Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Образ художника в романе М.Булгакова Мастер и Маргарита

Тема художника в романе М. Булгакова «Мастер иМаргарита»
«Из всех писателей 20-х — 30-хгг. XX века, наверное, Михаил Булгаков внаибольшей мере сохраняется в российс­ком общественном сознании. Сохраняется нестолько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Ста­лину иединственный телефонный разговор с тираном, сколь­ко своими гениальнымипроизведениями, главное из кото­рых — „Мастер и Маргарита“. Каждомуследующему поколе­нию читателей роман открывается новыми гранями. Вспом­нимхотя бы „осетрину второй свежести“, и придет на ум печальная мысль,что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это какраз блестяще дока­зал», — вот так в нескольких словах Борис Соколов,извест­ный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, ка­кой вкладвнес писатель в русскую и мировую литера­туру.
Слово «мастер» не случайно вынесеноБулгако­вым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Ондействительно является одной из цент­ральных фигур булгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийсяписателем. Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный,наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилатеи наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читатьпросто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман онвкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, заисключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападкикритиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.
Мастер   —   во  многом  автобиографический  герой.   Его возраст в момент действия романа(«человек примерно трид­цати восьми лет») — это в точности возрастБулгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа оПонтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и его повести«Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных», «Бег»,«Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белаягвардия».
Судьба Мастера складывается подвоздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытаетсяувлечь его за собой. Божественной волей ему дарован писательский талант,который де­лает безвестного сотрудника музея Мастером. Рабо­тая над своимпроизведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате»,Мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живет он в мире, где злые, пошлые,скудоумные ничтоже­ства пришли к власти, где, по великолепному определениюБулгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный дарМастера оказывает­ся под запретом как нечто очень опасное. Мастер —человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекаетобщество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается вконкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших “литературнуюниву” и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны ипотому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы,и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, которыйговорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполнеестественно и не может быть иначе, но Мастер этого не понимает. Он к этому неготов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущениебезысходности, ненужности его дела, его романа. И Мастер отчаялся, сломался.
Однако Мастербыл единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Онрешил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, отом,  «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказатьсяна его идеалах. Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходность и своюненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
“У меня большенет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто менявокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”.“А ваш роман, Пилат?” — “Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытализ-за него”.
Но возникаетвопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. Мастер могпродолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другуюцель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, иМаргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.
Булгаков несоглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света. Новсе-таки после встречи с Воландом автор дает шанс своему герою завершить делосвоей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
На примере судьбы Мастера Булгаков всвоем романе помещает важнейшие для него мысли, суж­дения и размышления о местехудожника, творче­ской личности в обществе, в мире, о его взаимо­отношениях свластью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том, что художник недолжен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет, не в ладу сосвоей совестью, теряет всякое пра­во на творчество.
В связи с этим фигура Мастера вромане неодноз­начна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у негонет сил творить на земле, лживо согла­шаясь или настойчиво сопротивляясьсуществующей общественной морали, его творчество лишено комп­ромиссов, поэтомуон «не заслужил света, но заслу­жил покой». И именно Воланд и его свитавосстанав­ливают справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи«негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное твор­чествобессмертно!
Для писем:
katerina-post@yandex.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.