Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"

Своеобразие конфликта и его разрешение впьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
АнтонПавлович Чехов принадлежит к числу великих русских писателей XIX века. С еготворчеством, я думаю, знаком каждый. Он написал много замечательныхпроизведений, одним из которых является пьеса “Вишневый сад”. Это былопоследнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию.
Чтоже составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что является в ней той“пружиной”, которая движет внешними и внутренними переживаниями и размышлениямигероев?
Напервый взгляд, в “Вишневом саде” дана четкая расстановка социальных сил врусском обществе и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство (Раневскаяи Гаев), поднимающаяся буржуазия (Лопахин), новые революционные силы, идущие имна смену (Петя и Аня). Социальные мотивы встречаются и в характерах действующихлиц: барская беспечность Раневской и Гаева, практическая их беспомощность;буржуазная деловитость Лопахина, открытость Пети и Ани, устремленных в “светлоебудущее”.
Однакоцентральное с виду событие — борьба за вишневый сад — лишено того значения,какое, казалось бы, требует сама логика расстановки в пьесе действующих лиц.Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен.Лопахин, русский буржуа, лишен хищнической хватки и агрессивности по отношениюк дворянам Раневской и Гаеву, которые нисколько не сопротивляются ему.Получается так, словно бы имение само плывет ему в руки, а он как бы нехотяпокупает вишневый сад.
Вчем же главный узел драматического конфликта? Вероятно, не в экономическомбанкротстве Раневской и Гаева. Ведь уже в самом начале комедии у них естьпрекрасный вариант экономического процветания, по доброте сердечнойпредложенный тем же Лопахиным: сдать сад в аренду под дачи. Но герои от негоотказываются. Почему? Очевидно, потому, что драма их существования болееглубока, чем элементарное разорение, глубока настолько, что деньгами ее непоправишь и угасающую в героях волю к жизни не вернешь.
Сдругой стороны, и покупка вишневого сада Лопахиным тоже не устраняет болееглубокого конфликта этого человека с миром. Торжество Лопахина кратковременно,оно быстро сменяется чувством уныния и грусти. Этот странный купец обращается кРаневской со словами укора и упрека: “Отчего же, отчего вы меня не послушали?Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь”. Со всеми героями пьесы Лопахинпроизносит со слезами знаменательную фразу: “О, скорее бы все это прошло,скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”.
ЗдесьЛопахин впрямую касается скрытого, но главного источника драматизма: онзаключен не в борьбе за вишневый сад, а в недовольстве жизнью, в равной мере,но по-разному переживаемом всеми без исключения героями “Вишневого сада”. Житьидеей нелепо и нескладно, никому не приносит она ни радости, ни ощущениясчастья. Не только для основных героев несчастлива эта жизнь, она тяжела и дляШарлотты, одинокой и никому не нужной со своими фокусами, и для Епиходова с егопостоянными неудачами, и для Симеонова-Пищика с его вечной нуждою в деньгах.
Драмажизни заключается в разладе самых существенных ее основ. И потому у всех героевпьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенногоистощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались вечными. Впьесе все живут в ожидании надвигающегося рокового конца. Распадаются старыеосновы жизни и вне, и в душах людей, а новые еще не нарождаются, в лучшемслучае они только предчувствуются, причем не только молодыми героями драмы. Тотже Лопахин говорит: “Иной раз, когда не спится, я думаю: “Господи, ты дал намгромадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и живя тут, мы самидолжны бы по-настоящему быть великанами”.
Грядущеезадает людям вопрос, на который они, по своей че-. ловеческой слабости, не всостоянии дать ответ. Есть в самочувствии чеховских героев ощущение какой-тообреченности их существования. С самого начала перед нами люди, тревожноприслушивающиеся к чему-то неотвратимому, что грядет впереди. Это дыхание концавносится в самое начало пьесы. Оно не только в известной всем роковой дате 22августа, когда вишневый сад будет продан. Есть в этой дате и иной символическийсмысл — абсолютного конца целого тысячелетнего уклада русской жизни. В светеабсолютного конца призрачны их разговоры, неустойчивы отношения. Люди как бывыключены на добрую половину своего существования из потока жизни, которыйпостоянно набирает темп… они живут и чувствуют вполсилы, они безнадежноопаздывают и отстают.
Символичнаи кольцевая композиция пьесы, связанная с мотивом опоздания сначала к приходу,а затем к отходу поезда. Чеховские герои глуховаты по отношению друг к другу непотому, что они эгоисты, а потому, что в их ситуации полнокровное общениеоказывается невозможным. Они рады бы достучаться друг до друга, но что-топостоянно “отзывает” их. Герои слишком погружены в переживание внутреннейдрамы, с грустью оглядываясь назад и с робкими надеждами всматриваясь вперед.Настоящее остается вне сферы главного их внимания, а потому и на полнуювзаимную “прислушливость” им просто не хватает сил.
Передлицами надвигающихся перемен победа Лопахина — условная победа, как поражениеРаневской — условное поражение. Уходит время для тех и других. Через всю пьесутянется мотив ускользающего времени.
Времяидет! Но кому суждено быть творцом новой жизни, кто посадит новый сад? Жизнь недает пока ответа на этот вопрос. Готовность есть как будто бы у Пети и Ани. Итам, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой,автор ему сочувствует. В рассуждениях Пети нет личной силы, в них много слов,похожих на заклинания. К тому же он “вечный студент”, “облезлый барин”. Нетакие люди овладевают жизнью и становятся творцами и хозяевами ее. Напротив,жизнь сама Петю изрядно потрепала. Подобно всем недотепам в пьесе, он нескладени бессилен перед нею. Молодость, неопытность и жизненная неприспособленностьподчеркнуты и в Ане. Это “прежде всего ребенок, веселый, до конца не знающийжизни”.
Россия,как/она виделась Чехову на рубеже двух веков, еще не выработала в себедейственный идеал человека. В ней зреют предчувствия грядущего переворота, нолюди пока к нему не готовы. Лучики правды, человечности и красоты есть в каждомгерое “Вишневого сада”. Добро тайно светит повсюду, но солнца нет. В финалепьесы есть ощущение, что жизнь кончается для всех и это не случайно. Герои“Вишневого сада” не поднялись на высоту, которой требует от них предстоящееиспытание.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.