Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама "Заблудился я в небе - что делать?..."

Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама«Заблудился я в небе — что делать?...»
Работу подготовила Леонова Наталья Александровна,группа 044, 1 курс
Российский Государственный Гуманитарный Университет,Филологический факультет
Москва,  2005 г.
Стихотворение«Заблудился я в небе — что делать?...» создается в двух параллельных вариантахс одинаковым началом, но разным развитием событий. Что бы понять, почему такпроисходит, что общего и в чем различия, рассмотрим последовательно каждое изстихотворений.
Заблудилсяя в небе — что делать?
Тот,кому оно близко,- ответь!
Легчебыло вам, Дантовых девять
Атлетическихдисков, звенеть.
Неразнять меня с жизнью: ей снится
Убиватьи сейчас же ласкать,
Чтобыв уши, в глаза и в глазницы
Флорентийскаябила тоска.
Некладите же мне, не кладите
Остроласковыйлавр на виски,
Лучшесердце мое разорвите
Вына синего звона куски...
Икогда я умру, отслуживши,
Всехживущих прижизненный друг,
Онраздастся и глубже и выше -
Откликнеба — в остывшую грудь.
Лексический словарь
Глаголы:Заблудился, делать, ответь, звенеть, Не разнять, снится, Убивать, ласкать, Некладите (2), разорвите, усну, раздастся.(13)
Существительные:в небе, дисков, с жизнью, в уши, в глаза, в глазницы, тоска, лавр, на виски,сердце, звона куски, друг, неба, грудь. (15)
Местоимения:я (2), тот, кому, оно, вам, меня, ей, мне, мое, всех, он. (12)
Прилагательныеи наречия: близко, легче, Дантовых, атлетических, флорентийская, остроласковый,синего, живущих, прижизненный, глубже, выше, остывшую. (12)
Анализ текста
Составиви прочитав словарь текста, кажется, что он носит какой-то «бытовой характер».Этот «быт» разрушают лишь «Дантовы диски». Они расширяют пространство данногостихотворения, добавляя в него больше динамики, волнения, таинственности.
Какмне кажется, доминирующее семантическое поле данного стихотворения – внутренниймир лирического героя. К этому полю можно отнести большую часть слов (Заблудился,Не разнять меня с жизнью, я усну, отслуживши, била тоска...). Все стихотворениекак будто переполняют эмоции, переживания, некоторая паника.
Двойственнаяприрода текста и отношения между уровнями внешней и внутренней структур как быпредсказывает нам последовательность понимания текста. Прочитав стихотворения,не вдумываясь, мы видим водоворот эмоций, лежащий на поверхности. И кажется,что этот «водоворот» создается только при помощи прилагательных и всевозможныхэпитетов. На самом же деле такой эффект «эмоций» создается за счет глаголов.Глаголы в данном тексте постоянно меняются с глаголов «внутреннего состояния»на глаголы внешнего действия. Такой прием так же создает особую атмосферу идинамику в тексте.
Большевсего в тексте существительных. То есть текст носит номинативный характер. Ивнутренний мир героя определяется четкими контурами, предметами… Интереснаотсылка Мандельштама к Данте в обоих стихотворениях. Данте, как известно,изгнанник и посетитель кругов ада. То есть автор играет на контрасте «небо» и«Дантовы диски» — рай и девять кругов ада.
Интересносопоставление двух антонимичных глаголов «убивать и сейчас же ласкать»…Происходит некое переосмысление. Полет мысли. Резкое изменение. Вообще, даннаястрофа самая интересная во всем стихотворении. Честно говоря, и самая сложная.Что такое «Флорентийская тоска»? Я никак не могла понять этого. Почему «тоска»и при чем тут Флоренция. Флоренция, Тоскана, тоска… И, наконец-то, я поняла:
Гдебольше неба мне — там я бродить готов,
Иясная тоска меня не отпускает
Отмолодых еще воронежских холмов
Квсечеловеческим, яснеющим в Тоскане
Тоесть тоска по небу, свободе. И эта тоска «бьет в уши, глаза и глазницы»,всечеловеческая, тосканская, разрывающая сердце тоска «на синего звона куски»,когда в виски впивается «остроласковый лавр». И именно такой подробный разборсловаря стихотворения помогает нам «услышать», то, что хотел сказать автор.
Довольномного в данном стихотворении местоимений. «Тот, кому оно близко, — ответь…»Местоимения «Тот» и «кто-то» уже являются номинациями незримости, загадочности,неизвестности. Данные во второй строке первой строфы, причем, последовательно,они усиливают эффект «таинственности».
Итак,подводя итог и переходя ко второму стихотворению, следует сказать, что основныесемантические поля это внутренний мир героя, таинственность. В стихотворениимного абстракции, но за счет все же номинативного характера текста, мы легкоможем конкретизировать мысль автора.
