Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве
Мой выбор темы
Поэзию Пушкина я полюбил еще вдетстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка рассказываласказки. Мы с братом любили слушать стихи. Особенно нравились стихи Пушкина,который тоже любил слушать в детстве сказки и рассказы няни Арины Родионовны ибабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В поэзии Пушкина всё было понятно, зримо,образы старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» ярко представали переднами. А чего стоили его стихи о кораблике:
«Ветерпо морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах,
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана».
Сказки «О царе Салтане», «О семи Богатырях», отрывки из поэмы «Руслан иЛюдмила» очаровали меня. Передо мной открывался мир чудес:
«УЛукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом».
Эти строки запали мне в душу. В школе мы изучали стихи Пушкина оприроде. Красавица-весна, золотая осень, зима красиво описанны в его стихах.Может быть, под влиянием поэзии Пушкина я полюбил природу.
В старших классах я познакомился с более серьезными произведениямипоэта, с его прозой, с жизнью самого поэта. Прозаические произведения «Капитанскаядочка», «Дубровский», «Повести Белкина» и другие познакомили нас с историейнашей страны, научили высокой нравственности, учат теперь, как поступить в томили ином случае жизни. Положительные герои его произведений учат смелости, учатбороться со злом, за светлые идеалы добра.
Тема «Быт и нравы российского общества в 19 веке» очень обширна, но и интересна. На урокахлитературы мы изучали роман «Евгений Онегин» ещё в 9 классе, а теперь мы повзрослели, и хотелось перечитатьмногие страницы романа ещё раз, понять, как изобразил Пушкин жизнь России впред декабрьский период, узнать быт и нравы столичного дворянства –московского, петербургского и поместного. Чтобы вникнуть во все это, я прочиталдополнительную критическую литературу.
Слово обавторе
Александр Сергеевич Пушкин – гениальный российский поэт. Его имяизвестно не только в России, но и во всем мире. Его произведения читают людилюбого возраста от мала до велика.
Родился А.С. Пушкин в 1799 году. Но прожил он недолго. Его жизньоборвалась в тот момент, когда поэт был в самом рассвете сил. Одоевский тогдасказал: «Солнце русской поэзии закатилось». Жизнь поэта оборвалась, а книги егоостались. Благодаря Пушкину, русская литература стала одной из величайшихлитератур мира. Его называют творцом современного русского литературного языка.Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за этой простотой и понятностью –удивительная глубина, великая мудрость.
Пушкин начал свой роман в стихах в мае 1823 года, в Кишиневе, в периодюжной ссылки. В предисловии к первой главе, готовя ее к печати, он писал:«Первая глава представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светскойжизни петербургского молодого человека в конце 1819 года…» Поэт подчеркивалфактический, достоверный характер материала, к которому он обратился.
Проблематика романа
Роман «Евгений Онегин» написан в стихах. Это удивительно: в небольшойкнижке романа поэт сумел отразить жизнь русского народа и дворянства в 19 веке, сумел запечатлеть жизньРоссии, быт и нравы многих слоев населения. Сумел разрешить одну из самыхсложных тем человеческой жизни — тему любви. Это вечная тема русскойлитературы.
Главную сюжетную линию в романе составляет история любви провинциальнойдворянской девушки Татьяны Лариной и столичного молодого дворянина ЕвгенияОнегина.
Автор подробно описывает картины жизни той среды, в которой жили и воспитывались главные герои романа. Мы видимв романе широкую картину жизни, быта и нравов русского дворянства в эпоху10-20-ых годов 19 века. Это было время подъема национального самосознания,пробужденного войной 1812 года, усиление недовольства передовой дворянскойинтеллигенции самодержавно-крепостническим строем. Пушкин дает подробноеописание разных слоев дворянства: столичного и поместного, а также икрестьянства, их быта и нравов. Такого широкого охвата жизни еще не было ни водном произведении мировой литературы.
За этот-то широчайший охват современной поэту жизни России, за глубинутипических образов и богатство идей критик Белинский назвал роман «ЕвгенийОнегин» «энциклопедией русской жизни».
Образ«золотой» молодежи в романе
В первой главе Пушкин повествует об образе жизни представителей«золотой» молодежи в лице Евгения Онегина, говорит о воспитании и образованиимолодежи. Онегин, главный герой романа, был воспитан по обычаю светскогообщества, гувернером-французом. Такое воспитание было далеко от русскогонационального воспитания:
«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».
Образование было не очень глубоким.Автор пишет:
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по, мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант.
Имел ни счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм».
Пушкин был строг к недостаткам образования светской молодежи, однакоотмечал, что круг чтения Онегина был интересен и значителен. Он мог потолковатьоб Ювенале, римском сатирике 1 века н. э., знал историю Рима: «От Ромула донаших дней хранил он в памяти своей», «бранилГомера, Феокрита». Дворянская интеллигенция осуждала Гомера за воспеваниецарей. «Зато читал Адама Смита», английского политэконома, прогрессивного длясвоего времени.
