Сатирическое изображение помещиков в поэмеН. В. Гоголя «Мертвые души»
СовременникПушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которыесложились в России после неудачи первого революционного выступления декабристовв 1825 г.
Новаяобщественно-политическая обстановка поставили перед деятелями русскойобщественной мысли и литературы новые задачи, которые нашли глубокое отражениев творчестве Гоголя. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своеговремени, писатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным иГрибоедовым. Развивая принципы критического реализма. Гоголь стал одним извеличайших представителей этого направления в русской литературе.
Какотмечает Белинский, «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскуюдействительность». Одной из основных тем в творчестве Гоголя является темао русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии,о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способомизображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражаетсяпроцесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки инедостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и «бьет прямо в лоб».Ирония помогла писателю говорить прямо о том, о чем говорить в цензурныхусловиях было невозможно. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого нещадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония характерныйэлемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и вречи персонажей. Ирония одна из существенных примет поэтики Гоголя, придаетповествованию больший реализм, став художественным средством критическогоанализа действительности.
Вкрупнейшем произведении Гоголя поэме «Мертвые души» образы помещиковданы наиболее полно и многогранно. Поэма построена как история похожденийЧичикова, чиновника, скупающего «мертвые души». Композиция поэмыпозволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристикеразличных типов русских помещиков посвящена почти половина 1 тома поэмы (пятьглав из одиннадцати). Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которыетак непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичныечерты русского помещика.
Нашезнакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такойпоследовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляетсяпроцесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшнаякартина разложения крепостнического общества. Открывает портретную галереюпомещиков Манилов (1 глава). Уже в самой фамилии проявляется его характер.Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих моглазаманить своим местоположением». С иронией описывает автор господскийдвор, с претензией на «англицкий сад с заросшим прудом», жиденькимикустиками и с бледной надписью «Храм уединенного размышления». Говоряо Манилове, автор восклицает: «Один бог разве мог сказать, какой былхарактер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все этоприняло у него уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален доприторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими ипраздничными. Манилов совершенно не знал жизни, реальность подменялась у негопустой фантазией. Он любил поразмышлять и помечтать, при этом иногда даже овещах, полезных для крестьян. Но его прожектерство было далеко от запросовжизни. О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал. Маниловмнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считалсяобразованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке домаМанилова, в котором «вечно чего-нибудь недоставало», о его слащавыхотношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается сослишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается взапретную область. Сравнение Манилова с министром означает, что последний нетак уж и отличается от этого помещика, а «маниловщина» типичноеявление этого пошлого мира.
Третьяглава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех«небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат головунесколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевыемешочки, размещенные по ящикам комода!». Эти деньжонки получаются отпродажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка понялавыгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычныйтовар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова иКоробочки. «Дубинноголовая» помещица долго не может понять, что отнее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь «лишьбы не прогадать». Кругозор и интересы Коробочки не выходят за пределы ееусадьбы. Хозяйство и весь ее быт носит патриархальный характер.
Совершенноиную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрева (IVглава). Это типичный человек «на все руки». В его лице было что-тооткрытое, прямое, удалое. Для него характерна своеобразная «широтанатуры». Как иронично отмечает автор: «Ноздрев был в некоторомотношении исторический человек». Ни на одном собрании, где он был, необходилось без историй! Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большиеденьги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же «просаживает» вседеньги. Ноздрев мастер «лить пули», он бесшабашный хвастун инесусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речьгероя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку «нагадитьближнему». В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературесоциально-психологический тип «ноздревщины». В образе Собакевичасатира автора приобретает более обличительный характер (V глава поэмы). Он малопохож на предыдущих помещиков, это ' «помещик-кулак», хитрый,прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйномусумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладаетжелезной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть.Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всехокружающих вещах его быта.
Вдоме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как быговорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающуюсвоей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим " на среднейвеличины медведя". Собакевич циник, не стыдящийся морального уродства ни всебе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник,заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что кромеСобакевича, никто не понимал сущности «негодяя» Чичикова, а онпрекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени: всеподлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду.
VIглава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным дляобозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится последнейступенью в вырождении помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажемГоголь начинает; как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. На всехстроениях была заметна «какая-то особенная ветхость». Писатель рисуеткартину полнейшего разорения когда-то бога-' того помещичьего хозяйства.Причиной этого является не мотовство и не безделие помещика, а болезненная скупость.Это злая сатира на помещика, ставшего «прорехой на человечестве». Самхозяин бесполое существо, напоминающее ключницу Этот герой не вызывает смеха, атолько горькое разочарование.
Итак,пять характеров, созданных Гоголем в «Мертвых душах», разностороннерисуют состояние дворянско-крепостнического класса. Манилов, Коробочка,Ноздрев, Собакевич, Плюшкин все это различные формы одного явленияэкономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/