводы «Времён года» Томсона, «Деревенскихвечеров» Жанлис, Трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», трагедии Лессинга «ЭмилияГалотти».
В 1789 году в журнале «Детское чтение…» появиласьпервая оригинальная повесть Карамзина «Евгений и Юлия». Весной он отправляется в путешествие по Европе: посещаетГерманию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционногоправительства. В июне 1790 года из Франции переезжает в Англию.
Осенью возвращается в Москву и вскоре предпринимаетиздание ежемесячного «Московского журнала», в котором была напечатана большаячасть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза»,«Наталья, Боярская дочь», «Флор Силин», очерки, рассказы, критические статьи истихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлёк И. Дмитриева, А.Петрова, М. Хераскова, Г. Державина, Львова, Нелединского-Мелецкого и других.Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление – сентиментализм. В1970-е годы Карамзин издавал первые русские альманахи – «Аглая» и «Аониды».Наступил 1793 год, когда на третьем этапе Французской революции былаустановлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью.Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичьблагоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизываетновые его произведения: повести «Остров Борнгольм» (1793), «Сиерра-Морена»(1795), стихотворения: «Меланхолия», «Послание к А.А… Плещееву» и другие.
К середине 1790-х Карамзин становится признаннымглавой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русскойлитературе. Он был непререкаемым авторитетом для В. Жуковского, К. Батюшкова, юногоПушкина.
В 1802-03 годах Карамзин издавал журнал «ВестникЕвропы», в котором преобладали литература и политика. В Критических статьяхКарамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовалостановлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ к самобытностирусской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть«Марфа-посадница». В своих политических статьях Карамзин обращался срекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.
Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою«Записку о Древней и Новой России» (1811), вызвав его раздражение. В 1819 годуподал новую записку – «Мнение русского гражданина», вызвавшую еще большеенедовольство царя. Однако Карамзин не отказался от своей веры в спасительностьпросвещенного самодержавия и осудил восстание декабристов. ОднакоКарамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже неразделявшие его политических убеждений.
В 1803 году через посредство М. Муравьёва Карамзинполучил официальное звание придворного историографа. В 1804 году он приступил ксозданию «Истории государства Российского», над которой он работал до концадней, но не завершил. В 1818 году были изданы первые 8 томов «Истории»,величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 году вышел 9-йтом, посвящённый царствованию Ивана Грозного, а в 18245 году – 10-й и 11-й, оФёдоре Иоанновиче и Борисе Годунов. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Этослучилось 22 мая (3 июня по новому стилю) 1826 года в Петербурге.
2.2. Карамзин –писатель.
1) МировоззрениеКарамзина.
Карамзин с начала столетия был прочно определён налитературное жительство в хрестоматиях. Его изредка издавали, но не для чтениясобственно, а с просветительскими целями. У читателя же сложилось твёрдоеубеждение, что Карамзина и брать в руки не нужно, тем более что в самой краткойсправке дело не обходилось без словечка «консервативный». Карамзин свято верилв человека и его совершенствование, в разум и просвещение: «Уничтожься на векимысленная и чувствительная сила моя, прежде, нежели я поверю, что сей мир естьпещера разбойников и злодеев, добродетель - чуждое растение на земном шаре, просвещение — острый кинжал в рукахубийцы».
Карамзин открыл для русского читателя Шекспира,переводя в пору юношеских тираноборческих настроений «Юлия Цезаря», выпустивего в свет с восторженным вступлением в 1787 году, — именно эту дату надосчитать начальной в шествии творений английского трагика в России.
Мир Карамзина- мир идущего духа, находящегося внепрерывном движении, вобравшего в себя всё, что составляло содержаниепредпушкинской эпохи. Никто столько не сделал для насыщения воздуха эпохи литературно-духовнымсодержанием, как Карамзин, прошедший множество предпушкинских дорог.
Кроме того, надлежит увидеть силуэт Карамзина,выражающего духовное содержание эпохи, на обширном историческом окоёме, когдаодин век уступал место другому, и великому писателю было суждено играть рольпоследнего и первого. Как завершитель –«глава школы» отечественного сентиментализма – он был последним писателем XVIII века; как открывательновой литературной области – исторической прозы, как преобразователь русского литературногоязыка – он, несомненно, стал первым – во временном смысле – писателем XIX века, обеспечивотечественной словесности выход на мировое поприще. Имя Карамзина первымпрозвучало в немецкой, французской и английской литературах.
