АлександрНиколаевич Островский в своем творчестве стремился совместить остротупротиворечий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов ипроблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускалапоявление не связвнных сюжетом сцен и персонажей.
Такоеноваторство в драматургии помогло А. Н. Островскому создать истинные«пьесы жизни» (по определению Добролюбова), в которых на «первомплане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лицобстановка жизни».
Островскийвоссоздает быт, нравы, психологию и социальные отношения купеческой среды исвое достоинство, конфликты новых веяний и старого порядка жизни. Максимальногонапряжения эти конфликты достигают в драме «Гроза», где онисосредоточены в судьбе героини.
Впьесе «Гроза» жизнь показана автором в предгрозовой атмосфере, когдавнешне пока все обстоит благополучно, но читатель и зритель проникаютсяощущением сильного напряжения и чувств, и страстей, когда вот-вот разразитсякатастрофа. Это атмосфера первого действия, которое знакомит нас с главнойгероиней -Катериной Кабановой.
НадКатериной, какой мы видим ее в начале пьесы, властвует сила страха — это страхвозмездия за грехи. В первом акте отделенные удары грома, разбередившие тревогуКатерины, побуждают ее признаться Варваре в своей любви к Борису. Свою любовьрелигиозная Катерина считает грехом. Она не боится смерти, а боится, что смерьзастанет ее такую, какая она есть «после этого разговору-то»,«со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Но Катерина — бесстрашная натура. В любви к Борису есть что-то стихийное.Она вопреки своемустраху, вопреки нравственным законам калиновского общества встречается сБорисом. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людскогосуда?» — говорит он своему любимому.
Номироощущение Катерины трагично: она предчувствует, что ее ждет близкая смерть.Обостренное нравственное самосознание терзает и мучает ее. Внутренний голос еесовести заставляет Катерину увидеть в грозе природы суд и наказание себе.Терзаемая угрызениями совести, бросается она в ноги мужу и всенародно кается всвоем грехе. Но в словах покаяния звучит не одна слабость и отчаяние, но и силадуха героини, ее самоотверженная отвага и противоборство темным предрассудкамдомостроевской морали. Она не могла как Варвара с Кудряшом, жить в потаеннойлюбви, лишь бы все было «шито-крыто».
Испытавогромный и чистый любовный порыв, Катерина ощутила свои человеческие права насчастье, любовь и радость. Но, живя среди «кабановских понятий онравственности», она не могла последовать влечению своего сердца, неоказавшись «преступником в собственных глазах». Вольнолюбивые порывы,свойственные душе Катерины, ее радость жизни и уже проснувшееся ощущение правана человеческую жизнь не дают ей возможности и сил бороться с естественнымвлечением своего сердца и не позволяют смириться с порядками «темногоцарства». Всенародное покаяние героини было продиктовано не только и нестолько суеверием, религиозными предрассудками и невежеством, сколько ееглубокой и чуткой совестливостью, ее стремлением к нравственному очищению. Еестрах перед грозой — это не слабость души, а сознание собственной нравственнойответственности, которая побуждает Катерину к признанию.
Катерина- это натура бесстрашная, чистая, стихийная, свободолюбивая. После признаний всвоей грешной любви, Катерине совсем невмоготу жить в доме Кабанихи, под еенеотступной тиранией, под жесткими и несправедливыми, уже устаревшими, законамиДомостроя. Она не выдерживает и уходит. Узнав, что Борис уезжает, она лишаетсясамого дорогого в жизни и последней своей опоры в ней. Не смея и не желаявернуться домой, Катерина бросается в омут, ища освобождения от мук жизни. 'Ееохватило отчаяние, но. для такого поступка нужно иметь большое мужество,огромную силу воли и свободолюбие.
Кончаяжизнь самоубийством, совершая страшный грех, Катерина бросает вызов тем темнымсилам, которые так мучили ее. Искупив безмерной ценой свою вину, бедная женщинаспасает себя от неволи и унижения. Гордая и жизнелюбивая при жизни, она имертвая, как живая. И ей, мертвой, завидует оставшийся жить и мучиться Тихон.
Катеринапокончила с жизнью бессознательно, не думая, не рассуждая. Но в ней мы видимстихийный протест против тех устарелых понятий о нравственности, по которымживут Кабаниха и Дикой, "… Протест, доведенный до конца, провозглашенныйи над домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.
Онане хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают вобмен за ее живую душу". Какою же отрадною, свежею жизнью веет на насздоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью вочто бы то ни стало!" Этим слова Добролюбова красноречиво доказывают, что всамоубийстве Катерины никак нельзя узреть слабость души и трусость.
Яглубоко согласна с оценкой великого критика. Самоубийство Катерины — это естьпротест против тирании «темного царства», против всего, что мешаетчеловеку быть счастливым.