Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Специфика "сюжета" в ранних стихотворениях А. Ахматовой

Специфика «сюжета» в ранних стихотворенияхА. Ахматовой
Шевчук Ю.В.
Изсуждений о своей ранней поэзии А. Ахматова с одобрением отмечала те, в которыхговорилось о ее новеллистичности1. Основные этапы интимного «сюжета»стихотворений тех лет могут быть рассмотрены как прообраз пути лирическойгероини 1920-х — 1960-х годов от принятия ею трагических испытаний века докатарсического очищения страданием.
В1910-е годы исследователи стали видеть в ахматовских стихах устойчивоеобразование с любовным «сюжетом» в центре. Лирика воспринималась как«романная» в жанровом смысле слова. Приоритет в формировании этойконцепции принадлежит В. Жирмунскому. В статье «Преодолевшиесимволизм» (1916) он писал о «маленьких повестях»,«новеллах» у А. Ахматовой: "…Обыкновенно каждое стихотворение — это новелла в извлечении, изображенная в самый острый момент своего развития,откуда открывается возможность обозреть все предшествовавшее течениефактов«2. В. Жирмунский был не единственным, кто обосновывал эту точкузрения: на данную особенность ахматовской лирики указывали Вас. Гиппиус, Б.Эйхенбаум, Ю. Тынянов и др.3
»Миг"максимального духовного напряжения и драматизма, запечатленный в ахматовскихстихах, нельзя назвать «застывшим». В пространстве поэтическоготекста поэт строит аналог сюжета прозаического произведения. Задача, которую онставит перед собой, заключается не в увеличении героев или усложнениикомпозиции, а в «спрессовании мира произведения» (Ю. Левин и др.)4.«Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущенности, и выполучите стихотворение Ахматовой», — писал К. Чуковский5. Тяготея кпоэтике умолчания, к молчаливо-предметному выражению страстей, А. Ахматовапрактически не дает актуального развертывания в стихотворении драматическойситуации, ходы «сюжета» обычно закладываются в другие, в своей основенесюжетные, элементы. В связи с этим важное значение приобретает поэтикафрагмента, игра временами, соотнесение внешнего жеста с внутренним переживанием(психологизм).
А.Ахматова считала, что трагизм ее поэзии первым «угадал» В. Чудовский- автор статьи «По поводу стихов Анны Ахматовой» (Аполлон. 1912. №4). По его словам, она изображает душу как бы после сильных потрясений6.Любовная разлука в ахматовской лирике, как правило, оборачивается своего родаэкзистенциальной ситуацией, в результате чего лирическая героиня обычнооставляет мир людей, обостряется ее восприимчивость ко всему природному.Тишина, которая является метафорой сосредоточенности на жизни духовной, даетгероине возможность расслышать «острый крик отсталых журавлей» (1;87), «крик аиста, слетевшего на крышу» (1; 98), «как в лесурастет трава» (1; 434), «как время идет» (1; 481)7. Предысторияплодотворной немоты и последующей душевной ясности в поэзии А. Ахматовой — описание женского волнения, смятения, горя.
Ах,дверь не запирала я,
Незажигала свеч,
Незнаешь, как, усталая,
Яне решалась лечь.
(«Белойночью», 1911).
Такбеспомощно грудь холодела,
Ношаги мои были легки.
Яна правую руку надела
Перчаткус левой руки.
(«Песняпоследней встречи», 1911).
Десятьлет замираний и криков,
Всемои бессонные ночи…
(«Каквелит простая учтивость…», 1913).
Кульминацией«сюжета» у А. Ахматовой становится состояние лирической героини,находящейся между пережитым разладом с миром и наступающей гармонией. Этонапряженнейший, переломный момент духовного пути человека.
Встихотворении «Сад» (1911) героиня поднимается над личнымпереживанием: из боли утраты рождается чувство единения с миром. «Очиститься»страданием способна только личность сильная и цельная. «Обледенелыйсад» — состояние души героини после недавней разлуки («Ушедший отменя грустит, / Но нет пути назад»; «Сквозь тонкий лед еще сквозят /Вчерашние следы», 1; 87). «Громкое» страдание, связанное свыяснением отношений, позади, впереди — обретение нового зрения, жизни,вдохновения, а между этими этапами развития «сюжета» — молчание(именно этот момент эксплицирован в стихотворении): лед, немота, скупостьпейзажа («Он весь сверкает и хрустит, / Обледенелый сад»; «Исолнца бледный тусклый лик»; «Склонился тусклый мертвый лик / Кнемому сну полей»).
