Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Только человек ответственен за добро и зло(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
—… Так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечносовершает благо...
И.В. Гете. Фауст
М.А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. СудьбаБулгакову досталась трудная, в ней было много конфликтов, побед и поражений.Роман «Мастер и Маргарита» стал откровением великого писателя.
Досих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический,философский, психологический, а в ершалаимских главах —роман-притча«Мастер и Маргарита». Его рассматривали и как результат мировоголитературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни20-х и 30-х гг., и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя. Самавтор оценивал его как свое главное послание человечеству, свое завещаниепотомкам.
Романэтот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в немписатель. Но, на мой взгляд, основная тема романа — проблема добра и зла. Этатема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Сначалапонятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. НоБулгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истинчеловечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они каксвет и тень неразделимы.
Вромане «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, поБулгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах ИешуаГа-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом обличье. По-видимому,Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени итысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени,в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия — вМоскву 30-х гг. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, гдеона была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость,лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
Какдобро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, немогут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается вописаниях обоих персонажей — автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд«по виду — лет сорока с лишним», а Иешуа — двадцати семи; «подлевым глазом у человека был большой синяк...», а у Воланда «правыйглаз черный, левый почему-то зеленый»; у Га-Ноцри «в углу рта —ссадина с запекшейся кровью», а у Воланда был «рот какой-токривой», Воланд «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихозаломил на ухо...», Иешуа предстает перед прокуратором одетым «встаренький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкойс ремешком вокруг лба...». И, наконец, Воланд открыто заявлял, что онполиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал ещегреческий и латынь. Но наиболее полно диалектическое единство,взаимодополняемость добра и зла раскрываются в словах Воланда, обращенных кЛевию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителютеней»: «Ты произнес свои слова так, как (будто ты не признаешьтеней, а также и зла. Не будешь (ли ты так добр подумать над вопросом: что быделало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, еслибы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моейшпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободратьвесь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоейфантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
Какпоявляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и ИваномБездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке,вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность исамо его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога идьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то естьВоланд) существует, потому что Христос есть (в романе — Иешуа Га-Ноцри), иотрицать его — значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса.Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "… часть той силы,что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Совершенно ясно, что Воланд— это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злогоначала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри,считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло,он видит, что творить уже нечего — зло и так заполонило город, проникло во всеего уголки.
Воландуоставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над ихневерием и пренебрежительным отношением к истории (Иван Бездомный советует отправитьКанта на Соловки), и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из МосквыМаргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате.
Ачто же Иешуа? Он говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земленастанет царство истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала,к которому нужно стремиться. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины идобра, а Пилат страдал и мучился «двенадцать тысяч лун», пока Мастерне дал ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Я думаю, писательсделал Иешуа героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно иможет склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так нехватало большинству жителей Москвы 30-х годов. Мастер оказался чуть ли неединственным служителем настоящего искусства, достойным если не света (так какразочаровался в себе, на какое-то время сдался перед напором глупцов илицемеров, при помощи Маргариты вступил в сделку с дьяволом), то покоя. И этодоказало, что Воланд не имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится кистине, добру и чистоте.
Считается,что главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но,вчитавшись внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж как-тоочень гуманен.
Мнекажется, что Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель —установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или актысправедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра изла.
Доброи зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах.Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головыконферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий магговорит: «Ну что же… они — люди как люди… Ну легкомысленны… ну чтоже… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… — игромко приказывает: „Наденьте голову“. И тут же мы наблюдаем, каклюди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Напрашиваетсявывод, что „нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказываетсякарающим мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра“. Ясчитаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло дляВоланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками инесправедливостью.
Каждыйчеловек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Нобольшинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи.А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, ак добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающеголюдей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждыйчеловек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет илизлая.
Прочитавроман М. Булгакова „Мастер и Маргарита“, я смогла понять то, чтодолжен понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, то зло навсегдапокинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романесмог охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман „Мастер иМаргарита“ — об ответственности человека за добро и зло, котороесовершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине исвободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он — о всепобеждающей любвии творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз та шляхи покращення позиції підприємства на світовому ринку (на прикладі дочірньої компанії "Українська горілочна компанія NEMIROFF")
Реферат Fate Vs Free Will In Oedipus Essay
Реферат Організація захисту державної таємниці в Росії
Реферат Диагностика кадрового потенциала предприятия
Реферат Проектирование WEB-сервера ЛВС для интернет-каф
Реферат Басманов, Фёдор Алексеевич
Реферат Rear Window And Gentlemen Prefer Blondes Blondes
Реферат Новая драма у Бернарда Шоу
Реферат Педагоги - Герои Советского Союза
Реферат Жесты и мимика бизнесмена Принятие решений в бизнесе
Реферат Тригери на логічних елементах
Реферат Алгоритмы сортировки поиска длиннейшего пути во взвешенном графе и поиска покрытия близкого к кратчайшему
Реферат Бюджетирование денежных средств
Реферат Влияние решений европейского суда на арбитражные суды Российской Фе
Реферат Электромеханический интегратор