Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Слова-символы в толковании сна Татьяны Лариной

(вариант 1).
Резчикова И.В.
Сны,как особая форма выражения стихии бессознательного начала, издревле волновали человека. Особенный интерес вызывают символы, которые, создавая свою модельдействительности, рассказывают сновидцу об истинном состоянии его души и телане только в настоящем, но и в будущем.  Большинство символов, которые рождаютсяв подсознании и навещают наши сны, корнями восходят к языческой символикенарода и часто встречаются в произведениях УНТ.
Особенностьсна литературного героя заключается в том, что читатель, имея возможностьсравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, можетугадать логику автора и раскрыть значения символов.
Слово-символв худ. произведении прежде всего многозначная структура, которая определяетсяединством и взаимозависимостью трех семантических измерений: а) русскойязыческой символикой; б) микро- и макроконтекстом произведения; в) функциейсна, во-первых, раскрывать душевное состояние сновидца (Татьяны) или егоблизких (положив под подушку зеркало, Татьяна гадала на суженого, т.е. наОнегина); и во-вторых, предсказывать будущее.
Символ,как писал А.Ф.Лосев, модель. То есть это такое соотношение первичного ипроизводного значений слова, которое далее моделируется, копируется всемантической структуре слов, связанных с опорным символом общностьюмикроконтекста. В этом источник символизации не только основных, опорных,объектов сна, но и многочисленных деталей.
Рассмотримсемантическую структуру опорных слов-символов, и то, как они являютсяисточником символизации целых эпизодов и деталей сна. К опорным словам-символамсна Татьяны можно отнести следующие: «зима», «мост черезручей», «лес», «медведь», «хижина»,«домовые».
«Зима»и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей семой'холодный': «снег», «сугроб», «лед»,«метель».
Согласносюжету сна, Татьяна идет сначала по «снеговой поляне», затем по«жердочкам, склеённым льдиной», переходит протекающий в сугробахручей, «не скованный зимой», и попадает в заснеженный лес, где«дороги нет; кусты стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снегпогружены».
1.Зима — 'смерть'. В народных представлениях зима, несущая мрак и холод, — периодсмерти природы. И если солнечный свет, теп-ло, огонь ассоциировались с радостьюи жизнью, то зима со всеми своими атрибутами — снегом, льдом, метелью — спечалью и смертью (Афанасьев: 1, 239). Так, в народных загадках: «Нихилела, ни болела, а саван надела» (земля и снег). Или о снеге:«Увидел мать, умер опять» (Даль: 3, 644). Так, в описании смертиЛенского надвигающаяся кончина героя сравнивается с глыбой снега, котораякатится с вершины горы: «Так медленно по скату гор, На солнце искрамиблистая, Спадает глыба снеговая… Младой певец нашел безвременный конец»
Итак,«зима» и слова этой тематической группы: «снег»,«сугроб», «лед», «метель» — имеют значение'печаль, смерть'. Как модель символа, это семантическое отношение являетсяисточником символизации сюжетных перипетий и деталей сна.
Бытьскованным льдом — значит 'быть скреплённым смертью'. По контексту сна, Татьянаостановилась перед потоком: «Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий,гибельный мосток, Положены через поток...». Разгадка этого символа вописании могилы Ленского, где две сосны «скреплены смертью», т.е. подними похоронен Ленский: «Две сосны корнями срослись; Под ними струйкиизвились Ручья соседственной долины». В связи с этим интереснообыгрывается эпитет «гибельный», то есть не просто опасный, но впрямом смысле  предвещающий гибель Ленского.
Оказатьсяв заснеженном лесу — 'попасть в царство смертит.е. в потусторонний мир, мирдуш'. Лес язычникам напоминал о блаженных райских садах, где должны водворитьсяпосле смерти души праведных. Отсюда лес часто символизировал это царство, гдедеревья — души усопших (вспомним традиционное сравнение человека с деревом врусских народных песнях, загадках мотив превращения в дерево в сказках и пр.).(Мифы народов мира: 2, 49; Афанасьев: 2, 320-325). Кроме того, идея смертисближалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном (Афанасьев:3, 36-42). В этом отношении можно вспомнить выражение «спать вечнымсном» или старую пословицу «сон смерти брат». Поэтому неудивительно, что, уснув, Татьяна попала сразу в царство мертвых.