Намекна бывшую драму находим в стихотворении «Слаб голос мой, но воля неслабеет…» (1912). А. Ахматова подчеркивает, что страдания не только несломили лирическую героиню, но способствовали ее духовному перерождению:очищению и абсолютному принятию мира ("…Но воля не слабеет, / Мне дажелегче стало без любви. / Высоко небо, горный ветер веет, / И непорочны помыслымои"; «Как прошлое над сердцем власть теряет. / Освобожденье близко.Все прощу…», 1; 95). Героиня восстанавливает нарушенный миропорядок.Настоящее, «выстраданное», восприятие окружающей жизни качественноотличается от прежнего. В самой жизни героиня видит теперь главную ценность(«высоко небо», «ветер веет», «луч взбегает и сбегает/ По влажному весеннему плющу»).
В1912 году А. Ахматова пишет «Я научилась просто, мудро жить…». Встихотворении героиня переживает момент гармонии с миром, она обретает новоезрение и слух, воспевается простота и мудрость жизни («Смотреть на небо имолиться Богу»). Размеренность стиха не сохранила никаких отголосков«громкого» страдания, однако на то, что у настоящего есть«предыстория», указывает глагол совершенного вида «научилась».От былой драмы осталась только «ненужная тревога» и возможностьприхода героя, но пережитое страдание изменило систему ценностей лирическойгероини. Она, свободная от прошлого, слышит и видит теперь «тленную»и «прекрасную» жизнь на земле («шуршат в овраге лопухи»,«никнет гроздь рябины желто-красной», мурлыканье кота, огонь на«башенке озерной лесопильни», крик аиста), и одновременно ее взглядустремлен к вершинам духовности (небо, Бог). Героиня принимает земное инебесное начала мира, его дух и плоть, при этом голос жизни звучит так громко,что рождается мысль:
Иесли в дверь мою ты постучишь,
Мнекажется, я даже не услышу.
(1;98).
Нафоне безграничного мирового звука любовный «стук» может не бытьуслышан. Переживание разлуки открывает героине истинный смысл жизни, перед фактомнепоправимого горя она обретает внутреннюю свободу.
Дляанализа «сюжета» в ахматовской лирике важным представляется замечаниеВ. Виноградова: «Ахматова играет остро-тонкими перебоями»тональностей", и эмоциональный пафос ее трагичен«8. Принцип»переключения тональностей" позволяет поэту в одном стихотворениипоказать путь страдания героини, его эволюцию от драматизма к трагизму.
Встихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» (1911) два временныхплана и два «сюжетных» этапа. «Сжала руки» — молчаливыймолитвенный жест, замыкающий человеческое страдание и дающий муке возможностьсо временем обрести высочайшую крепость. В Книге царя Соломона есть эпизод,полный драматизма, в котором говорится о том, как невеста отчаянно переживаетразлуку со своим женихом: «Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленныймой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его, ине находила его…» (Песни Песней 5:6). Далее начинается диалог невесты сИерусалимскими женами, которые спрашивают ее: «Чем возлюбленный твой лучшедругих возлюбленных, прекраснейшая из женщин?.. Куда пошел возлюбленный твой,прекраснейшая из женщин?» (Песни Песней 5:9, 6:1). В стихотворении А.Ахматовой та же ситуация и отголосок диалога («Отчего ты сегодня бледна?»/ — Оттого, что я терпкой печалью / Напоила его допьяна"). И жест, идиалог первой строфы совершаются лирической героиней в условном настоящемвремени.
Вовторой строфе спокойная, холодная тональность «переключается» наизображение безумия, полной растерянности — лирическая героиня вспоминает сценубурной разлуки, его и себя в недалеком прошлом:
Какзабуду? Он вышел, шатаясь,
Искривилсямучительно рот…
Ясбежала, перил не касаясь,
Ябежала за ним до ворот.
(1;44).
Разрывреплик диалога между героиней и героем усиливает впечатление драматическогонапряжения, которое подчеркивается описанием внешних эмоциональных изъявлений:«задыхаясь, я крикнула», «улыбнулся спокойно и жутко».Искать виновного, на наш взгляд, бессмысленно9. Важно, что со временемлирическая героиня А. Ахматовой, права она или нет, принимает вину запроизошедшее на себя ("- Оттого, что я терпкой печалью / Напоила егодопьяна") — осознание этого приходит не сразу.
