Анализ стихотворения А.Ахматовой «И когдадруг друга проклинали…»
Читая стихотворения Анны Андреевны Ахматовой, ячувствую некое непонятное внутреннее понимание истинности того, что она говоритв них. Кажется, что до тебя доносится её голос — тихий, ненавязчивый, но в тоже время уверенный и твёрдый. Так делает свою работу мастер- часовщик. Можно неувидеть всех его тонких, чуть заметных, но уверенных действий, не услышать ходготовых часов, но, в конце концов, эти часы будут чётко, точно и настойчивоотбивать каждую следующую секунду, каждый раз стремясь донести до нас точноевремя. И тот, кто захочет, не сможет е увидеть в этих часах той правды, которуюони нам несут. Точно так А.Ахматова говорит с нами. Говорит и мыслит, опираясьна тот фундамент, на котором построены все чувства и размышления той женщины,которая люби, ненавидит, терпит, выносит все испытания, уготованные ей жизнью,и, в конце концов, смело и уверенно делает каждый следующий шаг к истине,спокойный и уверенный, как стрелка часов двигается, не останавливаясь, так жеравномерно, спокойно и уверенно.
А.Ахматова в своих произведениях общается снами от лица именно такой женщины, именно такая женщина предстаёт перед нами, иименно она общается с нами, так просто и убедительно высказывая свои мысли.Почему поэтесса настолько хорошо понимает женщин, если не все они подобно ейбезупречно понимают жизнь и не все так уверенно идут по ней? Потому чтоизначально каждая женщина формируется именно на том фундаменте тонкости иизящества мироощущения. Но под влиянием всех жизненных перипетий не все могутрасти, формируясь, строго и непоколебимо стремясь вверх, к совершенству.Практически каждая женщина формирует свою индивидуальную сущность, постоянно«преломляясь» под действием окружающей действительности, в итоге представаяперед нами тем прекрасным созданием, которое, хоть может, и не являясьсовершенством обобщённого понятия высшего развития, полностью состоит из тонкихи изящных штрихов, и является совершенством с точки зрения реальности и такихже несовершенных созданий, как она. Здесь прелесть заключается именно внесовершенстве. Но А.Ахматова росла ровно вверх, ничто не сломило её, и поэтомуона могла так точно передавать чувства и душевные переживания женщины, как быиграя роль точки отсчёта, какого- либо начала.
И когда другдруга проклинали
В страсти, раскалённойдо бела,
Оба мы ещё непонимали,
Как земля длядвух людей мала,
И что памятьяростная мучит,
Пытка сильных- огненный недуг»-
И в ночибездонной сердце учит
Спрашивать:о, где ушедший друг?
А когда,сквозь волны фимиама,
хор гремит, ликуя и грозя,
Смотрят вдушу строго и упрямо
Те женеизбежные глаза.
В этом стихотворении мы, как и во многихдругих, видим тут тонкую истину, облачённую в одеяние неистовой страсти,«раскалённой добела» и бесконечной, вечной любви. Такой любви и страсти,которые могут быть только у женщин. Истина, как необыкновенно яркий солнечныйлуч через туман, проходит через эти чувства, поглощаясь их неудержимойэнергией, пытается проникнуть в наше сознание, и, в конце концов, в силу своейбесподобной мощи и стремительности всё же доходит чуть заметным, но всё жечётким, хорошо различимым светом. Мы не видим полностью того, что естьтам, за покровами её эмоций и чувств, но всё же улавливаем образ емиропонимания.
В этомстихотворении А.Ахматова пытается донести до нас, как на самом деле труднопо-настоящему любящим друг друга людям жить в разлуке, поссорившись в страстномпорыве, осознавая, что между ними лишь пространство, которое для людей,обладающих столь сильным чувством, преодолеть легко. «Оба мы ещё не понимали,как земля для людей мала». По- настоящему любящий человек открывает дверь всвом сердце для любимого, ту дверь, где есть только они вдвоем. И это место уженичем нельзя занять.
«Смотрят вдушу строго упрямо те же неизбежныеглаза». «Неизбежные глаза» — так А.Ахматова описала того, кого любит. В однуфразу она вложила всё то, что дорого для неё в этом человеке, всё то, что оналюбит; здесь сам этот человек. Здесь всё глаза – «зеркало души», её символ,олицетворение в материальном мире. Мире, в котором живёт эта великая поэтесса.На нас давят быт, время, беды, пошлость, неизбежное циничное отношение к жизни.Мы возвращаемся назад, в реальность, а она всегда будет там, в своём храме тонкой вечной души, идеала женскогомироощущения. Мы смотрим на мир чувств А.Ахматовой, да и вообще на всюокружающую действительность, находясь в реалиях временного потока, а онасмотрит на всё, исходя из своего ощущения бытия, существуя вне этого потока, там, где все границыреальности размываются и теряют смысл. В этом и заключается истинность её идеальногомиропонимания. Она берёт вечное и помещает в свои стихотворения, как и мастер-часовщик время, а значит, вечность, помещает в свои часы. Величие её именно впонимании вечного. Это даёт ей способность видеть то, что дальше, как бы далекоона не смотрела. То, что она видит,- в её стихотворениях, в её вечныхстихотворениях.