Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на произведение В. Астафьева "Царь-рыба"

Рецензия на произведение В. Астафьева«Царь-рыба»
ВикторАстафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родными близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, кудабы ни бросала его жизнь.
Предвоенноедетство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания привольная жизнь вдеревне, бабушка Катерина, научившая любить людей и природу, жить по законамдобра и справедливости.
СВеликой Отечественной войны вернулся с несколькими ранениями и многими идеями,которые легли в основу его будущих произведений.
Астафьевая знаю по рассказам «Перевал», «Кража», роману «Печальныйдетектив». Но наибольшее впечатление оставила книга «Царь-рыба»,которой и посвящена моя работа.
«Царь-рыба»повествование рассказов, ранее услышанных автором от самих героев. Черемисинповедал об истории приезжих браконьеров, Николай о славной собаке Боей, нобольше всего автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этихгероев повествование не ведется. Писатель художественно переплавляет ихрассказы; преобладает его оценка героев, отбор фактов. Именно фигураавтора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения, придаваяим художественную целостность. Все многоголосие проблем фокусируется на этомобразе, черты его ясно просматриваются в главах «Царь-рыба»,«Уха на Боганиде», «Сон о белых горах», где он внешне неприсутствует. Слияние эпических и лирических начал придает жанру книгисвоеобразие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть врассказах.
Астафьевне идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует ихпротиворечивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава«Капля»), но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например,в главе «Поминки». Разум и духовный опыт позволяют человекуустановить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активноиспользуя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы,предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложеночувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек,морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самомчеловеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту«черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещернойжутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытногодикаря».
Привсем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить на двегруппы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя. ПарамонОлсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Кольша, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованыс особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмоциональнымтоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этихгероев.
Астафьевне прием лет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти и жестокости ЗиновияУтробина, Командора, рыбака Грохотало, что определяет и авторскую оценку этихгероев, составляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и добротаделают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальныесвязи людей, уничтожает свою душу и нравственно калечит окружающих.
В«Царь-рыбе» жизненный материал разных послевоенных десятилетийспрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания. Постоянноесравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее воплотить характер,поступки; духовные черты персонажей обуславливают временные сдвиги в«Царь-рыбе». Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейномсодержании занимает глава «Боей», содержащая обобщенныехудожественные выводы. В этой главе характеризуется личностьавтора-повествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные линии.
Рассказыпервой части повести имеют общую идейную направленность, в них отвергаетсяхищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие сюжетных линий тесносвязано с образом повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа«Царь-рыба»; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному,расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой.«Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная» уходит царь-рыба.Волшебной называет ее автор в конце рассказа, отрицая жестокое, потребительскоеиспользование природных богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которыенавязывают ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержаниевторой части «Царь-рыбы» больше сосредоточено на нравственных,духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит конфликт междуАкимом и Герцевым. Писатель создает подробный внутренний портрет Акима. Вглавах «Уха на Боганиде», «Поминки», «Сон о белыхгорах» нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов Герцев тяготеет ксаморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе «Сон о белыхгорах», углубляются и поясняются в заключительной главе «Нет мнеответа!». Эта глава завершает лирическое произведение Астафьева, придаетему целостность. В «Царь-рыбе» широк диапазон художественных приемов,использованных автором. Взять, к примеру, своеобразие интонационных переходов,приемы сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское отношение к героям иявлениям. Разнообразные средства использует автор при создании образа Акима:интонация искреннего удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться накрасивое в природе и человеке (глава «Туруханская лилия»); отиронического недовольства уступчивостью там, где не следовало, до романтическихприемов в главе «Сон о белых горах», утверждающих значимость такогочеловека в миру людском.
ИзменяетсяСибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти процессы. Заключительные строки«Царь-рыбы» наиболее емко характеризуют образ писателя, мудрогосовременника, для которого творчество это вечное стремление к истине,утверждение добра и красоты в кипучем биении жизни на земле.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib. ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Монада - центральное понятие в философии Лейбница
Реферат Grapes Of Wrath- The Purpose Of The
Реферат Все начальники делают это. Или обратная связь как инструмент управления
Реферат Борьба за власть на Урале в годы революции и гражданской войны
Реферат Облік операцій по рахункам у банках
Реферат Разновидности общесистемного программного обеспечения персональных ЭВМ
Реферат Процедуры и функции в языке Паскаль
Реферат А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Информатика»
Реферат Is The EU A Federal State Essay
Реферат Euthanasia Essay Research Paper EuthanasiaVoluntary euthanasia is
Реферат Политическая борьба в Афинах во время Пелопоннесской войны
Реферат Внешняя политика М.С.Горбачева на восточном направлении
Реферат Marijuana Yes Or No Essay Research Paper
Реферат Краткое содержание Хоббит Джон Рональд Руэл Толкиен
Реферат Фразы, помогающие провести деловые переговоры и фразы-запреты