Врезультате временной дискретности между настоящим и прошлым моментами вахматовском тексте возникает семантически значимое «пустое место»,наполнить которое смыслом должен сам читатель. «Отсутствие»становится единицей текста. Образ лирической героини, возникший в первой строфестихотворения, настолько непохож на тот, что представлен во второй и третьейстрофах, что читатель, достраивая смысл произведения, заполняет«пробел» страданием самой высокой концентрации. В стихотворениилирическая героиня переживает разлуку по-разному, ее состояние в условномнастоящем времени приближается к тому, в котором трагический герой начинаеттворить гармонию из хаоса.
Важноезначение игра временами имеет в стихотворении «Памяти 19 июля 1914»(1916). Две первые строфы — воспоминания о лете 1914 года. Война в одночасьеизменила судьбу народа («Мы на сто лет состарились, и это / Тогдаслучилось в час один…»), она воспринимается как конец света. Лирическаягероиня переживает смятение, пессимизм, желание уйти из жизни («Закрывлицо, я умоляла Бога / До первой битвы умертвить меня»). Но в страшные дляродины годы поэт должен сыграть роль Моисея, который пошел впереди своегонарода и переложил на себя его грех. В третьей строфе возникает образплодотворной «тишины», звучит намек на ненапрасное страдание героини:
Изпамяти, как груз отныне лишний,
Исчезлитени песен и страстей.
Ей- опустевшей — приказал Всевышний
Статьстрашной книгой грозовых вестей.
(1;269).
Лирическаягероиня готова пожертвовать собой, освободить память, чтобы впустить тудастрашную историю. Художнику суждено удерживать в памяти культуры прошлое,настоящее и будущее, чтобы не дать жизни прерваться. Время, отделяющее«тогда» (1, 2 строфы) от момента, находящегося ближе к настоящему (3строфа), вместило в себя тот отрезок духовного пути героини, на которомпроизошло восхождение к трагедии, осознание поэтом своего долга и Судьбы.
Предоставляявозможность свободного творения нового смыслового мира, А. Ахматова увеличиваетэмоциональный потенциал своей поэзии. Читатель достраивает «сюжет»ранних стихотворений, а начиная с 1920-х годов, додумывает уже политическиенедоговоренности, привлекая для этой цели знание запрещенных текстов и судебахматовского поколения. Страдание в ранних стихах протяженно, оно имеетнесколько стадий развития (впоследствии «типология» человеческогострадания будет представлена А. Ахматовой в стихотворении «Магдалинабилась и рыдала…», 1938). Художник часто дает понять: это уже было — сОфелией, Христом, Кассандрой…; об этом уже писали — в Библии, Шекспир, Пушкин…Жизненный и культурный опыт читателя способствует более глубокой реконструкцииэмоционально-смыслового содержания стихотворений А. Ахматовой.
Список литературы
1.См. об этом: Иванов Вяч. Встречи с Ахматовой // Знамя. 1989. № 6. С. 201.
2.Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы.Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 120.
3.Гиппиус Вас. Анна Ахматова // Литературная учеба. 1989. № 3. С. 132; ЭйхенбаумБ.М. Анна Ахматова: Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: Сб. статей.Л., 1986. С. 433; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.174.
4.Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русскаясемантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // RussianLiterature. Amsterdam, 1974. № 7/8. Р. 54.
5.Чуковский К.И. Ахматова и Маяковский // Вопросы литературы. 1988. № 1.С. 184.
6.Цит. по: А.А. Ахматова: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. Св.Коваленко. СПб.: РХГИ, 2001. С. 62 — 71.
7.Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1998 — 2002. В дальнейшем ссылки на этоиздание даются в тексте с указанием тома и страницы.
8.Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски) // ВиноградовВ.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. С. 436.
9.А.П. Платонов, например, размышляя над ахматовским стихотворением «Сжаларуки под темной вуалью…», отмечал: «Вопль любящей женщины заглушаетсяполным бесчеловечием любимого; убивая, он заботится о ее здоровье: „нестой на ветру“. Это образец того, как интимное человеческое, обычное всущности, превращается в факт трагической поэзии» (Платонов А.П. АннаАхматова // Платонов А.П. Размышления читателя. М., 1970. С. 92 — 93).
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.akhmatova.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.