Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского

Способы раскрытия психологии героев вромане «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Вцентре каждого литературного произведения стоит человек с его сложнымвнутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрытьдушу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж — это какбы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследуетсвоего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не“стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используетсяряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.
Выдающимсямастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, ивенцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление инаказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя— портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, темсамым оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий.“Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знаетистория человеческой мысли”, — говорит о Достоевском известный философ Бердяев.Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленныйпсихологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы ивозможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”.Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть вэтот сложный и непонятный мир.
Еслиобратиться к опыту предшественников Ф. М. Достоевского, можно выделитьследующие приемы, которые затем использует и сам Ф. М. Достоевский. Это преждевсего портрет героя, его речь, поступки, взаимохарактеристики героев и прямыеавторские характеристики. Помогают проникнуть во внутренний мир героев и такиеприемы, как письма, дневники. Читая их, мы как бы находимся наедине с героем, апроникновение в святая святых, в личные дневники и вовсе не оставляет причинсомневаться в искренности персонажей. И все же для такого художника, как Ф” М.Достоевский, этого не достаточно, посему он вводит в свои произведения целыйряд новых литературных приемов извлечения на свет бессознательного. Его героипостоянно находятся в состоянии глубочайшего морального потрясения, надрыва; неслучайно для произведений Достоевского особенно характерны сны, бред, истерикаи так называемое состояние аффекта, близкое к истерике. Речь героев у Ф. М.Достоевского приобретает новое значение: они не говорят, а “проговариваются”,или же между героями происходит напряженная игра словами, благодаря чемуоткровения приобретают двойной смысл, вызывая ряд ассоциаций. И наконец,постижением самого глубинного пласта, одним из способов проникновения вовнутренний мир героя является сама композиция произведения: сближение посходству и контрасту отдельных эпизодов, сцен, дублирование сюжетных ситуаций(на уровне сюжета или с привлечением вне-фабульных элементов сюжета, напримербиблейских легенд, притч и других вставных эпизодов). Сразу хотелось быотметить еще одну особенность произведения Ф. М. Достоевского. Это адекватностьвнутреннего состояния души героев Достоевского окружающему миру.
Офункциях пейзажа сказано много. Хрестоматийным стало высказывание о том, чтопейзаж раскрывает внутренний мир героя. И. А. Бунин ставил Ф. М. Достоевскому ввину то, что в произведениях Достоевского нет пейзажа. Писатель действительномало описывает природу, но в его произведениях “фантастический реализм” (как онсам называл свой метод) проявляется в сверхпейзаже, в слиянии пейзажа мира ипейзажа души. Основной пейзаж Ф. М. Достоевского — Петербург, его красоты, алюди, состояние их души адекватны один другому, все они двойники и антиподы.Проблему двойничест-ва в романе также следует выделить среди приемовпроникновения во внутренний мир героя. Получив ее как бы в наследство от М. Ю.Лермонтова, Ф. М. Достоевский, скажем так, поставил двойников на службу идееромана и сделал их своеобразным способом понимания одного человека черездругого. Такая система персонажей позволяет толковать поступки главныхдействующих лиц через других героев, причем ни один из героев не лишний, и всеони являются, по сути, разными гранями души главного героя РодионаРаскольникова.
Рассмотримподробнее старые, известные в литературе до Ф. М. Достоевского способыпроникновения во внутренний мир человека, обратив особое внимание нановаторство писателя. Необыкновенно интересны портреты у Достоевского, онисовсем не похожи на своих литературных предшественников, и в то же времяпортрет у Достоевского выполняет свою неизменную функцию: рассказывает очеловеке как можно больше. Портреты у Ф. М. Достоевского одновременносхематичны и символичны, они молниеносно выхватывают главные детали. В портретеРаскольникова нет ничего особенного, он красив, хорошо сложен, высок, “спрекрасными темными глазами”. Но при всей его схематичности имеются яркие,выделяющиеся детали: одежда-рубище, “слишком приметная шляпа” (как терновыйвенец) — создают чуть ли не образ Христа, восходящего на Голгофу. Красив иСвидригайлов, но его лицо — это маска, губы слишком алы для его возраста, глазаслишком ярки. Такая красота завораживает, Свидригайлов — это дьявол. Соня —полная его противоположность. Маленькая, худенькая, в шляпе с пером. Это образангела с голубыми глазами и перьями, то есть крыльями за спиной. Она похожа наpej бенка, да и все любимые герои Достоевского похожи на детей (Лизавета,Соня). Дети, по Достоевскому, — Христов образ, в Библии сказано: “Будьте какдети”. То есть будьте негреховными существами. В душе таких людей, как Соня,нет зла и греха, они несут в себе добро и не могут лгать. Их можно, конечно,считать резонерами, но это прежде всего герои Федора Достоевского.Раскольников-теоретик ничего не может ответить на отнюдь не софистские, но темне менее точные и верные рассуждения Сони.