Еслилес — царство душ, то хозяин леса — 'хозяин царства душ'. (Афанасьев: 2, 336;Лотман, 656; Мифы народов мира: 2, 128-129). Издревле хозяином леса считалсямедведь, которого называли и «лесником», и «лесным чертом»,и «лешим», и «лесным архимандритом» (СД: 2, 311). Медведь — хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых, в который попадаетТатьяна.  2. Снег в значении 'приносящий плодородие'. Отсюда покрыть снегом — 'покрыть свадебным покрывалом'. Считалось, что снег, как и дождь, несли силуплодородия. Поэтому белый снежный покров нередко в древности сравнивали с белымпокрывалом невесты. Например, в словах молодой девушки на Покров:«Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком (илиженишком)». По всей видимости, глубокий снег, сугробы, в которых Татьянавязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещаетбудущее замужество.
Темабрака, ожидающего Татьяну, продолжается и в следующих двух символах — мостчерез ручей и медведь. Согласно народной традиции, перейти девушке через ручей- значит 'выйти замуж'. Об этом древнем мотиве сна Татьяны писал А.А.Потебня. Вэтой статье упоминается древнее святочное гадание на жениха: «Делают изпрутиков мостики и кладут его под подушку во время сна, загадывая: „Ктомой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост“ (Потебня,564). Показательно, что „мостком“ к замужеству стала смерть Ленского(»две жердочки, склеенны льдиной"). Ведь именно после дуэли и отъездаОнегина («как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей») героиняподдалась уговорам матери и уехала в Москву на «ярманку невест», гдеи вышла замуж за генерала.
Медведь- один из главных действующих лиц сна Татьяны. Именно он переводит героиню черезручей, подав лапу, затем гонится за ней и, поймав, приносит её к хижинеОнегина.
1.Медведь- 'будущий жених Татьяны — генерал'. Значение 'медведь-жених' издревле связанос тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство иплодородие, и А.С.Пушкин подчеркивет, что медведь был «косматый»,«большой взъерошенный». Это значение символа отмечалось многимиисследователями. Так, например, в записях, собранных А. Баловым в Ярославскойгубернии: «Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество»(Балов, 210; Афанасьев: 1, 464; Лотман, 655; Усенский, 101). В одной изподблюдных песен: «Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор, Томузять в терем».
Медведьприносит Татьяну к хижине Онегина со словами «Здесь мой кум». Идействительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, «родню идруга своего», с Татьяной — своей женой. Возможно, Пушкин обыгрываетпереносное значение слова «кумовство»: «служебноепокровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу (неодобр.)»(Ожегов, 322).
Итак,три символа не просто объединены общей семой брака, замужества, но определяютсюжет сновидения.
Согласносюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к«шалашу»: «Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом всё глушь;отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко...» Изконтекста мы узнаем, что «шалаш» — вполне благоустроенная«хижина», с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома — Онегин — что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С.Пушкин называет «шайкойдомовых».  Хижина — один из главных символов Татьяниного сна. Хижина — «убогий домик, избушка, лачуга» Онегина. Слово произошло отдревнерусского «хи(жа» (дом, жилье, по всей видимости, бедное, илихилое). Одно из значений слова «хижа» — шалаш. Вот почему вдревнерусском языке и говорах (например, сибирских) слова «шалаш» и«хижина» могли называть один и тот же денотат (ЭСЧ: 338-339; СД:IV,547).  Домовой — «дух хранитель и обидчик дома» (СД: I, 466).Слово употребляется именно в указанном значении, так как большинство выбранныхПушкиным животных для изображения демонов имеют определенное отношение к культурусского домового. Так, например, на месте закладки фундамента новой избы,закапывали голову петуха (ср.: «другой с петушьей головой»), чтобызадобрить домового. Кошка и коза («ведьма с козьей бородой» и«полукот») — животные, которые имеют шерсть — символ достатка иплодородия. Именно поэтому они посвящены духу дома. Шерстью козла окуривалиизбу, если домовой «сердился», а без кошки не обходилось ни одноновоселье (Афанасьев: II, 105-119). Таково значение слов «хижина» и«домовой» в контексте сюжета сна Татьяны. Выявим основные уровнисимволизации этих слов.  «Хижина» — 'Онегин', «домовые» — 'реалии его внутреннего мира'. Дом в значении 'человек' — древнейший языческийсимвол, возникший на основе другого символа: огонь (а значит и домашний очаг)-душа человека (Афанасьев: III, 197). То есть дом как оболочка для очагаассоциировался с телом человека как оболочкой души. Так, например, в детскойзагадке про дом: «Стоит Вахромей — Брови нахмурил». Если домассоциировался с человеком, то окна в доме — с глазами: «Стоит Фекла,Глаза мокры» (Детство. Отрочество, 408, 410).
