Реферат по предмету "Литература"


Александр Альфредович Бек "Волоколамское шоссе"

Омутнинская средняя школа №1Александр Альфредович Бек
«Волоколамское шоссе»

Работу выполнил:
Ученик 10 «А» класса
Омутнинской средней школы №1
Крысов Алексей Евгеньевич
Научный руководитель:
Чукаева Наталья Александровна

Омутнинск 2001 год
План
I.                АлександрБек, Писатель и человек.
А) Краткая биография Александра Бека.
Б) Неповторимый и неукротимый.
II.           Историясоздания, проблематика, композиция произведения.
III.       Краткоесодержание романа.  А) Военное воспитание солдат.  Б) Спасение изокружения немцев.  В) Гибель Панфилова и повышение в воинскойслужбе.
IV.       Заключение.
V.            Списокиспользованной литературы.
«Мир хочет знать, кто мы такие. Восток и Запад спрашиваюткто ты такой, советский человек?»
Александр Бек, Писатель ичеловек
Краткая биография Александра Бека

Бек в тринадцать лет убежал из дома от мачехи и суровогоотца, который его бил. Жил по знакомым, кое-как кончил реальное училище. Вшестнадцать лет ушел воевать и больше никогда не возвращался под отчий кров. Онзнал о своей семье до смешного мало и совсем не интересовался генеалогиейБеков. Когда началась Отечественная война, Бек считал что ему надлежит бытьособенно храбрым, храбрее других, поскольку в его жилах течет немецкая кровь,хотя и основательно разбавленная (женились Беки на русских).
Отвоевав, Бек тогда учился в Коммунистическомуниверситете имени Свердлова, или, попросту говоря, Свердловке (первой в СССРвысшей партшколе), вместе с будущими наркомами и будущими секретарями обкомов,а пока что – веселыми голодранцами, недавно разгромившими противника инастроенными самым оптимистическим образом. Бек, похоже, пользовался среди нихпопулярностью, отпускал шуточки, которые потом повторяли, был редакторомгазеты. Грызя гранит науки, как тогда выражались, все эти молодые здоровыепарни жили впроголодь, постоянно думали и говорили о еде.
Затесался среди слушателей Свердловки некийфанатик-изобретатель, который все время слал правительству письма по поводусвоих гениальных открытий и изобретений. С изобретениями обещали помочь, когданаладиться промышленность, а пока что стали выдавать ему какой-то усиленный паек,чтобы талант не затих. А так как он был человек непрактичный, занятый своимифантазиями, то продукты у него накапливались, залеживались.
Бек и еще двое слушателей – Коля  и Агасик – убеждали изобретателя, что егописьма «наверх» не имеют успеха, потому что у него скверный корявый почерк ився документация плохо оформлена. Трое друга обманули изобретателя, сказав, чтообо всем договорились, чтобы рабочие сделали хорошие и понятные чертежи исхемы, но в то же время сказав, что им – рабочим нужны не деньги, а продукты.Поэтому у него выманили мешочки муки, бутылки растительного масла, напеклиоладий, и сами наелись и накормили всю братву. В итоге про это происшествиемногие узнали, изобретатель смертельно обиделся, тоже жаловался. Дело получилоширокую огласку. Посчитали вымогательством, кражей, всех троих исключили изпартии и из Свердловки.
Трем исключенным было по девятнадцать – двадцать лет.Коля руководил до Свердловки комсомольской работой в Туле, армянин Агасик успелне только повоевать, но и вести подпольную работу, отсидел в тюрьме.Инициатором преступного деяния был Бек, он этого и не скрывал. Во-первых,  воображение по части всяких плутовскихподелок  у него было очень развито,фантазия работала отлично.  Во-вторых,бог не обидел его аппетитом, он, большой, телесный, земной, всегда большедругих хотел есть, хуже переносил голод.
