Рецензия на повесть В.П. Астафьева«Пастух и пастушка»
Чутьбольше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабилиинтереса общества к этому историческому событию. Время демократизма игласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставитперед историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду с традиционнорассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в нашужизнь входят «не терпящие полуправды» романы В. Астафьева«Пастух и пастушка», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повестии рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева.
«Роковымпрепятствием на благородном человеческом пути была и остается война — самоебезнравственное деяние из всех, какие породил человек». И потому неумолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которымипришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написалон одну из лучших, по-моему, одну из самых «трудных и больнее доставшихсяему вещей» — повесть «Пастух и пастушка». В этой повестивоссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, неподавленных.
«Современнаяпастораль» — такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий видейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой естьлюбовь, есть счастье — эти главные приметы традиционной пасторали. Но недаромписатель рядом со словом «пастораль» поставил слово«современная», как бы подчеркнув тем самым жестокую определенностьвремени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетнымпорывам души.
Естьв повести очень важное противопоставление — детское воспоминание главногогероя, лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихсяна зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любившихдруг друга, и «не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее, резко,кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко иэмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены обубитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, „обнявшихся преданно всмертный час“.
»Залпартподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали,прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых билоих осколками, посекло одежонку..." Короткая эта сцена, символика которойособенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная впроизведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. Имы теперь не можем воспринимать дальнейшее повествование, следить за короткой,как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажейиначе как через призму этой сцены.
Показатьантигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую самою жизнь,- главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести.
Писательпогружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством,ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: «Началасьрукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезливперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волнойнакатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгомоткаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, ктогде. Да и разобрать уже ничего было нельзя». Эта сцена призвана подвестичитателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей людейубивать друг друга.
Внеэтой главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта Бориса Костаева,умершего в санитарной больнице, которому война подарила любовь и тут же отнялаее. «Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и всеминуло».
Вповести «Пастух и пастушка», произведении большого философскогосмысла, наряду с людьми высокого духа и сильных чувств, писатель создает образстаршины Мохнакова, способного к насилию, готового переступить чертучеловечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится ещеяснее, если пристальнее вглядеться в один из центральных образов — старшинуМохнакова, не случайно проходящего рядом с главным героем.
Однаждыв разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том, что страшнопривыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом и с Мохнаковым,находившимся на передовой, посто-янно видевшими смерть во всех ее проявлениях,случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти.
ПовестьВ. Астафьева предостерегает: «Люди! Это не должно повториться!»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/