2) Карамзин иклассицисты.
Классицисты видели мир в «ореоле блеска». Карамзинсделал шаг к тому, чтобы увидеть человека в домашнем халате, наедине с самимсобою, отдавая предпочтение перед юностью и старостью «среднему возрасту».Величавость русских классицистов не была отброшена Карамзиным, – она сгодиласьпри показе истории в лицах.
Карамзин пришёл в литературу, когда классицизмпотерпел первое своё поражение: Державин в 90-х годах XVIII века уже был признан крупнейшимрусским поэтом, несмотря на полное его пренебрежение к традициям и правилам.Следующий удар классицизму нанёс Карамзин. Теоретик, реформатор русскойдворянской литературной культуры, Карамзин ополчился против основ эстетикиклассицизма. Пафосом его деятельности был призыв к изображению «естественной,не украшенной природы»; к изображению «истинных чувств», не связанных условностямипредставлений классицизма о характерах и страстях; призыв к изображению мелочейи повседневных деталей, в которых не было ни героизма, ни возвышенности, ниисключительности, но в которые свежему, непредубеждённому взгляду открывались «неизведанные красоты, свойственныемечтательному и скромному наслаждению». Однако, не следует думать, что«естественная природа», «истинные чувства» и внимательность к «незаметнымдеталям» превращали Карамзина в реалиста, стремившегося отобразить мир во всёмего правдивом многообразии. Мировоззрение, связанное с дворянскимсентиментализмом Карамзина, как и мировоззрение, связанное с классицизмом,располагало лишь к ограниченным и во многом искажённым представлениям о мире ичеловеке.
3) Карамзин – реформатор.
Карамзин, если рассматривать его деятельность вцелом, явился представителем широких слоёв русского дворянства. Всяреформаторская деятельность Карамзина отвечала интересам дворянства и в первуюочередь – европеизации русской культуры.
Карамзин, следуя философии и теориисентиментализма, осознаёт удельный вес личности автора в произведении изначения его индивидуального зрения на мир. Он предлагает в своих произведенияхновую связь между изображаемой действительностью и автором: личное восприятие,личное чувство. Период Карамзин строилтак, чтобы в нём было ощущение присутствия автора. Именно присутствие автора превращало прозуКарамзина в нечто совершенно новое по сравнению с романом и повестьюклассицизма. Рассмотрим художественныеприёмы, наиболее часто используемые Карамзиным на примере его повести «Наталья,боярская дочь».
Стилистические особенности повести «Наталья,боярская дочь» находятся в неразрывной связи с содержанием, идейнойнаправленностью этого произведения, с его системой образов и жанровымсвоеобразием. В повести отраженыхарактерные черты стиля, свойственные беллетристической прозе Карамзина вцелом. Субъективизм творческого методаКарамзина, повышенный интерес писателя к эмоциональному воздействию егопроизведений на читателя обусловливают в них изобилие перифразов, сравнений,уподоблений и т.п.
Из различных художественных приемов – прежде всеготропы, которые дают автору большие возможности высказать своё личное отношениек предмету, явлению (т.е. показать, какое впечатление автор испытывает, или счем может быть сравнимо впечатление, производимое на него каким-либо предметом,явлением). Употреблены в «Наталье, боярской дочери» и перифразы, вообщехарактерные для поэтикисентименталистов. Так, вместо того, чтобы сказать, что боярин Матвей был стар,близок к смерти, – Карамзин пишет: «уже тихое трепетание сердца возвещалонаступление жизненного вечера и приближение ночи». Жена боярина Матвея не умерла, а «заснулавечным сном». Зима – это «царица хлада»,и т.д.
Встречаются в повестисубстантивированные прилагательные, не являющиеся таковыми в обычной речи: «Чтоты делаешь, безрассудная!»
