Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Проблемыпоиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин»
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладаютсилой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делаютошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина“Евгений Онегин”. Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пороно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и внашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни,проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина “ЕвгенийОнегин” — один из первых социаль­ных романов русской литературы. В немрассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.
Идея изменения общества через нравственноеусовершенствование че­ловека наряду с идеей несовершенства современного Пушкинусостояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.
Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образовромана, в сопос­тавлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуютсе­бя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить истрадать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту свет­ской жизни, и поэтомуоба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположностьхаракте­ров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал насебе влияние “света” с его бесплодной, пустой суетой.
Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либодругой, Он признается в корысти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
“Когда же черт возьмет тебя!”
Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя,вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин — образованный,светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись раз­говоры опсарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностноеотношение ко всему. “Мод воспитанник пример­ный”, он становится франтом,опасаясь “судей решительных и строгих”; привык
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре.
Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, емуне­обходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты.Мне нравится Онегин тем, что он “не любил расплываться в мечтах, большечувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался”. Я рад, что Пушкин тожелестно отзывается о своем герое и пока­зывает его недюжинность:
Мне нравились его черты.
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин пони­мает всю никчемность, призрачность жизнисветских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найтивзамен.
Живя только собой, не принимая во внимание чувства ипережива­ния других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступ­ков:поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленско­го. Эгоизмприводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с са­мим собой.
Татьяна — “милый” и “верный” идеал нравственнойчистоты — пря­мая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самогораннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испы­тываяникаких чуждых влияний.
Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которуюочень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это быламечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которойвоспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себявсе низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтиче­скомувосприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы,поэтические народные сказания, приметы, таинст­венно-прекрасная жизнь природы,романы — вот чем жила эта девочка.
Воспитанная на сентиментальных романах, Татьянасосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значилочувство­вать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенно­мучеловеку, которому она “вручает свою судьбу”.
Итак, естественная потребность Татьяны любить и бытьсчастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильнойнатуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет мес­таэгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.
Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искреннепризнаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоин­ству оценил Татьяну, выделивее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связыватьсебя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было.Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин влюбой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испы­тании онпасует перед окружающей средой. В роковое утро перед пое­динком он станет рабомсветской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегинумерещится “шепот, хохотня глупцов”. Вызов принят.
Непоправимое должно свершиться:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Я считаю, что этот момент в романе самый трагический.С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломкаего жизни, поспешное бегство” из деревни, неприкаян­ное странствие по роднойземле и растущее чувство собственной беспо­лезности:
… Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? — ах создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
В таком душевном состоянии наш герой вызываетсочувствие и трево­гу за дальнейшую судьбу.
Татьяна же, если раньше  жила в мечтах, то теперь,полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому временихарактер Тать­яны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испы­танийнравственно непобежденной.
Таким образом, нравственная чистота Татьяныпротивопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Этопротивопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство обще­ства,уродующего человеческую душу.
Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено бытьсчастливой. Не­возможность этих людей, будто созданных друг для друга, бытьсчастли­выми вместе — главный укор обществу.
В чем же видел Пушкин пути прогрессивного измененияобщества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усо­вершенствование.Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинноестрадание, то не станет ни эгоизма, ни желания уст­роить свои дела за чужойсчет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своегосуществования и займутся наконец делом, достойным человека.
И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегинак Татья­не, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, ане смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя,отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, поте­рял единственнуюдуховную опору — уважение к себе. И только встре­тив Татьяну, полюбив ее, онпонял, что такое истинное чувство и что та­кое возвышающее и очищающее душустрадание. Он увидел в ней пре­красное исключение из круга пустых светскихкрасавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это былаженщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую немог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского,вне­запно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонномоцепенении. В то время он просто не способен был любить.
Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкинпоказывает огромное положительное влияние Татьяны в “свете”. В чистой нравст­веннойатмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди стано­вились лучше,благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум игорячее сердце. Здесь почести воздавались по заслу­гам, здесь нельзя былообманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей иулучше­ния общества через естественность и красоту отношений. В этом про­явилсявеликий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной,любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения,который пробуждал “чувства добрые” в сердцах современников и потомков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование информационной личности в библиотеках и образовательных учреждениях
Реферат Массовые политические репрессии в 30-х годах. Попытки сопротивления сталинскому режиму
Реферат Рынок труда и особенности его функционирования
Реферат Характеристика мышления как высшего познавательного процесса
Реферат Інтервальний диверсифікований пайовий інвестиційний фонд «Депозит +» (надалі Фонд)
Реферат Комплектование архива
Реферат Кровная месть у народов Кавказа и в Осетии
Реферат 8 класс Нормы русского литературного языка
Реферат Первобытно-общинный строй на территории будущего древнерусского государства
Реферат Отчет по практике по ОАО Тбилисскаягазстрой
Реферат Матрица И. Ансоффа и ее использование в практике коммерческого банка
Реферат Характеристика системы государственных органов Испании
Реферат О монополии на водку в России
Реферат Лечебно-охранительный режим в лечебно-прафмлактических учреждениях
Реферат Общество с ограниченной ответственностью и его правовой статус