В образовании Евгения Онегина чувствовалась свободолюбиваянаправленность. Кругозор его не был узок, он не стоял в стороне от интересовсвоего времени. Автор большое место отводит описанию одного дня своего героя:позднее вставание, приглашения в постели, прогулка по бульвару, обед в модномресторане, театр, бал, возвращение домой утром.
«Бывало, он ещё в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Всё равно:
Везде поспеть немудрено».
Круг его знакомых свидетельствует о том, что он не был пустым человеком:Каверин – гусар, офицер, человек образованный, он был членом «Союзаблагоденствия». Пушкин много рассуждает о театре того времени, о драматургеФонвизине, о русской актрисе Семёновой, о знаменитой русской балерине Истоминой:
«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна».
Поэт как бы спорит с охлажденным мнениемОнегина, которому надоели балеты Дидло.
Рассказывая о быте и жизни дворянского общества, поэт говорит о простыхлюдях. Крепостные слуги, ожидающие на морозе своих господ, сидящих в креслах,
«И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони:
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он».
После театра герой романа в своем кабинете готовится к балу. Описаниекабинета заслуживает внимания: фарфор, бронза, янтарь, «духи в граненомхрустале» и т.д.
«Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Всё, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,-
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет».
Еще в 18 векепросветитель Н. И. Новиков писал в своемсатирическом журнале «Трутень» о прибытии кораблей из Франции: на них привезеныв Петербург предметы роскоши, а «из Петербургского порта на те же кораблигрузить будут… наши безделицы, как пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотна ипрочее». За пятьдесят лет — от Новикова до Пушкина – характер торговли почти неизменился. И читатель чувствует горечь автора романа за этими, казалось бы,легкими, шутливыми стихами о русской заграничной торговле.
Так уже с первой главы роман охватывает самые разнообразные стороныжизни страны.
После картины бала автор рассказывает о возвращении героя домой. Переднами пробуждающийся, трудовой Петербург, не светский, а трудовой город с егобуднями:
«Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит…»
Онегин спит «за полдень», а затемвсе начинается сначала: жизнь его «однообразна и пестра, И завтра то же, чтовчера». Мотив скуки, усталости и разочарования, возникший ещё в рассказе опосещении Онегиным театра, звучит все сильнее:
«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу…»
Ему все надоело, он пытается найти смысл жизни в чтении книг, нонапрасно. Получив известие о болезни дяди, Онегин едет в деревню, вступает вовладение поместьем. Природа, уединенные поля, журчанье тихого ручья не исцелилиего от тоски. Мы узнаем, что жизнь, освобожденная от труда и забот, не моглаудовлетворить не только Онегина, но и всех представителей дворянской молодежи.У него появляется неудовлетворенность жизнью, существующим строем. Это чувствобыло знакомо и самому автору романа:
«С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум».
Пушкин проводит своего героя через ряд испытаний. Мы узнаем, что Онегинв деревне становится богатым помещиком:
«Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный».
Его соседи – провинциальные помещики. Он решил облегчить положениекрепостных крестьян:
«В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил».
Провинциальное дворянство
Столичное и провинциальное дворянское общество в романе не являетсяоднородным. Провинциальное поместное дворянство состояло не только из Буяновыхи Петушковых. Ведь и Ленский, «помещик новый, в свою деревню прискакал». Вавторской характеристике Ленского обращаем внимание на строки:
«…Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».
Татьяна по своему социальному положению так же принадлежит к этомукругу. Наряду с отрицательными, почтикарикатурными фигурами московского и петербургского дворянства, поэт выводитлюдей совсем другого типа. Сам Онегин – петербургский дворянин, в Москве кТатьяне «как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел».
Образ дяди Онегина мимоходом затронут в нескольких строках третьейстрофы, но запоминается хорошо, очень уж выразительно немногими словами созданакартина существования «деревенского старожила». Содержание дядиных шкафов –«тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой, иКалендарь осьмого года» — образно раскрывает пустоту, безделье и застой этойжизни. К картине его жизни в рассказе Анисьи добавляются еще штрихи совершеннотакого же порядка: старый барии «бывало в воскресенье здесь под окном, надевочки, играть изволил в дурачки» с ключницей.
В главе второй романа воссоздана живая картина жизни стариков Лариных-типичных провинциальных помещиков средней руки. Читая строфы, посвященныеЛариным, я отмечаю, что Пушкин показалсамое существенное в характере их жизни. Вот госпожа Ларина, в молодости –московская барышня с сентиментальными, в соответствии с эпохой, увлечениями, спристрастием к иностранным именам и модам, а теперь полновластная хозяйкаименья, помещица-крепостница:
«Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь –
Все это мужа не спросясь».