В использовании эпитетовКарамзин идёт преимущественно двумя путями. Один ряд эпитетов должен оттенитьвнутреннюю, «психологическую» сторону предмета, с учётом того впечатления,которое предмет производит непосредственно на «сердце» автора (и, стало быть,на «сердце» читателя). Эпитеты этого ряда как бы лишены реального содержания.Такие эпитеты – характерное явление в системе изобразительных средствписателей-сентименталистов. И повести встречаются «вершины нежных гор»,«любезный призрак», «сладкие грёзы», у боярина Матвея «чистая рука и чистоесердце», Наталья становится «пасмурнее». Любопытно, что Карамзин одни и те жеэпитеты прилагает к различным предметам и понятиям: «Жестокий! (думала она).Жестокий!» – этот эпитет относится к Алексею, а несколько строчек спустяКарамзин называет мороз «жестоким».
Другим рядом эпитетовКарамзин пользуется для того, чтобы оживить создаваемые им предметы, картины,воздействовать на зрительное восприятие читателя, «заставить заблистать,загореться, засиять описываемые им предметы. Так создаётся им декоративнаяживопись.
Кроме эпитетов указанныхвидов, у Карамзина можно отметить ещё одну разновидность эпитетов, котораявстречается значительно реже. Через этот «ряд» эпитетов Карамзин передаётвпечатления, воспринимаемые как бы со слуховой стороны, когда какое-либокачество по производимой им экспрессии может быть приравнено к понятиям,воспринимаемым на слух. «Луна спустилась …, и серебряным кольцом брякнули вбоярские ворота.»; Здесь отчётливо слышится звон серебра, – в этом изаключается основная функция эпитета «серебряный», а не в указании, из какогоматериала было сделано кольцо.
Многократно встречаются в«Наталье, боярской дочери» обращения, характерные для многих произведенийКарамзина. Их функция – придать повести более эмоциональный характер и внести врассказ элемент более тесного общения автора с читателями, что обязываетчитателя с большим доверием отнестись к событиям, изображаемым в произведении.
Повесть «Наталья,боярская дочь», как и остальная проза Карамзина, отличается большойнапевностью, напоминающей склад стихотворной речи. Напевность Карамзинскойпрозы достигается, главным образом, ритмической организованностью и музыкальностьюречевого материала (наличием повторов, инверсий, восклицаний, дактилическихокончаний, и пр.).
Близость прозаическихпроизведений Карамзина повлекла за собой широкое употребление в них поэтическойфразеологии. Перемещение фразеологических средств поэтических стилей в прозусоздаёт художественно-поэтический колорит прозаических произведений Карамзина.
4)Краткая характеристика основных прозаических произведений Карамзина.
Основные прозаическиепроизведения Карамзина – это «Лиодор», «Евгений и Юлия», «Юлия», «Рыцарь нашеговремени», в которых Карамзин изобразил русскую дворянскую жизнь. Главная цельдворянских сентименталистов – восстановить в глазах общества попранноечеловеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовныебогатства, изобразить семейные и гражданские добродетели. Те же особенностиможно найти и в повестях Карамзина из крестьянской жизни – «Бедная Лиза» (1792)и «Фрол Силин, добродетельный человек» (1791). Самым значительнымхудожественным выражением интересов писателя была его повесть «Наталья,боярская дочь», характеристика которой дана выше. Иногда Карамзин уходит всвоём воображении в совсем баснословные, сказочные времена и создаётповести-сказки, например, «Дремучий лес» (1794) и «Остров Борнгольм».Последняя, содержащая описание скалистого острова и средневекового замка скакой-то загадочной семейной трагедией в нём, выражает не толькочувствительные, но и возвышенно-таинственные переживания автора и поэтомудолжна быть названа сентиментально-романтической повестью.
Для того чтобы правильновосстановить истинную роль Карамзина в истории русской литературы, необходимопредварительно развеять создавшуюся легенду о коренном преобразовании всейрусской литературной стилистики под пером Карамзина; необходимо исследовать вовсей полноте, широте и во всех внутренних противоречиях развитие русскойлитературы, её направлений и её стилей, в связи с напряжённой социальнойборьбой в русском обществе последней четверти XVIIIвека и первой четверти XIXвека.