Всовременном русском языке соотношение 'дом-человек' отражено, напрмер, в ввыражении «не все дома» (БАС: 3, 958).
Символ«дом — человек, его душа» легло в основу центрального образастихотворения М. Ю. Лермонтова «Мой дом»: «До самых звезд онкровлей досягает, И от одной стены к другой Далекий путь, который измеряетЖилец не взором, но душой».  Это же значение у А.С.Пушкина в «ЕвгенииОнегине» в описании тела застреленного Ленского: «Теперь, как в домеопустелом, Все в нем и тихо, и темно; Закрыты ставни, окна мелом Забелены.Хозяйки нет. А где, Бог весть. Пропал и след». Здесь «дом» — телобез «хозяйки», то есть души.  Таким образом, Татьяна, попав в царстводуш, находит самую главную для неё — душу Онегина. Ведь именно загадкахарактера этого человека заставила её гадать на святки.
Семантическаяконструкция «дом — человек», которая опирается не только на языческуюсимволику русского фольклора, но и на макроконтекст произведения, — сильнаяпорождающая модель. Она является источником символизации всей ситуации имногочисленных деталей, и в основном в двух аспектах: а) тайна внутреннего мираОнегина; б) предсказание будущего — смерти Ленского.
А.Внутренний мир Онегина.  Управление «домовыми» -'властность Онегина'.Если «хижина» — 'Онегин ', то все, что внутри, и в частности«домовые», — реалии его внутреннего мира. Отсюда весь эпизод управлениядемонами символизирует властность сложной натуры героя: «Он знак подаст — и все хлопочут; Он пьет — все пьют и все кричат; Он засмеётся — все хохочут;Нахмурит брови — все молчат». Вспомним эпиграф к «ЕвгениюОнегину»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещёособенной гордостью, которая возбуждает признаваться с одинаковым равнодушием всвоих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства,быть может мнимого» (Ср. описание властного царя в оде «Вольность»А.Н. Радищева: «Я властию могу дарить; Где я смеюсь, там всё смеется;Нахмурюсь грозно, всё смятется; Живешь тогда, велю коль жить».  Смотретьна дверь изнутри дома — 'избегать самого себя'.
(«Онегинза столом сидит И в дверь украткою глядит»). Возможно, речь идет о хандреОнегина, заставившей его, «томясь душевной пустотой», охладеть кжизни и ненавидеть самого себя. (Ср. в объяснении с Татьяной Онегин сравниваетсебя с «недостойным», «скучным», мужем, который«всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно ревнив»; или переддуэлью: «В разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя вомногом».
Смотретьв дверную щель хижины снаружи — 'пытаться понять внутренний мир Онегина'. Посюжету Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку», потом «немногорастворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Так символическиописывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этойцелью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится в поместьеЕвгения.
Проникнутьв дом — 'стать предметом мыслей и чувств. Онегина'. Появление Татьяны в хижинесимволизирует будущую любовь к ней Евгения. Интересно, что в своём сне ужевлюбленный Онегин (VIII глава) видит тот же сюжет: «сельский дом — и уокна Сидит она… и всё она!».  Появление в хижине Ленского, Ольги и весьэпизод убийства, по-видимому, символизирует тяжкое переживание Онегиным своейвины, муки совести: «Оставил он своё селенье,… где окровавленная тень Ему являлась каждый день». Образ убитого Ленского также будет преследоватьОнегина в упомянутом выше сне.
Исчезновение«домовых» — 'избавление от прежних пороков'. «Шайкадомовых» сначала «смутилась» то есть встревожилась (СД: I, 238),а потом и вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно,любовь к Татьяне полностью изменила внутренний мир героя, избавила его от«демонов».
Разрушениедома — 'болезнь Онегина'. В финале сна «хижина шатнулась». В VIIIглаве влюбленный Онегин действительно заболеет: «Бледнеть Онегинначинает… Онегин сохнет — и едва ль Уж не чахоткою страдает. Однако можнопредположить, что шатающаяся хижина символизирует не только болезнь какфизиологическое явление, но прежде всего огромную душевную трагедию, которуюОнегин переживает в финале романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне.Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так женеожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрыватся весь роман.
Б.Предсказание смерти Ленского.