Бек убежал из Москвы, куда глаза глядят. Раз и навсегдарешил, что никакого возврата к прошлой жизни нет и быть не может. Не имея никопейки денег, садился в товарные вагоны, ехал то в одном направлении, то вдругом, метался по стране. Оказался, в конце концов, на северо-западе, плутал влесах, сам не заметил, как перешел границу. Убедился, что его занесло вЭстонию, тогда самостоятельное буржуазное государство, пришел в отчаяние.Обратно в Советский Союз, во что бы то ни стало обратно! Граница плохоохранялась, он сумел (со всякими приключениями) перебраться на советскуютерриторию, чуть не умер от голода в приграничных лесах. Подобрали его в двухтифах, сыпном и брюшном, положили в больницу, несколько недель лежал вбеспамятстве. Потом его арестовали для выяснения всех обстоятельств, но,впрочем, арест был недолгим, скоро отпустили.
Вся прошлая жизнь была как перечеркнута. Вернулся вМоскву, нанялся грузчиком на кожевенный завод имени Землячки. Куда ещедеваться, исключенному из партии? Московской площади Бек не имел, жить былонегде, ночевал на фабрике, скитался по знакомым, немытый, неухоженный, обычнополуголодный.
Грузчика Бека тянуло на стезю рабкора, в «Правде» началипоявляться его короткие заметки, подписанные псевдонимом «Ра-бе» (что означало«рабочий Бек» или «рабкор Бек»). При «Правде» для рабочих был создан кружоклитературно – театральной критики. Бек, завсегдатай кружка, принимал активноеучастие в жарких спорах. Скоро он станет профессиональным литературнымкритиком, создаст особую группировку (Бек, его первая жена, их приятель).Группировка будет вырабатывать свою собственную позицию, критиковать все и вся,даже РАПП, за недостаточную верность принципам пролетарского искусства.Позднее, в 50-х, 60-х, Бек любил говорить: «Мне два раза в жизни крупноповезло. Когда я женился на Наташе (вторая жена Н. В. Лойко). И когда меняисключили из партии. Свердловцы мои сокурсники, почти все стали партийнымидеятелями, и немалыми. А многие ли из них мирно скончались в своих постелях?»
На пороге семидесятилетия Бека вспоминают крупного,тяжеловесного, с взлохмаченными густыми волосами и остро проблескивающимималенькими медвежьими глазками, с хитрющей усмешкой. Да и все ухватки былимедвежьи, походка – тоже. Хорошенько надо потрудиться, чтоб свалить с ногэтакого богатыря, кряжистого. Крепко сколоченного. Что ж, эпоха потрудилась,постаралась.
   Неповторимый и неукротимый
Бывшие фронтовики при встрече приветствовали Бека:«Здорово, бравый солдат Бейк!» Так его называли на фронте за то, что он даже всамые страшные дни отступления не терял своеобразного жизнерадостного«швейковского юмора».
Бека еще называли на войне – Человек — Наоборот.Рассказывали: если армия отступала, а одна автомашина все-таки шла покакому-либо делу вперед, то корреспондент Бек уже был тут как тут, настойчивопросил, чтобы его взяли с собой.
Беку страшно нравится афоризм Домбровского: «У нас странанеограниченных возможностей».
Один из руководителей Союза писателей Марков – в периодочередных неприятностей Бека (после какого-то задиристого выступления о свободетворчества на писательском собрании) – воскликнул с раздражением: «НедопустимыйБек!» Говорят, Казакевич его поправил: «Неповторимый Бек. НеукротимыйБек».  
История создания,проблематика, композиция произведения.
Когда началась Великая Отечественная Война, АлександрБек, отложив в сторону роман о жизни авиаконструктора Бережкова (роман этот былзакончен уже после войны), стал военным корреспондентом. И первые месяцы войныпровел в войсках, которые защищали Москву и окрестности Москвы. 
В начале 1942 года Александр Бек поехал в дивизию имениПанфилова, уже поднявшуюся от подмосковных рубежей почти до Старой Руссы. Вэтой дивизии Бек начал знакомиться, неустанные расспросы, нескончаемые часы вроли «беседчика», как и требуется корреспонденту. Постепенно слагался образпогибшего под Москвой Панфилова, умевшего управлять, воздействовать не криком,а умом, в прошлом рядового солдата, сохранившего до смертного часа солдатскуюскромность.
Беку постоянно задают вопрос: «Кто послужил прототипомглавного героя книги, от которого идет повествование? Не вымышленное ли лицо вэтой книге?» А писатель отвечал: «Герой «Волоколамского шоссе» не вымышленное,а реально существующее лицо». Его зовут Баурджан Момыш-Улы, казах понациональности. Он, старший лейтенант, действительно командовал батальономпанфиловцев в дни битвы под Москвой.