Нельзя рассматриватьстиль Карамзина, его литературную продукцию, формы и виды еголитературно-художественной и публицистической деятельности статически, какединую, сразу определившуюся и не знавшую никаких противоречий и никакогодвижения систему. Творчество Карамзина охватывает более чем сорокалетний периодразвития русской литературы – от Радищева до крушения декабризма, от Херасковадо полного расцвета пушкинского гения.
Повести Карамзинапринадлежат к лучшим художественным достижениям русского сентиментализма. Онисыграли значительную роль в развитии русской литературы своего времени. Интересисторический они действительно сохранили надолго.
2.2. Карамзин –поэт.1)Особенности поэзии Карамзина.
Широкой читательскойпублике Карамзин известен как прозаик и историк, автор «Бедной Лизы» и «Историигосударства Российского». Между тем Карамзин был также поэтом, сумевшим и вэтой области сказать своё новое слово. В стихотворных произведениях он остаётсясентименталистом, но в них отразились и другие стороны русского предромантизма.В самом начале поэтической деятельности Карамзин написал программноестихотворение «Поэзия» (1787). Однако, в отличие от писателей-классицистов,Карамзин утверждает не государственное, а сугубо личное назначение поэзии,которая, по его словам, «… всегда отрадою была невинных, чистых душ».Оглядываясь на историю мировой литературы, Карамзин по-новому оценивает еёмноговековое наследство.
Карамзин стремитсярасширить жанровый состав русской поэзии. Ему принадлежат первые русскиебаллады, которые впоследствии станут ведущим жанром в творчестве романтикаЖуковского. Баллада «Граф Гваринос» — перевод старинного испанского романса опобеге отважного рыцаря из мавританского плена. Она была переведена с немецкогоязыка четырёхстопным хореем. Этот размер выберет позже Жуковский в «романсах» оСиде и Пушкин в балладах «Жил на свете рыцарь бедный» и «Родриг». Втораябаллада Карамзина – «Раиса» — близка по содержанию у повести «Бедная Лиза». Еёгероиня – девушка, обманутая любимым человеком, кончает жизнь в морской пучине.В описаниях природы чувствуется влияние популярной в то время мрачной поэзииОссеана: «Во тьме ночной ярилась буря; // Сверкал на небе грозный луч».Трагическая развязка баллады и аффектация любовного чувства предвосхищаетманеру «жестоких романсов XIXвека».
Поэзию Карамзина отличаетот поэзии классицистов культ природы. Обращение к ней глубоко интимно и в рядеслучаев отмечено биографическими чертами. В стихотворении «Волга» Карамзинпервый из русских поэтов воспел великую русскую реку. Это произведение созданопо непосредственным впечатлениям детства. В круг произведений, посвящённыхприроде, входят «Моление о дожде», созданное в одно из страшных засушливых лет,а также стихотворения «К соловью» и «Осень».
Поэзия настроенийутверждается Карамзиным в стихотворении «Меланхолия». Поэт обращается в нём нек чётко выраженному состоянию человеческого духа – радость, грусть, а к егооттенкам, «переливам», к переходам от одного чувства к другому.
За Карамзиным прочнозакрепилась репутация меланхолика. Между тем печальные мотивы – только одна изграней его поэзии. В его лирике нашлось место и для жизнерадостных эпикурейскихмотивов, вследствие чего Карамзина уже можно считать одним из родоначальников«лёгкой поэзии». Основой этих настроений было просветительство, провозглашавшееправо человека на наслаждение, данное ему самой природой. К анакреонтическимстихотворениям поэта, прославляющим пиры, можно отнести такие его произведения,как «Весёлый час», «Отставка», «К Лиле», «Непостоянство».
Карамзин – мастер малыхформ. Единственная его поэма «Илья Муромец», которую он в подзаголовке назвал«богатырской сказкой», осталась незаконченной. Опыт Карамзина нельзя считатьудачным. Крестьянский сын Илья Муромец превращён в галантного утончённогорыцаря. И всё-таки само обращение поэта к народному творчеству, намерениесоздать на его основе национальный сказочный эпос – весьма показательны. ОтКарамзина же идёт и манера повествования, изобилующая лирическими отступлениямилитературного и личного характера.2) Особенности произведенийКарамзина.