Другое стихотворение
Заблудилсяя в небе — что делать?
Тот,кому оно близко, — ответь!
Легчебыло вам, Дантовых девять
Атлетическихдисков, звенеть,
Задыхаться,чернеть, голубеть.
Еслия не вчерашний, не зряшний, -
Ты,который стоишь надо мной,
Еслиты виночерпий и чашник -
Даймне силу без пены пустой
Выпитьздравье кружащейся башни -
Рукопашнойлазури шальной.
Голубятни,черноты, скворешни,
Самыхсиних теней образцы, -
Ледвесенний, лед вышний, лед вешний -
Облака,обаянья борцы, -
Тише:тучу ведут под уздцы.
Думаю,что не стоит делать подробный словарь данного текста, так как сразу бросается вглаза огромное количество прилагательных и существительных. Что касаетсяглаголов, то их всего пять (если не брать во внимания первую строфу — так какона общая) – стоишь, дай, выпить, кружащейся, ведут.
Рассмотримсемантику прилагательных. Опять же – главное в этом стихотворении «небо» и всевращается вокруг него. И именно за счет прилагательных мы понимаем семантикунеба здесь. «Шальная лазурь, облака – обаянья борцы». Небо представляется нам«хорошим», снова контрастирующим с дисками Данте.
Помимо«внутреннего мира» можно выделить другое семантическое поле. «Природное» — сюдаможно отнести небо, голубятни, черноты, скворешни, синие тени, лед, облака…«Природное» и «внутречеловеческое» поля в стихотворении отождествляются. Такоеотождествление нужно для осмысления преодоления замкнутости о отчужденностичеловеческого я. (Магомедова, Д. М.) .
Вобоих стихотворениях выделяются религиозные семантические поля. Но во второмстихотворении – они более ясны. К «Девяти дискам» добавляется еще обращение«Ты, который стоишь надо мной…». «виночерпий и чашник». Как известно,словосочетание «винная чаша» — символ жизни. И эти строки можно понять какобращение к Богу. Причем местоимение «Ты» всегда предполагает близость и некуюфамильярность.
Тесносвязана с религиозной тематикой присутствующая в стихах Мандельштама темасмерти. Пугая неизвестностью, смерть, своя и чужая, не только отталкивает, но ипритягивает, ведь она одна дает жизни ее окончательное значение. В первомстихотворении завершение – идиллическое, во втором – героическое. Изменениехудожественной заданности во втором варианте стихотворения обусловленоизменением статуса субъекта высказывания («Если я не вчерашний, не зряшный»)относительно своего места и роли в миропорядке («Ты, который стоишь надо мной…Дай мне силу без пены пустой Выпить здравье кружащейся башни…»).
Оченьважно, я думаю, сказать о «взгляде читателя» в этих двух стихотворениях. Обастихотворения начинаются с панорамного взгляда. Даны только абстрактные, смутныеконтуры. И в первом стихотворении эта абстракция проходит вплоть до последнейстроки последней строфы. Другое дело во втором стихотворении. К последнейстрофе взгляд сужается – «Голубятни, черноты, скворешни», «Лед весенний, ледвысший, лед вешний». То есть это все влияет на большую конкретность встихотворении.
Небово втором стихотворении представлено более спокойным и дружелюбным, так какесть некоторые слова, помогающие нам понять это. Так, например, «лазурь» показываетнам, что речь идет о дневном небе, а не о ночном. Ночное небо может бытьспокойным, но редко бывает «дружелюбным». То есть именно лазурью авторпоказывает нам неопасность, дружественность неба.
Такимобразом, несмотря на одинаковое начало, эти два стихотворения являютсясовершенно разными. И даже лирический герой в них разный. И последовательныйлексический анализ помогает нам боле ясно увидеть эту разницу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Англия до середины XI века
Реферат Анализ и управление себестоимостью продукции на примере ОАО "Владивостокский рыбокомбинат"
Реферат Термодинамические величины газов
Реферат История переводческой деятельности в России
Реферат Джеймс Хопвуд Джинс
Реферат Задачи в области оплаты труда в переходный период.
Реферат Проектирование прибора измеряющего длительность импульса
Реферат Состояния стресса, наступающие после аварий самолета
Реферат Toys That Gender Stereotypes Essay Research Paper
Реферат Контрольная работа по Антикризисной экономике
Реферат Технология инкубации яиц, выведение, обработка и сортировка цыплят-бройлеров в ООО Реал
Реферат Элементы налогообложения
Реферат Мой современник Булат Окуджава
Реферат Основные направления государственной молодежной политики в Березов
Реферат Desensitize Teens Wwf Essay Research Paper Children