Впервые Александр Бек побывал в Панфиловской дивизии  в январе – феврале тысяча девятьсот сороквторого года. В этой дивизии автор побывал несколько раз, в итоге которых былдан приказ: «больше не пускать этого корреспондента, который ничего не пишет».
В итоге летом сорок второго года Александр Бек засел заповесть. Кроме того, он получил отпуск из редакции журнала «Знамя», где состоялвоенным корреспондентом. Но однажды Бек решил ехать на дачный участок, чтобытам продолжить писание романа. И когда он сел в поезд, то автор забыл с собойвзять мешок, который оставил на станции. Но когда он выбежал, то обнаружилось,что мешка уже не было.
Александру Беку ничего не оставалось, как писать повестьзаново. Но теперь она потеряла сугубо документальный характер, так как у авторане было его архива. Пришлось дать волю воображению, фигура центрального героя,сохранившего свою подлинную фамилию, все более приобретала характерхудожественного образа, правда факта подчас уступала место правде искусства.
Книга «Волоколамское шоссе» была задумана в 1942 году какцикл из четырех повестей. Автор считал главнейшей, самой важной для своегозамысла последнюю, завершающую повесть. Дни декабрьского немецкогонаступления  на Москву, рождение,кристаллизация новой военной тактики, бои панфиловцев, отмеченные историей войныкак особо характерные, в своем роде классические, – вот о чем в ней, четвертойповести Александр Бек хотел бы рассказать. Перед тем как вышли следующие двеповести романа, произведение в составе первых двух повестей обреласамостоятельное существование, получила признание читателей и в переводах навсех континентах. Для автора высокая награда и честь то, что книгу взяли навооружение молодые революционные армии социалистических стран.
«Мир хочет знать, кто мы такие. Восток и Запад спрашивают:кто ты такой, советский человек?» Именно на этот вопрос Александру Бекухотелось ответить всеми четырьмя повестями «Волоколамского шоссе». Официальнопроизведение опубликовалось в 1960 году.
Что касается проблематики и композиции, то произведениесостоит из четырех повестей тесно связанных друг с другом. Основная мысль,которую ставит в этом произведении автор, это: воспитание военного духа солдати поведение человека на войне.
Военноевоспитание солдат
Как уже было упомянуто, главное действующее лицо, откоторого идет повествование, Баурджан Момыш-Улы. Когда автор его встретил, тоон долгое время его уговаривал, чтобы он рассказал о подвигах панфиловцев.Сначала он не соглашался, не верил, что Бек напишет правду, но все же он егоуговорил при таком соглашении, что если Баурджан найдет в повествовании какую-либонеправду, то он отрезал бы у Бека руку, а потом другую. Но все же авторсогласился. И, конечно же, они шутили, хотя и не улыбаясь.
В начале повествования Баурджан Момыш-Улы являлсякомандиром батальона. Командиром он бал суровым, но не то, что суровым, асправедливым и честным. Когда он со своим батальоном совершал поход, топроизошло страшное событие: политрук пулеметной роты Джалмухамед Бозжановдоложил, что сержант Барамбаев прострелил себе руку. Потом состоялся серьезныйразговор с Барамбаевым. Но он умолял отпустить его обратно на войну. Затемкомандир батальона выставил «изменника Родины» перед всем батальоном. Иприказал, несколько солдат взяли винтовки и навели их на Барамбаева. Нокомандиру стало его очень жалко, поэтому он его отпустил. А на самом же деле онего не простил. Он, командир, отец, убивал сына, но перед ним стояли сотнитаких сыновей. Он обязан был кровью запечатлеть в душах: изменнику нет и небудет пощады! Кроме того, он хотел, чтобы каждый боец знал: если струсишь,изменишь – не будешь прощен, как бы ни хотелось простить. В этом заключаетсяодна из особенностей воинского воспитания. Кроме того, Баурджан Момыш-Улыбеседовал со своими воинами, подчиненными, вырабатывал у них чувство долга,ответственности, воина. Призывал их идти на войну, чтобы жить, а не умирать ижить, во что бы то ни стало. На службе им повелось повстречать самого генералаПанфилова. Он был добрый, любил поговорить и поэтому командир батальона был радего встрече. Довелось ему познакомиться с генералом три месяца назад. Генералнаговаривал командиру, чтобы он берег своих солдат – воинов, но в то же времяговорил, кто побежит с поля боя – стрелять. Другой пример воспитания иподготовки и воспитания бойцов описаны в «табачном марше». Например, когдабойцам удалось идти по асфальтовой дороге, то командир приказал отойти нанесколько метров вправо, чтобы они шли по грунтовой дороге. Командир хотел,чтобы они сразу привыкали к тяжелому маршу, т. к. на войне, на поле сражения импридется туго и еще тяжелее, и в будущем они будут совершать более тяжелыепереходы. Кроме того,  командир приказал,чтобы каждый сам варил себе обед, когда они остановились на отдых. Так как вбудущем, если кто-то останется один, то он себя не сможет прокормить. И вначале многие были очень недовольны, но понимали всю обязанность. Жить иучиться надо, особенно на войне.