Отталкивание Карамзина отклассицистической поэзии отразилось и в художественном своеобразии егопроизведений. Он стремился освободить их от стеснительных классицистическихформ и приблизить к непринуждённой разговорной речи. Карамзин не писал ни од,ни сатир. Излюбленными его жанрами стали послание, баллада, песня, лирическаямедитация. Подавляющее число его стихотворений не имеет строф или же написанычетверостишиями. Рифмовка, как правило, не упорядочена, что придаёт авторскойречи непринуждённый характер. Особенно это характерно для дружеских посланийИ.И. Дмитриеву, А.А. Плещееву. Во многих случаях Карамзин обращается кбезрифменному стиху, за который ратовал в «Путешествии…» и Радищев. Такнаписаны обе его баллады, стихотворения «Осень», «Кладбище», «Песня» в повести«Остров Борнгольм», многие анакреонтические стихотворения. Не отказавшись отчетырёхстопного ямба, Карамзин наряду с ним часто пользуется четырёхстопнымхореем, который поэт считал более национальной формой, чем ямб.
3) Карамзин – родоначальник чувствительной поэзии.
В стихах реформаКарамзина была подхвачена Дмитриевым, а за последним – арзамасскими поэтами.Так представляли себе в исторической перспективе этот процесс современникиПушкина. Карамзин выступает родоначальником «чувствительной поэзии», поэзии«сердечного воображения», поэзии одухотворения природы – натурфилософствования.В отличие от реалистической по своим тенденциям поэзии Державина, поэзияКарамзина тяготеет к дворянской романтике, несмотря на мотивы, заимствованныеиз древних литератур и отчасти сохранённые в области стиха тенденцииклассицизма. Карамзин первый прививает русскому языку форму баллады и романса,прививает сложные размеры. В поэмах хореи почти не были известны в русскойпоэзии до Карамзина. Не употреблялось и сочетание дактилических строф схореическими. Малоупотребителен до Карамзина был и белый стих, к которомуКарамзин обращается, вероятно, под влиянием немецкой литературы. Поиски Карамзинымновых размеров и нового ритма говорят всё о том же стремлении воплотить новоесодержание.
Основной характер поэзииКарамзина, основная задача её – создание лирики субъективной и психологической,уловление в коротких поэтических формулах тончайших настроений души. СамКарамзин так сформулировал задачу поэта: «Он верно переводит всё тёмное всердцах на ясный нам язык, // Слова для тонких чувств находит». Дело поэта –выражать «оттенки разных чувств, не мысли соглашать» («Прометей»).
В лирике Карамзиначувству природы, понятой в психологическом плане, уделено немалое внимание;природа в ней одухотворена чувствами живущего вместе с ней человека, и самчеловек слит с нею.
Лирическая манераКарамзина предсказывает будущий романтизм Жуковского. С другой стороны,Карамзин использовал в своей поэзии опыт немецкой и английской литературы XVIIIвека. Позднее Карамзин возвратился к французской поэзии, вэто время насыщавшейся сентиментальными предромантическими элементами.
С опытом французов связанинтерес Карамзина к поэтическим «мелочам», остроумным и изящным стихотворнымбезделушкам, вроде «Надписей на статую Купидона», стихов к портретам,мадригалов. В них он пытается выразить изысканность, тонкость отношений междулюдьми, иногда вместить в четыре стиха, в два стиха мгновенное, мимолётноенастроение, мелькнувшую мысль, образ. Наоборот, с опытом немецкой поэзиисвязана работа Карамзина по обновлению и расширению метрической выразительностирусского стиха. Подобно Радищеву он недоволен «засильем» ямба. Он сам культивируетхорей, пишет трёхсложными размерами и в особенности насаждает белый стих,получивший распространение в Германии. Разнообразие размеров, свобода отпривычного созвучия должны были способствовать индивидуализации самого звучаниястиха в соответствии с индивидуальным лирическим заданием каждогостихотворения. Существенную роль сыграло поэтическое творчество Карамзина и всмысле разработки новых жанров.
