Быт и нравы провинциальной России
( поодному или нескольким произведениям Гоголя )
Сколько есть у нас добрых людей, но сколькоесть и плевел,
от которых житья нет добрым...
На сцену их! Пусть видит весь народ! Пустьрассмеётся им! О,
смех великое дело!
Н.В.Гоголь.
Известно, что единственный случай, когдаГоголь имел возможность
наблюдать русскийпровинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделюиз-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления преврвтилисьв образы, таинственные для всей россии времени Николая I. Любопытно, что этоподтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Томбов царь получил увечье и двенедели лечился в Чембаре. Выздоровив, он пожелал увидеть местных чиновников.Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губерноскомупредводителю дворянства: «Я их знаю...» А затем прибавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».
Действительно, героями комедии Гогольсделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд,сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора — авторраскрывае быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всейРоссии.
Какова же Россия миниатюре — город, изкоторого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.»?«На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возлесапожника,… наваленно на сорок телег всякого сору.» Церковь прибогоугодном заведении, «На которую назад тому пять лет была ассигнованнасумма,… начала строиться, но згорела»… Удручающая картина.
А как живется «купечеству» да«гражданству»? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах отусердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, не чистота ибольные «все как мухи выздоравливают».
А всему виной крайний цинизм поступков исамоуправство «столпов города»- тех кто в силу своего общественногодолга призван противостоять беззаконию и радеть(заботиться) о благе горожан.Однако конический эффект в пьесе какраз и основывыается на несоответствиипоступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостьюобъявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!»Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чемвзятки? Борзыми щенками. Это совсем иноедело.» Почтмейстер, выслушав поручение: «всякое письмо этак немножкораспечатать» наивно признается: «знаю, знаю, этому не учите, это яделаю не то штоб из предосторожности, а больше из любопытства: „смертьлюблю узнать, что есть нового на свете.“
Итак, полностью беспринципность,корыстный расчет, злоупотребление служебным положением — вот то, что составляетоснову сознания и деятельности „хозяев жизни“. Но главное Гоголемсдернут покров тайны со взяточничества — самого опасного и распространенногопорока огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монологаГородничего „Чему смеетесь? Над собой смеетесь!“ актер щепкинподходил близко к рампе и бросал эти слова в чепорный партер, где сидело немалопрототипов Гоголевских героев, среди которых было, по словам самого МихаилаСеменовича, половина „берещих“, и половина „дающих“.
И все же казнокрадство, взяточничество,грабеж населения — все эти ужастные по своей сути явления — показаны Гоголемповседневными и ивполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, „нет человека, который быза собою не имел каких-нибудь грехов“, который пропустил бы то, „чтоплывет в руки“.
И вот теперь в городе ревизор»инкогнито" — неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, ноособенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у негопосолиднее: «в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров откупцов, а и государственная козна, средства отпущенные на благоустройствогорода, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправиш: „невывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, невыстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных.“
Но все дело в том, что в гостинеце живетне ревизор, а жалкий „елистратишка“, промотавший в Питербургеденьжонки. По законам конического Гоголь наделяет своего героя устрашающейфамилией, образованной от слова хлестать — бить на отмашьш. И чиновникитрепещут. Не распознал „фитюльку“, „пустышку“ и самГородничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганныйАнтон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократноиспытанное средство — взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всемправилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто изревизоров отказывался от вкусного угощения!
В конце концов события оборачиваютсятаким образом, что ревизор „фельдмаршал“ уже зять Антона Антоновича ипокровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновеннаясвойственна не одному Хлестакову. Она уносит Городничего с Городничехой впитербург, где Антон Антонович собирается „зашибить“ генеральскийчин, есть рябушку и корюшку, А У Анны Андреевны должно быто в комнете»такое амбре чтоб нельзя было войти ". И уже торжествует новоявленныйгенерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие…Несмотря на то, что Городничий толькочто пережил панический страх, узнав чтокупцы жаловались на него, он безмерно счастлив. Ведь теперь этот страх будетпробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих!Презрение к низшим и угодничество высшим чинам — вот что положенно в основувзаимоотношений в чиновничьем мире. Поэтому сцена поздравления семьиГородничего с привалившим счастьем рисуется Гоголем как парад лицемерия,зависти и чванства.
Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет«смешнее черта», смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии.Однако показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится властьнад людьми, Гоголь выводит сценическоедействие за рамки анекдотического случая. Его веселое, но острое и суровоеслово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь.Вспоминаются слова Чернышевского: Гоголь «первый представил нас нам внастоящем нашем виде… Первый научил нас знать наши недостатки и гнушатьсяими».
29 марта 1996 г.