Потухший»светильник" — 'смерть': «Вдруг ветер дунул, загашая огоньсветильников ночных». Это еще одна модификация древнего символа«огонь — душа»: «Если душа понималась как огонь, то жизньвозможна была только до тех пор, пока горело это внутреннее пламя; погасало оно- и жизнь прекращалась» (Афанасьев: III, 199).  Танцующая в присядкумельница — 'место смерти Ленского'. Действительно, дуэль Онегина и Ленскогосостоялась за мельницей. Кроме того, народнопоэтическая традиция сравнивалаработу жерновов с битвою (Ср. в «Слове о полку Игореве»: «НаНемиге… молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу оттела», Афанасьев: I, 297).
Итак,слово-символ в контексте сна — многозначная семантическая структура, значениякоторой определены во-первых, языческой символикой русского фольклора,во-вторых, макроконтекстом произведения, в-третьих, функцией сна раскрыватьдушевное состояние и будущее сновидца.
Символв контексте сна прежде всего модель, являющаяся источником символизации всейситуации и многочисленных деталей сновидения, связанных с опорным символоммикроконтекстом.  Символы связаны между собой не только общими семами,нопорождают сюжет сна, создавая сложную, неоднозначно-символическую, модельмира.
Список литературы
1.Афанасьев: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.,1994.
2.Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографическихматериалов, собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV.С. 210.
3.БАС: Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л.,1954.
4.Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. М., 1994.
5.СД: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.
6.Детство. Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.М., 1994.
7.Лосев: Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
8.Лотман: Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий/ Лотман Ю.М.Пушкин. С.-Петербург, 1995.
9.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1992.
10.Потебня А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А.Слово и миф. М., 1989.
11.ЭСЧ: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка:В 2 т. М., 1993.
Материалы к статье
1.ИзКерлот Х.Э. Словарь символов. М.,1994.
Дом.«Дом как жилище вызывает богатейшие ассоциации с телом и мыслью (т.е.жизнью) человека… А. Тейяр поясняет это тем, что образ дома во снахпредставляет собой различные уровни (души). Фасад здания означает внешний обликчеловека: его личность или его маску. Значение этажей определяется вертикальнойи пространственной символикой. Крыша и верхний этаж соответствует голове иразуму, а также сознательному развитию самоконтроля. Следовательно, подвалассоциируется с бессознательным и инстинктами (подобно сточным трубам вгородской символике)… Лестницы — соединения различных уровней души, однако ихконкретное значение зависит от того, восходящими или нисходящими они видятся. Вконечно счете, как уже сказано, дом ассоциируется с человеческим телом...»(С.180).
Мост.«Даже будучи лишенным мистического смысла, мост всегда означал переход изодного состояния в другое — изменение или желание перемен» (С.330).
Меч."… В мече можно увидеть символ физического уничтожения и физическойрешительности...(С.321-322)  Нож «ассоциируется с местью и смертью, атакже с жертвой» (С. 342).
Чудовища.«На психологическом уровне они ассоциируются с темными силами, которыесоставляют глубочайшие пласты душевной геологии, кипящие, как вулкан» (С.584).
2.Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
*«Символ есть принцип порождения действительности», в нем «заложенавозможность возникновения бесконечного ряда единичных проявлений той общности,из которой состоит символ».  * «Понятие предмета отражает предмет; ноесли оно достаточно глубоко и разработанно, то оно воздействует обратно надействительность и даже её переделывает» (С. 166-167).  3. Лосев А.Ф.Логика символа. // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.
*Символ есть «обобщение, создающее бесконечную смысловую перспективу»(С. 258)
*Идея символа «оказывается законом всего его построения» (С. 259), такчто «выражение вещи есть такая её внутренняя жизнь, которая проявила себявнешним образом» (С. 260).
*Это значит, что в символе значимым является не только изображение предмета, нои отношения между его компонентами или другими предметами, символ — этоструктура (С. 273).
4.Арутюнова Н.Д. Семиотические концепты. //Арутюнова
Н.Д.Язык и мир человека. М., 1998.
*Символ «указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствиенекоторого смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного»(с. 337).
*Символ уводит за пределы реальности (с.339), имеет экстралингвистическуюфункцию.
*Символ «приобретает способность к постоянному смысловому углублению иобогащению».(с. 339).
*Три компонента структуры символа: 1) означаемое, абстрактное и туманное; 2)означающее, четкое, легко графически воспроизводимое (с. 340), стремящееся купрощению (с. 341); 3) связка (типа предиката). (С. 340).