П.А. Вяземский писал всвоей статье о стихотворениях Карамзина (1867): «С ним родилась у нас поэзиячувства любви к природе, нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать,поэзия внутренняя, задушевная… Если в Карамзине можно заметить некоторыйнедостаток в блестящих свойствах счастливого стихотворца, то он имел чувство исознание новых поэтических форм».
Новаторство Карамзина – врасширении поэтической тематики, в её беспредельном и неутомимом усложненииотзывалось потом чуть ли не на протяжении ста лет. Он первым ввёл вупотребление белые стихи, смело обращался к неточным рифмам, его стихам былапостоянно присуща «артистическая игра».
В центре поэтикиКарамзина – гармония, составляющая душу стихов. Представление о ней носилонесколько умозрительный характер.
2.4.Карамзин– реформатор русского литературного языка
1) Несоответствие теории «трёх штилей»Ломоносова новым требованиям.
Творчество Карамзина сыграло большую роль в дальнейшемразвитии русского литературного языка. Создавая «новый слог», Карамзинотталкивается от «трёх штилей» Ломоносова, от его од и похвальных речей. Реформалитературного языка, проведённая Ломоносовым, отвечала задачам переходногопериода от древней к новой литературе, когда ещё было преждевременным полностьюотказаться от употребления церковнославянизмов. Теория «трёх штилей» часто ставила писателей взатруднительное положение, так как приходилось употреблять тяжёлые, устаревшиеславянские выражения там, где в разговорном языке они были уже замененыдругими, более мягкими, изящными. Действительно, эволюция языка, начавшаяся ещёпри Екатерине, продолжалась. Вошло в употребление множество таких иностранныхслов, которых не существовало в точном переводе на славянском языке. Объяснитьэто можно новыми требованиями культурной, интеллигентной жизни.2)Реформа Карамзина.
«Три штиля», предложенные Ломоносовым, опирались не на живуюразговорную речь, а на остроумную мысль писателя-теоретика. Карамзин же решилприблизить литературный язык к разговорному. Поэтому одной из главных его целейбыло дальнейшее освобождение литературы от церковнославянизмов. В предисловиико второй книжке альманаха «Аониды» он писал: «Один гром слов только оглушаетнас и никогда до сердца не доходит».
Вторая черта «нового слога» состояла в упрощениисинтаксических конструкций. Карамзин отказался от пространных периодов В«Пантеоне российских писателей» он решительно заявлял: «Проза Ломоносова вообщене может служить для нас образцом: длинные периоды его утомительны,расположение слов не всегда сообразно с течением мыслей». В отличие отЛомоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.
Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русскогоязыка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарныйсостав. «Карамзин, – писал Белинский, – ввёл русскую литературу в сферу новыхидей, и преобразование языка было уже необходимым следствием этого дела». Кчислу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные внаше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость»,«сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность»,«общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других. Создавая неологизмы,Карамзин использовал главным образом метод калькирования французских слов:«интересный» от «interessant»,«утончённый» от «raffine»,«развитие» от «developpement»,«трогательный» от «touchant».
Мы знаем, что ещё в петровскую эпоху в русском языкепоявилось множество иностранных слов, но они большей частью заменяли ужесуществовавшие в славянском языке слова и не являлись необходимостью; крометого эти слова брались в необработанном виде, и поэтому были очень тяжелы инеуклюжи («фортеция» вместо «крепость», «виктория» вместо «победа», и т.п.).Карамзин, напротив, старался придавать иностранным словам русское окончание,приспосабливая их к требованиям русской грамматики, например, «серьёзный»,«моральный», «эстетический», «аудитория», «гармония», «энтузиазм».3)Противоречия Карамзина и Шишкова.
Большая часть молодых литераторов, современных Карамзину,приняли его преобразования и пошли за ним. Но не все современники были с ним согласны,многие не захотели принять его нововведения и восстали не Карамзина, как наопасного и вредного реформатора. Во главе таких противников Карамзина всталШишков, известный государственный деятель того времени.
Шишков был горячим патриотом, но не был филологом, поэтомунападки его на Карамзина не были филологически обоснованы и носили скорееморальный, патриотический, а иногда даже политический характер. Шишков обвинялКарамзина в порче родного языка, в антинациональном направлении, в опасномвольнодумстве и даже в порче нравов. В своём сочинении «Рассуждение о старом иновом слоге российского языка», направленном против Карамзина, Шишков говорит:«Язык есть душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения,неумолчный свидетель дел. Где нет в сердце веры, там нет в языке благочестия.Где нет любви к отечеству, там язык не изъявляет чувств отечественных».