Поэт кратко воссоздает уклад жизниЛариных, быт:
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день тройцын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам».
Чувствуется, что автор говорит опривычном значении, а не религиозном содержании бытовых обрядов: молебен иквас, любовь к качелям и говения. Народ «зевая слушает молебен». Это говорит отом, что им он не интересен. В повествовании о жизни и быте стариков Лариных,несмотря на некоторую иронию, несмотря на то, что Пушкин не забыл упомянуть,что Ларина «брила лбы» и «служанок била», мы все же чувствуем некотороедобродушие автора. Пушкина привлекает простота отношений, ещё сохранившаяся уЛариных патриархальность, связь с традиционными русскими обычаями. Здесь неттой пропасти, какой отдалена от народа группа дворянства светского,аристократического.
В пятой главе добродушная ирония переходит в сарказм, когда Пушкинизображает гостей в доме Лариных:
«С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мойбрат двоюродный, Буянов
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком)
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут».
Пушкин подчеркивает, что все помещики – крепостники. Ларина бьётслужанок, в наказание отдает крестьян в солдаты, замуж выдавала молодыхкрестьянок «по страсти» — приказчик истароста избивали, говорит няня о своем раннем замужестве.
Старая Филиппьевна рассказывает Татьяне о своем замужестве, и в рассказееё встает картина бесправного положения крепостной девушки и женщины. Впримечании к рассказу няни в рукописи романа Пушкин записал: «Кто-то спрашивалу старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж? – По страсти, родимый, — отвечала она: — приказчик и староста обещались меня до полусмерти прибить. – Встарину свадьбы, как судьбы, обыкновенно были пристрастны».
Картины родной природы постоянно включают образы живущего среди этойприроды народа: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «Визбушке, распевая, дева прядет». «Пастух не гонит уж коров из хлева»… и т.д.
Таким образом, в романе, где центральное место занимает жизньдворянского общества, мы находим и отражение жизни крепостного крестьянства.Это одна из тем «энциклопедии русской жизни».
Столичное дворянство
Жизнь столичного дворянства – петербургского и московского – такжеотражена во многих главах романа.
В седьмой главе изображена жизнь московского общества. Татьяну«развозят» по родственным обедам, и «родственникам» посвящена строфа откровенносатирического характера:
«Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерия Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп…».
Опять ряд, казалось бы, мелких деталей: тюлевый чепец, глупость ИванаПетровича, скупость Семена Петровича, шпиц Пелагеи Николавны и т.д. Но врезультате – впечатление жизненной пустоты, застоя. Может быть, это – старики,а молодое поколение занято более значительными вещами? Нет.
«Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор…»
В дворянском собрании «кажут франты записные свое нахальство, свой жилети невнимательный лорнет».
Неудивительно, что Татьяне «душно здесь»… Только появление Вяземскогонапоминает нам, что и в этой среде не все одинаковы, есть и какие-то живые силы.
Наибольшую остроту приобретает сатира Пушкина в изображенииПетербургского света в восьмой главе романа, в строфах, посвященных зарисовкамгостей в доме Татьяны. «Проласов, заслуживший известность низостью души»,«другой – диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян как вербныйхерувим…» и «путешественник залетный, перекрахмаленный нахал…» Это – «цветстолицы, и знать, и моды образы, везде встречаемые лица, необходимые глупцы». Висключенных из окончательного текста стихах поэт вводил в число гостей ещёнекоторых лиц:
«…Тут был во всех своих звездах
Правленья цензор непреклонный
(Недавно грозный сей Катон
За взятки места был лишен);
Тут был ещё сенатор сонный,
Проведший с картами свой век,
Длявласти нужный человек.»
Конечно, отношение автора к высшему свету резко отрицательное. Онотмечает пустоту их интересов, пошлость, бессодержательность бесед высшегосвета. На фоне этих «глупцов» Татьяна, Онегин и Ленский являются умными,передовыми представителями дворянского класса. Из их среды вышли будущиедемократы.
Подведем итоги
Итак, роман Пушкина «Евгений Онегин» освещает целый круг вопросов жизни,моральных и эстетических, которые волнуют и теперь людей нашего времени. Работаянад этой темой, я пришел к выводу: современная молодежь думает о человеческиххарактерах и чувствах, о любви и дружбе, о верности и измене, о связипоколений, о глубине чувств, о порядочности, честности и лжи. Гений мудрогопоэта сумел разрешить все эти проблемы жизни и помочь нам, молодым, идущим всамостоятельную жизнь людям.
Список литературы:
1. А.С. Пушкин «Сочинения. Том третий», Государственное издательство художественнойлитературы, Москва, 1957
2. К.П. Лахостский «Пушкин в школе», УЧПЕДГИЗ., Ленинград, 1956
3. Н.К. Семенова «Русская Литература 8 класс», Просвещение, Москва, 1972
Рецензия