Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Человек и тоталитарная система (по произведению А.И.Солженицына "Архипелаг Гулаг")

«ДУША И КОЛЮЧАЯПРОВОЛОКА».
ЧЕЛОВЕК И ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА. (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»)
 
Термин«тоталитаризм» возник в XX веке И это не случайно именно в наше столетиеунижение, подавление и уничтожение человеческого «я» приняло наиболеемасштабный и жесткий характер Идея тысячелетнего рейха, зародившаяся вфашистской Германии, как и стремление построить коммунизм миллионов погубленныхжизней в СССР. в раиной степени ориентированы на безличную массу, толпу,неспособную самостоятельно мыслить и действовать Так, в советском обществегероем стал «новый» человек, который решительно порвал с «проклятым» прошлым, срелигией. культурой, с «порочащими» его связями, а если надо, то и с самымиблизкими людьми, и, таким образом, с нравственностью
Однако,несмотря на все ухищрения политиков, всегда были и есть люди, не утратившиесовести, памяти, творческих способностей Они духовно противостоят бездушнойгосударственной системе, сохраняют не только мужество, но и свободу мысли
Врусской прозе 1970—90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительноеместо занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившегомассовые репрессии в сталинскую эпоху Лагерная тема нашла отражение в прозе ВШаламова, А Солженицына. Ю Домбровскою, О Волкова и других авторов, испытавшихна себе ад ГУЛАГа
Жизненныйи творческий путь крупнейшего писателя современности, лауреата Нобелевскойпремии Александра Солженицына уникален и неповторим И эта уникальность выраженав тяжести испытаний, выпавших на его долю. Война с фашизмом, сталинские лагеря,раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием повести «Один деньИвана Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретениероссийского читателя
Еготруд можно сравнить с трудом археолога. то же стремление добраться, докопатьсядо истины Только не через толщу материально-культурных напластований, а черезслои лжи, фальши, сознательных н бессознательных искажений, толщу забвения нумолчания Исследовать прошлое, опираясь не столько на документы (они илиуничтожены, или до сих пор недоступны), сколько на мемуары. собственный опыт.интуицию художника.—такова цель «Архипелага ГУЛАГа», создававшегося в 1958—68годы
«АрхипелагГУЛАГ» — густо населенная книга В ней есть образы, поданные писателем крупно,масштабно, во весь рост Немало людей, затронутых эскизно, мимоходом Но болеевсего—безымянных,
молчаливых,нередко безграмотных страдальцев, представлявших многомиллионный российскийнарод
Солженицын пишет не только о потоке репрессированных1937—38 годов, в который угодила партийная элита До этого был поток 1929—30-гогодов, «с добрую Обь», протолкнувший в тундру пятнадцать миллионов мужиков Апотом поток послевоенный, «с добрый Енисей», когда по сточным трубам тюремнойканализации гнали целые нации, миллионы военнопленных или побывавших в плену Асколько было малых рек, ручьев и ручейков, беспрестанно питавших рекубезысходного народного горя!
Однаиз глав второго тома — «Зэки как нация» Это своеобразное этнографическоеисследование, не лишенное горькой иронии Писатель комплексно подходит крассмотрению такого понятия, как «народный характер» зэков, их жизненнаяпозиция, психология, нравственные принципы В итоге получается, что перед намивстает действительно особая общность людей, живущих по собственным законам,обладающих своей территорией и даже своим лагерным языком Каторжный труд,изнуряющий арестантов, оказывается несовместимым с настоящей работой, оннереэультативен потому, что принудителен Кроме того, заключенные понимают, чтохорошо работать — значит поддерживать тоталитарную систему, то есть работатьпротив себя и себе подобных
Главнымиценностями являются в лагере еда, покои, сон, а выражением наивысшей мудростиафоризм «не верь, не бойся, не проси»
Однакопродуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые непредусматривались инструкциями Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновенияоказывались «порочными» проявляли жалость и сострадание к заключеннымВо-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальстваВ-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью» Именно«сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафныебатальоны «Вот это и был русский характер" лучше умереть в чистом поле,чем в гнилом закутке» Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить«любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления Поэтомумногом осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живуюдушу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовымимерзостями» лагерного бытия «Душа и колючая проволока» —так символично названаодна из глав книги
Судьбамиллионов простых людей, к сожалению, часто решается «кручением большогоколеса, ходом внешних могучих обстоятельств», но человек при этом не теряетсвоей самоценности Этой мыслью о величии духа человеческого автор «АрхипелагаГУЛАГа» бросает вызов самим основам тоталитаризма «Противостояние души и
решетки»нередко заканчивалось моральной победой бессильного ээка-одиночки надвсесильным режимом
Длянекоторых узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в адуГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты Люди внутренне очищались ипрозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные напервый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы
Солженицынубежден в тоталитарном государстве многие представления об истории, добре и злефальшивы Поэтому он призывает всех и каждого «жить не по лжи» Все, что выходитиз-под пера писателя, включая и его публицистику, и многочисленные выступленияперед аудиторией, значительны тем, что заставляют задуматься о сегодняшнем дне,о высших нравственных ориентирах, которые во все времена были путеводнымизвездами для честно мыслящих и бесстрашных людей


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Capital Punishment Essay Research Paper I have
Реферат Форма напряжения на выходе дифференцирующей, интегрирующей и распределительной RC-цепи
Реферат «Про результати моніторингового дослідження щодо формування в учнів 5-х та 11-х класів загальноосвітніх навчальних закладів району світоглядних І загальнокультурних уявлень про небесні тіла та Всесвіт»
Реферат Обоснование экономической эффективности перехода на ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных
Реферат Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной актив
Реферат Социальный капитал и проблема миграции
Реферат Бухгалтерский учет на предприятии СПК "Ленина"
Реферат Етичні проблеми функціонування зарубіжної преси
Реферат Христианство. Иисус Христос. Библия. Противоречия в Библии. Критика православного катехизиса
Реферат Traveling Through The Dark Essay Research Paper
Реферат «ветеринарно-санитарная оценка варёных колбас при использовании различных добавок»
Реферат Режим труда и отдыха и лечебно-профилактические мероприятия при использовании персональных ЭВМ
Реферат Билеты к итоговой государственной аттестации
Реферат Гармонизация стандартов. Применение международных стандартов в Российской Федерации
Реферат Профессиональная этика журналиста