Человек в тоталитарном государстве (поповести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Закурим,друг. Под этот вой
Неспится что-то, не поется.
Сейчасфевраль. А нам с тобой
И март ничем не улыбнется.
Лев Платонович Карсавин
АлександрИсаевич Солженицын стал известен в 60-е годы, в период «хрущевскойоттепели». «Один день Ивана Денисовича» потряс читателей знаниемо запретном — лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленныхостровков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощаднаятоталитарная система, подавляющая человека.
Повестьпосвящена сопротивлению живого — неживому, человека — лагерю. Солженицынскийкаторжный лагерь — это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающаявсех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление вчеловеке главного — мыслей, совести, памяти.
Взятьхотя бы Ивана Шухова «здешняя жизнь трепала от подъема до отбоя». И вспоминатьизбу родную «меньше и меньше было ему поводов». Так кто же кого:лагерь — человека? Или человек — лагерь? Многих лагерь победил, перемолол впыль. Иван Денисович идет через подлые искушения лагеря. В этот бесконечныйдень разыгрывается драма сопротивления. Одни побеждают в ней: Иван Денисович,Кавгоранг, каторжник X-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, помбригадира, самбригадир Тюрин. Другие обречены на погибель — кинорежиссер Цезарь Маркович,«шакал» Фетюхов, десятник Дэр и другие.
Лагерныйпорядок беспощадно преследует все человеческое и насаждает нечеловеческое. ИванДенисович думает про себя: «Работа — она как палка, конца в ней два: длялюдей делаешь — качество дай, для дурака делаешь — дай показуху. А иначе бдавно все подохли, дело известное». Крепко запомнил Иван Шухов словасвоего первого бригадира Куземина — старого лагерного волка, который сидел с1943 года уже 12 лет. «Здесь, ребята, закон — тайга, но люди и здесьживут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется дакто к куму стучать ходит». Такова суть лагерной философии. Погибает тот,кто падает духом, становится рабом больной или голодной плоти, не в силахукрепить себя изнутри и устоять перед искушением подбирать объедки или доноситьна соседа.
Какже человеку жить и выжить? Лагерь — образ одновременно реальный и ирреальный,абсурдный. Это и обыденность, и символ, воплощение вечного зла и обычной низкойзлобы, ненависти, лени, грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружениесистемой.
Человеквоюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. «Неподставляться» лагерю нигде — в этом тактика сопротивления. Да и никогдазевать нельзя. Стараться надо, чтобы никакой надзиратель тебя в одиночку невидел, а в толпе только", — такова тактика выживания. Вопреки унизительнойсистеме номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам,фамилиям. Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела быпревратить система людей.
Отстаиватьсвободу в каторжном лагере — значит как можно меньше внутренне зависеть от егорежима, от его разрушительного порядка, принадлежать себе. Не считая сна,лагерник живет для себя только утром — 10 минут за завтраком, да за обедом — 5минут, да за ужином — 5 минут. Такова реальность. Поэтому Шухов даже ест«медленно, вдумчиво». В этом тоже освобождение.
Главноев повести — спор о духовных ценностях. Алешка-баптист говорит, что молитьсянужно «не о том, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды.Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злуюснимал...» Финал повести парадоксален для восприятия: «Засыпал ИванДенисович, вполне удовлетворенный… Прошел день, ничем не омраченный, почтисчастливый». Если это один из «хороших» дней, то каковы жеостальные?!
АлександрСолженицын пробил брешь в «железном занавесе» и вскоре сам стализгоем. Книги его были запрещены и изъяты из библиотек. Ко временинасильственного изгнания писателя уже были написаны «В круге первом»,«Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». Это преследовалось всеймощью государственной карательной машины.
Время забвения прошло. Заслуга Солженицынав том, что он впервые рассказал о страшном бедствии, которое испытал нашмногострадальный народ и сам автор. Солженицын приподнял завесу над темнойночью нашей истории периода сталинизма.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/