СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВРОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”
Тургенев — скрытый психолог.Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом,в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силахизменить судьбы своих героев.
Безусловно, Базаров — главныйгерой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько ПавелПетрович (возможно, и для автора).
Павла Петровича можно назватьпостаревшим Печориным, прожившим жизнь и пережившим любовь, которая егопогубила. Тургенев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже Базаровговорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворническийобраз жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). ПавелПетрович — двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизнитрагическая любовь.
Тургенев проводит параллельмежду Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров, как и Павел Петрович, запираетсяв своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смертижены).
Базаров внешне похож налягушку, и он говорит, что “мы с тобой те же лягушки”. Возможно, он режетлягушек не только для того, чтобы найти свою царевну, но и, может быть, узнать,что у него внутри. Базаров — лягушка, а лягушка может напрямую общаться сосвоим отцом, с Богом. Поэтому Базаров ближе всех к Богу. Базаров говорит, что“смотрит в небо только тогда, когда ему надо чихнуть”. Чичиков тоже громкочихает и сморкается. Базаров также говорит, что “человек может понять все, ноне может понять, почему другой человек сморкается не так, как он”. Сморкание,чихание — трубный глас. Он, как Христос в Копернауме, лечит больных в Марьине(и его отец, Василий Иванович, все время рассказывал об эпизоде чумы вБессарабии). Павел Петрович и Базаров — чужаки в Марьине, они оба похожи наЭдипа.
В начале романа Базаровпрезирает Павла Петровича, поставившего все на карту любви. Кстати, ПавелПетрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл вкарты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.
Но после того как онвстретился с Одинцовой, Базаров изменился, так же как и Павел Петрович. Послепережитых ими любовных историй мы можем лучше понять и Базарова, и Павла Петровича.Мы понимаем, что Базаров — романтик и поэт в душе (и был им всегда). И в конце,перед смертью, Базаров говорит очень красиво (как Гамлет): “Дуньте на умирающуюлампаду, и она погаснет… Теперь… темнота...” (А Эдип ослепляет себя.) Довстречи с Одинцовой Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. А ПавелПетрович всегда был верен себе, своим взглядам. Павел Петрович — самыйзагадочный герой, и он сохраняет свою загадочность до конца. Вообще все Павлыпереживают в своей жизни переворот (Павел Чичиков). Во сне Базарова ПавелПетрович — это лес, а также Базаров говорит, что хотел бы задушить его, каккотенка.
Переломный момент вотношениях Павла Петровича и Базарова — это дуэль, после которой они находятмного общего друг в друге.
Как бы в противопоставлениеБазарову ставится Аркадий. Сначала Аркадий во всем подчинялся Базарову, нопотом он постепенно становился более самостоятельным. В отличие от Павла Петровичаи Базарова, Аркадий — не чужак в Марьине. Имя Аркадий значит счастливый, ничегоне делающий человек. Аркадий — зяблик, а Базаров советует ему быть галкой иставить свое гнездо. Когда Катя и Аркадий сидят под ясенем, он читает Гейне(“Лорелею”, возможно), а вскоре появляются Базаров с Одинцовой. Аркадийникогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он добр. Емужалко бедных мужиков, жалко родителей Базарова, его мать: “Ты матери своей незнаешь, Евгений...” Евгений не знал матери-природы, которая его погубила.
Еще две загадочные фигурыромана — это княгиня Р. и Одинцова. История княгини Р. играет большую роль вромане. Княгиня Р. — та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петровича.Она — сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом,если бы Павел Петрович не подарил ей перстень и не сказал, что она — сфинкс.Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Онанепредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.
Княгиня Р. поставила крест насфинксе, то есть на себе. Она узнала свою загадку, постигла тайну любви ижизни в обмен на свою жизнь. Возможно, Павел Петрович — Воланд: у него трость,усы, Базаров попал ему в ногу, а когда он лежал в постели, “свет из окнаосвещал лицо мертвеца”, у Павла Петровича пустые глаза. И, возможно, он неоставил княгине Р. выбора, подарив перстень.
Одинцова тоже сфинкс,Лорелея. Она чувствовала за собой пустоту, бездну. Она больше похожа на ВеруНиколаевну. (В “Фаусте” оживает портрет матери Веры, а в доме Одинцовой —статуя Молчания, которой все боятся). Одинцова холодна, и Базаров говоритАркадию: “Ведь ты любишь мороженое?” Она всегда спокойно и ровно дышит, онасловно неживой человек, статуя. Однажды, когда Одинцова разговаривала сБазаровым, она задышала так, как будто только что поднялась в гору (Ольга иОбломов; Ася). Дом Одинцовой похож на замок, везде порядок, а ее имя — намекна одиночество.
Николай Петрович более всехблизок к Тургеневу. Он восхищается природой, он — добряк, “божья коровка”. УФенечки в комнате висит икона Николая Угодника. У Николая Петровича в жизнитоже была трагедия, когда у него умерла жена, но он все же смог полюбитьФенечку. У него, как и у Аркадия, любовь не роковая. Фенечка любит НиколаяПетровича, она собирает ему к завтраку “бездну красных и белых роз”.
Катя — это ясень. Аркадий иКатя — это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия иФенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышлаво второй раз замуж не по любви.
Давая психологический портретгероев, Тургенев перегруппировал их. В одном письме он написал: “… в судьбепочти каждого человека есть трагическое, но оно закрыто от самого человекапошлой поверхностью жизни. Многие останавливаются на поверхности и неподозревают, что они — герои трагедии. Каково еще хотеть трагического”. Тоесть Базаров, Павел Петрович, княгиня Р. и Одинцова — герои трагедии и они всебыли одиноки. С помощью психологического анализа Тургенев открывает намвнутренний мир своих героев.