Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

Этадостаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон,Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературыиспользовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта ипоэзии.
Этотвопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другустихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов,которых
…хвалятвсе, питают – лишь журналы;
Катитсямимо их фортуны колесо…
Ихжизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.
Авторсоветует начинающему поэту быть «спокойным». Он видит назначение поэзии в том,чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, «хорошие стихи не так легкописать», но уж если писать, то только хорошие.
«Неподкупныйголос» лирического героя слышен в стихотворении 1818 г. «К. Н. Плюсковой». Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая своюнезависимость по отношению к властям:
Свободулишь учася славить,
Стихамижертвуя лишь ей;
Яне рожден царей забавить
Стыдливоймузою моей…
Встихотворении 1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» рассудительныйкнигопродавец замечает:
Непродается вдохновенье,
Номожно рукопись продать.
Стихотворениезаканчивается признанием поэтом правоты продавца. Заключительные строкинаписаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мирамечтаний в мир приземленной действительности. В этом стихотворении Пушкинвыступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельностипоэта.
Встихотворении «Пророк» (1826 г.) в аллегорической форме рассказывается опреобразовании простого человека в поэта-пророка. «Шестикрылый серафим»наделяет человека «вещими зеницами», необыкновенным слухом, жалом «мудрыязмеи», вместо сердца вдвигает ему в грудь «угль, пылающий огнем». Но и этогополного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек сталпоэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:
Ибога глас ко мне воззвал:
«Восстань,пророк, и виждь, и внемли,
Исполнисьволею моей,
И,обходя моря и земли
Глаголомжги сердца людей».
Такимобразом, Пушкин в «Пророке» видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы«глаголом жечь сердца людей».
Черездва года было написано стихотворение «Поэт и толпа», обличающее отношениесветской «черни» к поэту:
Зачемтак звучно он поет?..
Какветер песнь его свободна,
Затокак ветер и бесплодна:
Какаяпольза нам от ней?
Нои поэт также выражает свое отношение к черни:
Подитепрочь – какое дело
Поэтумирному до вас!
Вразврате каменейте смело,
Неоживит вас лиры глас!
Поэт– сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы ГосподаБога, но в то же время он – обычный живой земной человек. Бог шлет поэтувдохновенье, и тогда —
Душапоэта встрепенется,
Какпробудившийся орел.
Темувзаимоотношения поэта и толпы Пушкин развивает в стихотворении «Эхо» (1831 г.). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:
Навсякий звук
Свойотклик в воздухе пустом
Родишьты вдруг…
Тебеж нет отзыва…Таков
Иты, поэт!
Образпоэта, не ценящего «громкие права», не зависящего «от царя», «от народа»,дающего отчет «себе лишь самому», создан Пушкиным в стихотворении 1836 г. «Не дорого ценю я громкие права…». Счастье для истинного поэта, по мнению автора:
Поприхоти своей скитаться здесь и там,
Дивясьбожественным природы красотам,
Ипред созданьями искусств и вдохновенья
Трепещарадостно в восторгах умиленья.
Своегорода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себевоздвиг нерукотворный» (1836 г.), написанное за полгода до смерти.
Пушкинвыделил существенное качество своего творчества – служение народу, а также то,«что чувства добрые лирой пробуждал»:
Идолго буду тем любезен я народу,
Чточувства добрые я лирой пробуждал,
Чтов мой жестокий век восславил я свободу
Имилость к падшим призывал.
Обращаяськ Музе, он призывает:
ВеленьюБожию, о муза, будь послушна,
Обидыне страшась, не требуя венца;
Хвалуи клевету приемли равнодушно,
Ине оспаривай глупца.
Поэт,по мнению Пушкина, на должен ни от кого зависеть, ни перед кем «не клонитьгордой головы», а достойно выполнять свое предназначенье – «глаголом жечьсердца людей».
ПозжеПушкин скажет: «Цель поэзии – поэзия», и останется верен этому до конца.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.