«Гореот ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, котороезанимает видное место в отечественной драматургии наряду с такимипроизведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя,«Маскарад» Лермонтова.
Вкомедии отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего».Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин.Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на «век нынешний» и «векминувший» лишь по возрасту. Это деление проходит по взглядам, которыхпридерживается персонаж, его моральным принципам, его поведению, привычкам истремлениям. Рассмотрим двух этих персонажей подробнее.
Фамусоввпервые появляется к комедии в сцене с молоденькой служанкой Лизанькой, где онпошло заигрывает с нею. Уже с самого начала комедии мы получаем представление онравственном облике Фамусова, о его старческом сластолюбии. Подобный случай небыл единичным в тогдашнем высшем обществе, это было вполне в порядке вещей.
Фамусовочень озабочен воспитанием и образованием своей дочери Софьи:
Ужоб твоем ли не радели
Обвоспитаньи! с колыбели!
Нок чему сводится это воспитание?
Матьумерла: умел я принанять
Вмадам Розье вторую мать.
Старушку-золотов надзор тебе приставил:
Умнабыла, нрав тихий, редких правил.
Одноне к чести служит ей:
Залишних в год пятьсот рублей
Сманитьсебя другими допустила.
Всвоей ограниченности Фамусов не понимает, что невозможно «принанять» вторуюмать, мать вообще никто не может заменить.
Однаковсе старания Фамусова в воспитании дочери не прошли даром: незаметно для самойСофьи они сформировали ее характер, ее правила поведения. Да и пример отцастановится для Софьи хорошим уроком: об этом говорит ее умение быстро рассеятьнедоверчивость и подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким.
ОбразФамусова очень сложен. С одной стороны, его речи по пылкости и пафосу неуступают речам Чацкого, с другой стороны – он что ругает, то и хвалит. Вспомнимего речи по поводу засилья всего иностранного:
Авсе Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттудамоды к нам, и авторы, и музы:
Губителикарманов и сердец!
Ноуже в следующем акте он будет хвалить то, что не так давно ругал. Кроме того, всвоем мракобесье и ретроградстве он так же пренебрежительно относится ко всемуисконно русскому, национальному:
Ейсна нет от французских книг,
Амне от русских больно спится.
Подобноеповедение Фамусова не случайно, закономерно: ведь он является выразителемпринципов общества, которое недаром получило название фамусовского.
Каки все члены фамусовского общества, Фамусов не желает и не умеет заниматьсяслужебными делами:
Боюсьсударь я одного смертельно,
Чтобмножества не накоплялось их;
Дайволю вам, оно бы засело;
Ау меня что дело, что не дело.
Обычаймой такой:
Подписано,так с плеч долой.
Идеалжизни Фамусова всего фамусовского общества – богатство при отсутствиинадобности и желания служить, знатность, претензии на ум при отсутствиитакового, лесть и низкопоклонничество, в которых, по их мнению, нет ничегозазорного, ненависть ко всему новому, боязнь того, что что-то новое ворвется вих жизнь и переменит ее.
СекретаремФамусова является Молчалин – «враг дерзости», робкий, преданный молодойчеловек. Именно в нем живы и процветают традиции фамусовского общества.
Молчалинбеден, а потому, чтобы войти в высший свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезитперед самыми «яркими» представителями этого общества:
Таммоську вовремя погладит,
Тамвпору карточку вотрет…
Крометого, он нашел более легкий вариант, как войти быстро и без особых унижений ввысший свет: он ловко играет роль влюбленного в Софью человека:
Ивот любовника я принимаю вид
Вугодность дочери такого человека…
Занесколько лет службы у Фамусова Молчалин успел завязать нужные связи иприобрести полезные знакомства, которые в дальнейшем помогут ему «и награжденьябрать, и весело пожить».
Послетого как Софья случайно узнала о притворстве Молчалина, он не растерялся, онслишком живуч, чтобы быть уничтоженным такой мелочью. Теперь Молчалин сталприспосабливаться к новым условиям жизни.
Вто время как раз наступал период молчалиных, которые представляли собой тусилу, которую невозможно было уничтожить: «Молчалины блаженствуют на свете!» –недаром с горечью заметил Чацкий.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/