Шишков хотел сказать, что только чисто славянскими словамиможно выражать чувства благочестивые, чувства любви к отечеству. Иностранныеслова, по его мнению, искажают, а не обогащают язык: – «Древний славянскийязык, отец многих наречий, есть корень и начало российского языка, который самсобой изобилен был и богат», он не нуждался в обогащении французскими словами.Шишков предлагает заменить уже установившиеся иностранные выражения старымиславянскими; например, заменить «актёр» на «лицедей», «героизм» – «добледушие»,«аудитория» – «слушалище», «рецензия» – «рассмотрение книг», и т.д.
Нельзя не признать горячей любви Шишкова к русскому языку;нельзя не признать и того, что увлечение всем иностранным, особеннофранцузским, зашло в России слишком далеко и повело к тому, что языкпростонародный, крестьянский стал сильно отличаться от языка культурныхклассов; но нельзя также не признать того, что нельзя было остановитьестественно начавшуюся эволюцию языка; нельзя было насильно вернуть вупотребление уже устаревшие выражения, которые предлагал Шишков, как например:«зане», «убо», «иже», «яко» и другие.
Карамзин даже не отвечал на обвинения Шишкова, зная твёрдо,что им всегда руководили исключительно благочестивые и патриотические чувства(так же как и Шишковым!), но что понять они один другого не могут! За Карамзинаотвечали его последователи.
В 1811 году Шишков основал общество «Беседа любителей русскогослова», членами которого были Державин, Крылов, Хвостов, кн. Шаховской идругие. Целью общества было поддержание старых традиций и борьба с новымилитературными течениями. В одной из комедий Шаховской осмеял Карамзина. ЗаКарамзина обиделись его друзья. Они тоже создали литературное общество, и насвоих шутливых собраниях высмеивали и пародировали заседания «Беседы любителейрусского слова». Так возник знаменитый «Арзамас», борьба которого с «Беседой…»напоминает отчасти борьбу во Франции XVIII века. В Арзамас входили такие известные люди, какЖуковский, Вяземский, Батюшков, Пушкин. Арзамас прекратил своё существование в1818 году.
III. Заключение.
Современники сравнивалиего с Петром Великим. Это, конечно, метафора, одно из тех пышных поэтическихуподоблений, на которые был столь щедр век Ломоносова и Державина. Однако всяжизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, оказавшие огромноевоздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле стольнеобыкновенны, что вполне допускали самые смелые исторические аналогии.
IV. Библиография.
1. К. Бестужев-Рюмин. Биографии и характеристики (летописцы России). –СПб, 1882.
2. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. – М., 1979
3. Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей, т.2, СПб, 1910.
4. Верховская Н.П. Карамзин в Москве и Подмосковье. – М., 1968.
5. Виноградов В.В. История русского литературного языка. – М., 1978.
6. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XVIIIвв. – М., 1982
7. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей: от Карамзина доГоголя. – М., 1990.
8. Ждановский Н.П. Русские писатели XVIIIвека. – М… 1954.
9. Западов А.В. Русская литература XVIIIвека. – М., 1979.
10. Западов А.В. Русская проза XVIIIвека. – М., 1979.
11. Иконников В.С. Карамзин – историк. – СПб, 1912.
12. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. – М., 1982.
13. Карамзин Н.М. Избранное / предисловие Л. Емельянов. – М., 1985
14. Карамзин Н. и Дмитриев И. Избранные стихотворения. – Л., 1953
15. Карамзин и поэты его времени. – Л., 1936.
16. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / предисловие Г.П.Макогоненко. – М., 1988.
17. Н.М. Карамзин: указ. трудов лит., о жизни и творчестве. – М., 1999.
18. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991.
19. Коваленко В.И. Политическая мысль в России. Творческие портреты //Вестник Московского университета, серия 12, №2, 1999, с. 57.
20. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. – СПб, 1994.