Речьгероев Ф. М. Достоевского более важна, чем портрет. Важна сама манера говорить,общаться между собой и произносить внутренние монологи. Л. Н. Толстой считал,что у Ф. М. Достоевского все герои говорят одинаковым языком, не передаваясвоих индивидуальных душевных переживаний. Современный исследователь Ю. Ф.Карякин спорит с этим утверждением. Тот накал страстей, который выражается вэтих спорах, не оставляет места для хладнокровного обдумывания. Все героивысказывают самое важное, самое сокровенное, самовыражаются на пределе, кричатв исступлении или шепчут в смертельном бреду последние признания. Что может служитьлучшей рекомендацией искренности, чем состояние истерики, когда открываетсятвой внутренний мир? В кризисных ситуациях, во время скандала, в напряженнейшихэпизодах, следующих один за другим, герои Достоевского выплескивают все, чтонакипело в душе. (“Не слова — судороги, слипшиеся комом”. В. Маяковский.) Вречи героев, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они большевсего хотели бы скрыть, утаить от окружающих. Этот прием, применяемый Ф. М.Достоевским, — свидетельство глубочайшего знания им человеческой природы.Скрепленные ассоциативными связями, эти намеки и оговорки как раз и выводятнаружу все тайное, на первый взгляд недоступное. Иногда, напряженно думая очем-то, герои начинают раскладывать на отдельные слова речь других персонажей,акцентируя свое внимание на определенных словах-ассоциациях. Наблюдая этотпроцесс, мы узнаем, например, что же по-настоящему гнетет Раскольникова, когдаон из разговора Лизаветы и мещан выделяет лишь слова “семь”, “в седьмом часу”,“решайтесь, Ли-завета Ивановна”, “порешить”. В конце концов эти слова в еговоспаленном сознании превращаются в слова “смерть”, “порешить”, то есть убить.Что интересно: Порфирием Петровичем, тонким психологом-криминалистом, этиассоциативные связи используются сознательно в разговоре с Раскольниковым. Ондавит на сознание Раскольникова, повторяя слова: “казенная квартира”, то естьтюрьма, “порешить”, “обух”, заставляя Раскольникова все более волноваться идоводя наконец его до конечной цели — признания. Слова “обух”, “кровь”, “темя”,“смерть” проходят лейтмотивом через весь роман, через все разговорыРаскольникова с Заметовым, Разумихиным и Порфирием Петровичем, создавая особыйпсихологический подтекст. “Психологический подтекст есть не что иное, какрассредоточенный повтор, все звенья которого вступают друг с другом в сложныевзаимоотношения, из чего рождается их новый, более глубокий смысл”, — говоритодин из исследователей Ф. М. Достоевского Т. Сильман. Порфирий Петрович,наверное, тоже так думает, он играет словами, заставляя Раскольниковапризнаться. В этот момент Раскольников получает тяжелую моральную травму,переживания не дают ему покоя, и он выплескивает все наружу. Цель ПорфирияПетровича достигнута. Общий психологический настрой способствует выявлениюсходства персонажей. Вот что говорит о проблеме двойничества известныйисследователь Достоевского Топоров: “… то, что мы выделяем Раскольникова иСвидригайлова… строго говоря, дань привычке (в частности, к ипостасности)”.Итак, с помощью целой системы двойников происходит раскрытие главного герояДостоевского. Образы Сони, Дуни, Катерины Ивановны тоже пересекаются по рядумотивов: например, самоотверженность свойственна всем трем. При этом КатеринаИвановна в высшей степени наделена еще и своеволием, а Дунечка и горда, исвоенравна, и жертвенна. Она
почтипрямая копия брата — Родиона Раскольникова. Вот что говорит о них мать:“… смотрела я на вас обоих, и не столько лицом, сколько душою: оба вымеланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные”.Здесь также имеет место один из приемов характеристики персонажа, один изспособов проникновения во внутренний мир героя: характеристика его другимиперсонажами. Но у Ф. М. Достоевского герои поясняют друг друга не только спомощью речи. Схожих действующих лиц Достоевский наделяет созвучными фамилиями.Говорящие фамилии — это прием, пришедший еще из классицизма, благодаря емуочень метко дается характеристика герою. Фамилии Ф. М. Достоевского под статьпортретам. Целый ряд “хтонических” (Г. Гачев) персонажей наделен фамилиями, гдеявно просматривается слово “рог” (Ставрогин, Свидригайлов, Рогожин). Этокакие-то бесовские атрибуты земного человека. В романах Ф. М. Достоевскогофамилии персонажей даже по своему звуковому составу представляют собой ужехарактеристики. Мармеладов внутренне мягок, прозрачен, его фамилия “указываетна водяной состав — преобладают м, н, л — звуки сонорные, звонкие, женские,влажные” (Г. Гачев). Это тоже попытка проникновения во внутренний мирперсонажа, но связи персонаж — читатель устанавливаются на подсознательномуровне. Ф. М. Достоевский не знает себе равных по количеству и, главное, повиртуозности использования приемов проникновения во внутренний мир героев.