В первой повести рассказывается, как панфиловцы совершилипервый поход на немцев. В селе Серида тринадцатого октября начальник штабаРахимов с конным взводом обнаружил немцев. Командир батальона не мог заснутьвсю ночь. Так как лучшие его бойцы вечером двинулись пешком, чтобы напасть наэто село. Но напрасные ожидания увенчались успехом. Утром следующего дня отрядприбыл уже на конях, хотя накануне вечером они ушли пешком. Коней, на которыхони прибыли, командир батальона не видал в полку, их они отбили в Сериде унемцев. Отличившихся  же командирбатальона Баурджан Момыш-Улы наградил почестями. Как высказывался командир:после этого сражения, который они выиграли, был побит генерал Страх.
В первые два месяца бойцы первого батальона Талгарскогополка приняли тридцать пять боев; одно время были резервным батальоном генералаПанфилова; вступали в драку, как и положено резерву, в отчаянно трудныемоменты; воевали под Волоколамском, под Истрой, под Крюковом; перебороли ипогнали немцев.   Спасение из окружения немцев
Вторая повесть рассказывает нам о том, как батальонпанфиловцев выбрался из окружения немцев. В своих походах батальон оказалсяокружен немецкими укреплениями. Для прорыва нужна была очень умная идея,поэтому командир батальона разъяснил ее. Батальон строится в шеренгу, ромбом.Заключает ее дивизия Бозжанова, в боковых углах – Заев и Тостунов, впереди, востром углу Момыш-Улы поставил Рахимова. Замыкающим были дополнительно разданыгранаты, чтобы они, в конце – концов, взорвали пару машин или палаток у немцев.В итоге панфиловцы прорывались, обстреливая со всех сторон. Как рассказываеткомандир батальона, один танк с разбитой гусеницей вертелся на месте огромнымгромыхающим волчком. Несколько раз в этой повести фигурирует залповый огонь.После того, как весь батальон выбрался из окружения, в штабе дивизии Панфиловпопросил собрать все войско и представить особенно отличившихся в этом бою. Нос другой стороны, командир батальона услышал разговор генерала сгенерал-лейтенантом, который ему не следовала было слышать. Генерал-лейтенантругал Панфилова в том, что они очень медленно продвигались, в то время как надругих рубежах немцы прорвали рубежи русских. Так как высший по званию нехотел, чтобы и с ними такое произошло, то есть чтобы немцы прорвали и этирубежи. Гибель Панфилова и повышение в воинской службе
В заключительной повести рассказывается, как БаурджанМомыш-Улы получил повышение на военной службе. А главное то, что погибПанфилов! Слыша от очевидцев, что погиб Панфилов, командир батальона поначалуне хотел этому верить. Но когда ему поднес солдат прочитать заметку о смерти Панфилова в газете, то Баурджанвсе же еле поверил этому происшествию. А погиб он вот так: дивизия оставляладеревню за деревней, отходила на следующие рубежи. Панфилов сидел со своимштабом в Гусенове. Неутомимый генерал надел полушубок и вышел на улицу.Вышедший за ним Арсеньев, видел, как он делал в своей жизни последние шаги.Пламя и грохот взметнулись перед генералом, он упал, подорвался на мине.Последнее, что он смог сказать то, что он будет жить. Баурджану долгое время неверилось, что его командир погиб. Он по несколько раз читал эту заметку вгазете.