Семантическаяструктура символа:
1.Означающее — 2) означающее, четкое, легко графически воспроизводимое (с. 340),стремящееся к упрощению (Арутюнова, 341)
2.Означаемое — а) многозначно, причем контекст редко снимает многозначность.символ есть «обобщение, создающее бесконечную смысловую перспективу»(Лосев «Логика символа»,258) б) абстрактно (Арутюнова, 340).
3.Отношение между означающим и означаемым:
Изоморфность:структура предмета, означающего символический смысл есть и структура самогосмысла. Отсюда символическую функцию приобретают а) компоненты целого; б)отношения между ними (Лосев, 273)  Идея символа «оказывается законом всегоего построения» (С. 259), так что «выражение вещи есть такая еёвнутренняя жизнь, которая проявила себя внешним образом» (С. 260).
Причинамногозначности символа:  1. Если означаемое и означающее — это структура, то смысловоесоотношение между ними в одинаковой степени распространяется как на всю целое,так и на отдельные компоненты, порождая бесконечный ряд символических значений.В символе «заложена возможность возникновения бесконечного ряда единичныхпроявлений той общности, из которой состоит символ». (Лосев, 166)
2.Означающее — один из компонентов экстралингвистической реальности, поэтомусмысловое соотношение означаемого и означающего будет распространятся и напредметы, связанные с означающим косвенно а) на основе метонимии; б) на основеметафоры; Символ «приобретает способность к постоянному смысловомууглублению и обогащению».(с. 339). Свеча — огонь; солнце, молния, звезды — небесный огонь (метафора); золото — огонь (метафора по цвету и блеску), змей — огонь (метонимия: змей извергает огонь)
3.Если означающее — субъект или объект, участвующий в каком либо действии,явлении, состоянии, то смысловое отношение распространяется и на действие.Например, об огне: гореть ровно ярким пламенем — счастливая жизнь, здоровье, агореть слабо, затухать — болезнь, даже смерть (Афанасьев 1, 180; 3, 199).Отсюда рождается примета, например: если у жениха или невесты погаснет подвенцом свеча, то это предвещает или несчастье в семейной жизни, или даже смертьодного из молодожен (Афанасьев 3, 199).
Вывод:символ не просто семантическое соотношение означаемого и означающего, нопорождающая модель, которая воспроизводит, копирует это семантическое отношениене только на всю систему, но и на её элементы, а также все, что прямо или косвенноимеет к ней отношение.
Пример
Огонь 1) жизнь
2)душа, в том числе душа усопшего (Афанасьев, 3, 197)
3)страсть (-, +), в том числе любовь (метонимия) (Афанасьев, 3, 197)
Солнце(= небесный огонь, метафора):
1)жизнь (Афанасьев 1, 179)
2)зрение, очи: отсюда и солнце, и огонь — символы зрения (ср.: сказочный мотивосвещающего дорогу черепа с горящими глазами (Афанасьев, 1, 165); выражение огорящих глазах, выражающих страсть).
Семантическаяструктура символического сюжета.
1.Как модель, «символ есть принцип порождения действительности» (Лосев,166-167).
2.Сон — символическая действительность. Его следует рассматривать как одинсложный символ. Внешне это система чувственных образов (означающее), сам выбори соотношение которых символично.
3.Система чувственных образов изоморфна семантической структуре символическойидеи (разгадке сна). Принципом организации системы чувственных образов являетсяпространственно-временной континуум, который, очевидно, играет главную роль врасшифровке сна.
4.Символическая действительность организована рядом опорных символов. Ониподобраны таким образом, что организуют пространство и сюжет сна: снег, лес,ручей, мост, избушка, медведь. В результате мы имеем следующее: Татьяна,перейдя мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в хижинуОнегина. Таково пространство и сюжет сна.
5.Символическая реальность имеет множество деталей, имеющих прямое или косвенноеотношение к опорным символам. Значение опорных символов распространяется такжеи на них.
6.Для определения значения символа необходим контекст, так как в разныхконтекстах одно и то же означающее приобретает различные значения. В«Евгении Онегине» таким контекстом-ключом является, во-первых,макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика. Гаданияна святки непосредственно опираются на эту символику, о чем не раз писалимногие фольклористы. Контекстом можно назвать и функциональную направленностьсна, который призван 1) раскрыть внутренний мир самой героини и того, на когоона гадает (то есть Онегина); 2) рассказать о событиях будущего, имеющихнепосредственное отношение к судьбе героини.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.repetitor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.