Наравнес состоянием бессознательного писатель использует сны. Сон Раскольникова олошадке символичен, лошадка — метафора души Раскольникова (причем лошадь,тройка была использована в качестве метафоры души еще Н. В. Гоголем).Раскольникову жалко лошадку, жалко фактически себя. Сон — это предсказаниебудущего Раскольникова. “Креста на тебе нет!” — кричит во сне пьяному мужикутолпа. Эти же слова повторяются в конце романа в адрес самого Раскольникова. Вэтом же раскрывается моральное, нравственное состояние Раскольникова на моментперед убийством. То, что он еще не до конца освободился от этого дьявольскогонаваждения на каторге, чувствуют и другие каторжане, крича ему вслед эту фразу.Следующий сон Раскольникова тоже о насилии, ему снится, что убивают егоквартирную хозяйку. “Это кровь в тебе кричит”, — говорит Настасья во сне. Онасовершенно точно определила природу его бредовых видений. Героям Ф. М.Достоевского не только в снах, но и наяву являются страшные образы из другихмиров. Свидригайлов, которого мучают привидения, догадывается о связи его душис иным миром, потому-то он и готов к переходу туда. По его мысли, то, чтопривидения являются только больным, означает, что больные более восприимчивы квидениям. Да, все герои Ф. М. Достоевского больны или помешаны, у нихбледно-зеленые, болезненные лица, они часто желты, как и вся обстановка вокруг.Вот что говорит один из героев романа врач Зосимов: “Все мы, и весьма часто,как помешанные, с маленькой только разницей, что “больные” несколько большенашего помешаны”. “Городом полусумасшедших” называет Свидригайлов Петербург.Весь Петербург охвачен одним большим воплем, скандалом. Город тоже кричит, какнеистово кричат в так называемых “ситуациях скандала” герои Достоевского. Длясоздания этих ситуаций писатель выстраивает сюжетные линии параллельно другдругу, помещает одну в другую и тому подобное. Таким образом, они, как идвойники, дублируют друг друга и также составляют аналогии с внутренним миромгероя.
Давноподмечено, что зеркальная композиция, к примеру, пушкинских произведенийподчеркивает сходство и различие героев, проясняет их отношения друг с другом иавторское к ним отношение. Композиция — также одно из средств проникновения вовнутренний мир героя.
Повторситуаций связан с проблемой двойничества, как мы уже отмечали ранее. Выявляетсяаналогия Сони и Пор-фирия Петровича в трех разговорах их с Раскольниковым. Всхожей ситуации, заметим (3 разговора там и там), Раскольников открываетсяпо-разному, а Соня и Порфирий Петрович становятся как бы нравственныминаставниками и моральными спасителями героя. Короткая внутренняя сюжетная линияМармеладова поясняет, например, глобальную проблему Раскольникова. Толькотрагедия Мармеладова разворачивается в кругу семьи, а конфликт Раскольникова —это конфликт со всем миром. Итак, композицией выявляется аналогичная сущностьэтих героев, раскрывается их внутренний мир. Мы видим, что даже композицияможет играть большую роль в проникновении во внутренний мир героев.
Итак,рассмотрев различные приемы проникновения в душу человека, мы видим, что Ф. М.Достоевский представляет человека как поле битвы “идеала Мадонны” и “идеалаСодомского”. Эта борьба в душах героев раскрывается разными способами. В мире,где “семилетний развратен и вор”, где тесные комнаты душу и ум “теснят”,писателю нужно было найти веру в человека. “Мертвый дом” человеческой душидолжен стать живым. Скандалы, аффекты, исступления героев, кошмары во сне инаяву, фантасмагорические двойники — все это способы поиска человеческого вдуше всякой “твари дрожащей”.
“То,что мы наблюдаем в человеке, его поступки, слова, желания, все, что о нем знаютдругие и он знает о себе, не исчерпывает полноты его существа; в нем есть ещеиное сверх этого, и притом главное, чего никто не знает”, — писал В. В.Розанов. Ф. М. Достоевский знал то, чего никто не знает.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.