Ум идела твои бессмертны в памяти русской
Н.Чавчавадзе
Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин вроли Чацкого. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А. С.Грибоедовым в комедии “Горе от ума”. Девятнадцатый век, а сейчас кончаетсядвадцатый. Но и сегодня “Молчалины блаженствуют на свете”, а у Чацких “горе отума”. Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжиты? Почему и сейчаслучшие умы России готовы воскликнуть: “Карету мне” карету!”? Спектакль окончен,но в памяти еще долго звучат обличительные речи Чацкого” блистательные афоризмыи вспоминаются уроки литературы, на которых мы решали проблемы: “Сломлен лиЧацкий?”, “Чем опасны Молчалины?”, “В чем загадка Софьи?”. Вспоминаются словаПушкина: “О стихах я не говорю: половина из них войдет в пословицы”.
Внебольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в домемосковского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие вопросысовременности: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданскомдолге, о крепостном праве и о поклонении перед всем иностранным. Авторосвещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов,столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. Грибоедов живо нарисовал всвоей комедии фамусовскую Москву, негодующе описал пороки общества, столпамикоторого являются Скалозубы, Хлестовы, Тугоуховские и Марьи Алексеевны. В домеФамусова отношения построены на лжи и лицемерии. Софья искусно прячет от отцасвой роман с Молчалиным. Фамусов скрыто ухаживает за Лизой. Основные, ихзанятия — “обеды, ужины и танцы”. В дом, где все пороки завуалированы показнойдобродетелью, Чацкий врывается вихрем:
Ясорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верстбольше седьмисот пронесся, -
ветер.буря;
Ирастерялся весь, и падал сколько раз —
Ивот за подвиги награда!
Личноеи общественное слиты в истории героев, в развитии сюжета “Горе от ума”.Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимогогероя — сожаление, незримое присутствие автора помогает нам правильно понять иосмыслить суть столкновения героев.
Комедияинтересна именно тем, что судьба героев — это часть большой жизни. Конфликтмежду Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой игероической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее,справедливее. Эта борьба упорна, длительна.
Близкийавтору герой любит, негодует, сомневается, спорит, терпит поражение, ноостается непобежденным. Наоборот, отрицательные герой как будто одерживаютверх: они остались, Чацкий уехал “вон из Москвы”. Но разве не чувствуется заэтой внешней победой страх перед неминуемым поражением в схватке с десяткамиЧацких:
Строжайшеб запретил я этим господам
Навыстрел подъезжать к столицам.
ФигураЧацкого—центральная в пьесе, к его речам зритель прислушивается с особеннымвниманием. Ведь он говорит то, что автор пьесы хочет сказать своим слушателям.Не случайно Чацкий так наблюдателен и хорошо понимает людей. Возвратившись издальних странствий, наш герой видит, что в дворянской Москве мало чтоизменилось:
Домановы, да предрассудки стары...
Чацкийвозвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве.“По сей день везде, где требуется обновление, — по словам Гончарова, —возникает тень Чацкого”. А я думаю о сегодняшней Москве, о сегодняшней России…Как никогда нам нужно это обновление, нам нужны люди, способные трезво инезависимо мыслить, люди, которые видят пороки и противоречия современногообщества и хотят бороться с ними. Это современные Чацкие.
АЧацкий Грибоедова — небогатый дворянин, отказавшийся от службы. Почему же он“не служит и в том пользы не находит?”. Он так отвечает на этот вопрос:“Служить бы рад — прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, ане лицам”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Верность в дружбе, горячаяискренность в любви привлекают нас в Чацком:
Ноесть ли в нем та страсть, то чувство?
пылкостьта?
Чтоб,кроме вас, ему мир целый
Казалсяпрах и суета?
Чтобсердца каждое биенье
Любовьюускорялось к вам?
Чтобмыслям были воем,
Ивсем его делам
Душою— вы, вам угожденье?..
Самэто чувствую...
Личная драма героя, страстностьзаставляют его с негодованием выступать против московских “тузов”, которыеживут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды ипросвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу,не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым.И хотя ему приходится идти “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”,не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова. Ведь как прав был И.А. Гончаров, когда писал в статье “Мильон терзаний”, что фигура Чацкого никогдане состарится, ибо “при резких переходах из одного века в другой —чацкие живут,и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где пододной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу втесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного создоровым”...
Прикаждой схватке нового со старым вспоминаются бессмертные герои комедииГрибоедова. Она заставляет размышлять нас о том, как правильно жить:вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем инесправедливостью — или “не сметь свое суждение иметь”. Развиваться, расти —или “твердить одну и ту же песнь”? Как относиться к своему народу, к России?Для меня современный Чацкий воплощен в личности Дмитрия Холодова, борца заправду в наше сложное время. Его решительность, бескомпромиссность заставилимногих высокопоставленных чиновников усомниться в своей безнаказанности. Такиелюди, как герой Грибоедова, появляются там, где необходимо нравственноеочищение общества, где идет борьба с бюрократами и подлецами, равнодушными ксудьбе отечества.
ОбразЧацкого останется актуальным до тех пор, пока не переведутся вокруг насФамусовы, Молчалины, Скалозубы… Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии,а фигура Чацкого никогда не состарится, потому-что понимать жизнь, как Чацкий,— это счастье, трудное и красивое счастье человека, который не может житьспокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось в наши дни. СовременныеЧацкие не мирятся с несправедливостью, с бесчестием, с безразличием, зовут кмилосердию, предупреждают об опасности временщиков в любом деле, стараютсясохранить национальную культуру. Они тревожат память, волнуют душу.