РоманИ. Акулова “Касьян Остудный” рассказывает нам о судьбе российской деревнинакануне коллективизации. Автор показывает социальную неоднородность деревниконца 20-х годов. Образ Федота Федотыча Кадушкина считается открытием автора, сумевшегопоказать, как бедняк благодаря усердному труду превращается в зажиточногокрестьянина, готового “за каждое зернышко, за всякую соломинку… заложить своюдушу”. Однако Федот Федотыч оказывается заложником времени, наказавшего герояромана за то, что он живет “своим умом”, как говорит о нем Семен ГригорьевичОглоблин.
ФедотФедотыч Кадушкин — центральная фигура повествования первой книги романа “КасьянОстудный”. Этот человек проявляет талант хозяйствования на земле, деловитость итрудолюбие. Акулов рассказывает нам, что в хозяйстве Кадушкина шесть лошадей, семьголов крупного рогатого скота, восемнадцать овец, новая молотилка, локомобиль.В ведении хозяйства он использует наемный труд крестьян. “Я христианин и знаю, чтогрех незамолимый — ездить человеку на человеке. Но ежели у него умения нет своехозяйство вести? Ведь учу я его не воровству”, — говорит главный герой. Дальшемы узнаем, что Федот Кадушкин помогал Телятниковой Марфе, которая “теперь самас козырей ходит”, Аркашке “за полцены” молотилку отдал.
Вразговоре с сыном Харитоном Федот Федотыч говорит: “… Мы, Харитоша, самыенеобходимые люди для Советской власти. Пахари мы. Опора… На сильного, хлебногомужика государство опору всегда держит. На мужика-трудовика”. Этот человек, получившийвозможность работать на земле благодаря условиям, предоставленным нэпом, веритв то, что скоро на его ворота флаг повесят: “Скажут: дорогу Кадушкину. Вот-де ского надо примеряться: бьется мужик, не пьянствует, лишку не спит, Бога забылради работы”.
Этотчеловек не видит приближения нелегких времен. Ведь именно такие ФедотыКадушкины в первую очередь подпадали под раскулачивание. А на советы сынаоставить хозяйство он говорит: “Бросишь — другой поднимет. Мое хозяйство — мнеего и вести. Я человек старый и буду доживать по-старому. Уж мне с переменойпогоды линять не приходится, как зайцу”.
Таких,как Федот Кадушкин, в конце 20-х — начале 30-х годов ожидала трагическаясудьба. В прошлом он был бедняком, торгующим рогожей, а теперь благодаря своемунеустанному труду выбился в люди. Самая главная ценность в жизни этого человека— это земля и труд на ней. Он верит в Советскую власть, открывшую для неговозможность жить осмысленно, так, как ему хотелось. Поэтому Федот Кадушкин дажене допускает мысли, что такие труженики, как он, могут быть обижены этойвластью. Бедняку Титушке он говорит: “Закон власти Советской каждого бедного добогатого сулится поднять, а не наоборот, чтобы все голью взялось… Не менястанут опускать до твоего вот этого босого проживания, а тебя со мнойвыравнивать”.
Другогомнения придерживается член окружного исполкома Семен Григорьевич Оглоблин.Своему племяннику Аркадию он говорит: “Прозорливые, Аркаша, давно примериваютсяк середняку, равняются на него. Вот только такие, как кряж Кадушкин да молодойОглоблин, от избытка, должно, сил все собираются жить своим умом”.
Писательпоказывает противоречивость характера Федота Кадушкина. То, что он “Бога забылради работы”, и даже сам это признает, говорит нам о страстном желании этогочеловека разбогатеть. Многое в его характере объясняется именно этим. ФедотКадушкин “присыхает” к своей собственности. Вот, например, какие слова онадресует своему сыну и будущей невестке: “Обноска. Смола липучая. Тляперхотная. Ну человек бы… Да я ее — на одну ногу ступлю, за другую… Разорвумокрицу… По миру пущу обоих… Никому ничего не дам”. А что он отвечает напросьбу председателя сельсовета Якова Умнова дать хлеба в долг? “Вот если бы вСовет меня привлек Яков Назарыч на какое дело — тут можно бы, как говорится, взаймыбез отдачи… В других местах мне не чета крепыши сидят по Советам”. Излишкизерна Федот Федотыч готов скормить свиньям, в реку ссыпать, только не отдаватьгосударству по твердым ценам. При всем своем христианском отношении к человеку(“грех незамолимый — ездить человеку на человеке”) Федот Кадушкин чуть виламине проткнул Ванюшку Волка за нерадивую работу.
Иногдав ночных раздумьях Федот Федотыч приходит к мысли, что надо бы хозяйствосвернуть, часть передать сыну Харитону, а себе оставить корову да лошаденку.“Однако с наступлением утра по многолетней привычке неутомимо набрасывался наработу, за каждое зернышко, за всякую соломинку готов был заложить свою душу”.
Многиепоступки Федота Кадушкина определяют деньги, согревающие его “ослепшую в трудахдушу”. Семену Григорьевичу Оглоблину, убеждающему его сдать излишки зернагосударству, Кадушкин говорит так: “Ты мне хорошую цену положи… Мне, голуба, ктобольше даст. Хоть сам черт”.
Каковоже отношение самого Акулова к главному герою первой части романа?
Втексте произведения можно найти ответ на этот вопрос. “Федот Федотыч Кадушкинмного лет жил слепым и оглохшим, — пишет Акулов. — Упоенный трудом и заботами охозяйстве, он давно не понимал мир, в котором складывались иные отношения.Новый мир все настойчивее стучался в его ворота, но Федот Федотыч не доверяллюдям, ни близким, ни дальним, знал только свою песню. И вот подшибла егожизнь… — теперь уже ему не встать, не подняться, да и незачем, по егоразумению”.
Трагизмсудьбы Федота Федотыча Кадушкина в том, что этот человек не смог вовремясориентироваться в складывающейся обстановке. Мне кажется, что, с одной стороны,он не видел всей глубины настигающей его опасности, а с другой, — не хотелничего менять. Ведь нельзя просто взять и вычеркнуть из своей жизни десять летизматывающего труда. Поэтому Федот Кадушкин не видит для себя иного выхода, какуйти из жизни, чем и подтверждает слова, сказанные когда-то сыну: “А вот почую,что мешаю людям, сам уйду…”
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/