На 20-градусном морозе выстроились его бойцы. Он поздравилбойцов со званием советских гвардейцев, рассказал также и о подвигах. РядовойСторожкин взял в плен командира батальона; восемьдесят воинов лейтенанта Заеватоже приумножили славу советского солдата, атаковали с такой яростью, чтосумели взять три немецких танка, набитых награбленными тряпками, громили, гналибарахольщиков, захвативших нашу землю; рота Брудного почти поголовно погибшаясо своим командиром и со своим политруком. Два дня эта рота, окруженнаяврагами, удерживала опорный пункт на Волоколамском шоссе, не позволилагитлеровским мотоколоннам  пройти пошоссе. «Честь и слава нашим павшим братьям! Родина вовек их не забудет!» Крометого, командир похвалил перед всеми пулеметчика Блоху, выставил его передбатальоном. Шея его, то есть Блохи, была забинтована. Раненый, он остался напосту, продолжал драться. Не оставил пулемета и во время марша-отхода.
После того, как Баурджан похвалил своих бойцов, начал он ио Панфилове. Иван Васильевич Панфилов – генерал реальности; генерал правды. Онуважал солдата, постоянно напоминал командирам, что исход боя, прежде всего,зависит от самого солдата, и исход боя решает сам солдат. Кроме того, оннапоминал, что самое грозное оружие в бою – душа солдата. Баурджан говорилсвоим солдатам, что если бы не Иван Васильевич Панфилов, то не удержали бы ониэту дорогу – Волоколамское шоссе. Панфилов был генералом разума, генераломрасчета, генералом хладнокровия, стойкости, генералом реальности.
По пути в село, где прибывал штаб дивизии, обнаружилсяРахимов. Оказалось, что при встрече с немцами ему пришлось выбраться из лесуодним, раньше всех. Потом он был задержан постами заградительного отряда.Суровый пожилой командир отряда, бывший моряк, с глубоким шрамом наискосок лба,отнесся недоверчиво к Рахимову, и поэтому его посадили до выясненияобстоятельств в промерзший сарай. Командир батальона сказал Рахимову, что ондолжен был отыскать свой отряд в лесу, во что бы то ни стало, комбат не сталего наказывать.
Баурджан Момыш-Улы встретился со Звягиным,генерал-лейтенантом армии. Еще сильнее подружился. При встрече они обнялись.Когда Звягин закуривал сигарету, то Баурджан узнал у него зажигалку Панфилова.И сам про себя подумал, что вот он являлся ближайшим другом Ивана ВасильевичаПанфилова.
На этом завершается повествование Баурджана Момыш-Улы. Ноон добавил, что двадцать третьего ноября тысяча девятьсот сорок первого года онперестал быть комбатом, а назначили командиром полка. Свой батальон бывшийкомбат передал Исламкулову, также верному его бойцу.
Таким образом, панфиловцы отстояли Волоколамское шоссе,выдержали шестидневный бой на Ленинградском шоссе и вместе с другими частямиКрасной Армии погнали врага от Москвы. Как указывает рассказчик всей этойповести, можно написать и другие книги: «Ленинградское шоссе», «Под СтаройРуссой». Заключение: Почему я выбрал этукнигу?
Так как я люблю читать военные книги, потому что в нихрассказываются подвиги воинов, различные сражения, бои, а главнее всего то, чтоони рассказывают нам нашу историю. Как боролись наши предки, защищая нашустрану и защищая своих потомков, против иноземных захватчиков. Кто бы мы нибыли мы должны знать нашу историю. Поэтому я выбрал для чтения и для созданияреферата произведение Александра Альфредовича Бека «Волоколамское шоссе». Этакнига повествует нам, как руководил дивизией, батальоном казах БаурджанМомыш-Улы. Существует много различных произведении на военную тему, например«Щит и Меч» Кожевникова.
В конце своей работы я хотел бы пожелать, чтобы каждый изнас смог прочитать эту книгу.

























Списокиспользованной литературы:
ü Журнал критики и литературоведения «Вопросы литературы» 1995 г. ВыпускV. Статья: «Н. Соколова. Александр Бек, писатель и человек»
üАлександр Бек «Волоколамское шоссе»1984 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.