2
Министерство Высшего образования РФ
Новосибирский Государственный университет
Реферат
по физвоспитанию
Тема: Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни.
Новосибирск
2003
Содержание.
1. Физическая культура первого года жизни ребенка:
a. Гимнастика.
b. Специальные виды гимнастики для малышей:
i. динамическая гимнастика,
ii. фитбол,
iii. аквадинамическая гимнастика.
c. Основные приемы массажа
2. Основные приемы закаливания детей первого года жизни
a. Закаливание воздухом
b. Закаливание солнечными лучами
c. Водные процедуры
d. Младенец и сауна
Гимнастика ребенка первого года жизни.
Маленький ребенок -- вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения -- различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов. Несравненно большая, в сопоставлении с взрослым, потребность ребенка в движении -- одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у грудных детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Доказано, что оптимальная двигательная активность ребенка обеспечивает:
увеличение притока крови к мышцам, а значит -- совершенствование процесса транспортировки питательных веществ и кислорода к тканям;
улучшение обмена веществ;
совершенствование функции коры надпочечников;
более прочное соединение мышц с костями, так как постоянные сокращения мышечных сухожилий стимулируют рост надкостницы (т.е. движение можно считать биологическим стимулятором роста).
Напрашивается вопрос: что же следует понимать под «оптимальной двигательной активностью» грудного ребенка? Ведь такому малышу не предложишь побегать, попрыгать или
сделать утреннюю зарядку. Конечно, природой в нем изначально «запрограммирована» мощная потребность в движении. Понаблюдайте за новорожденным младенцем, когда он не спит и не «скручен» пеленками,
-- вам не удастся даже на мгновение «застать» его в полной неподвижности. Однако в современных условиях мы -- из самых добрых (и не всегда таких уж неразумных) побуждений -- в той или иной степени
навязываем своему малышу собственный ритм и стиль жизни, так или иначе, ограничивая и корректируя движения, предусмотренные для него природой.
Дабы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические упражнения (дозированные в зависимости
от возраста, состояния здоровья и самочувствия ребенка), массаж и закаливающие процедуры.
Прежде всего, речь пойдет о гимнастике.
Все гимнастические комплексы для младенцев должны отвечать одним и тем же требованиям:
1. Прежде всего, все комплексы должны быть дифференцированы по возрасту, то есть упражнения должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
2. Занятия проводятся регулярно: ежедневно, систематически (несколько раз в день), в течение длительного периода (желательно на протяжении всего первого года
жизни).
3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через 45-50 минут после него.
4. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха + 20-22°С.
5. Все упражнения и приемы повторяются по 2-4 раза. В первые дни занятий делают 3-5 упражнений, а через 3-5 дней -- все упражнения комплекса.
6. Продолжительность процедур 10-15 минут.
7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами, стараясь вызвать у ребенка положительную реакцию.
8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится движениям в горизонтальном положении (повороты на спину, на живот, ползание на животе
и на четвереньках)!
9. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием (легкими, скользящими движениями ладоней и пальцев по коже ребенка, при которых кожа не собирается в
складки).
10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу и к подмышечным впадинам, ног -- от стоп к паху, живота -- по направлению от боков к пупку и по часовой
стрелке вокруг пупка.
Гимнастические упражнения, проводимые с грудными детьми, призваны не только закреплять и совершенствовать возникающие у них навыки, но и предвосхищать появление этих
навыков.
В первом полугодии жизни ребенка, особенно в первые три месяца, делаются упражнения, основанные главным образом на безусловных (врожденных) рефлексах, связанных с
разгибанием туловища и конечностей. Это снижает повышенный тонус в мышцах-сгибателях, уравновешивая тонус сгибательной и разгибательной мускулатуры ребенка. Последнее очень важно, так как
способствует развитию движений, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, развитию ручной умелости.
После 3-4 месяцев выполняются активные упражнения, в основе которых лежат главным образом врожденные рефлексы положения (так называемые постуральные рефлексы),
вводятся пассивные упражнения.
Конечно, в идеале гимнастический комплекс должен индивидуально разрабатываться для каждого ребенка. Перед началом проведения сеансов гимнастики с вашим малышом
желательно посоветоваться с лечащим педиатром. Однако существуют упражнения, полезные для подавляющего большинства детей одного возраста -- с одной-единственной оговоркой: не следует заниматься
общеоздоровительной гимнастикой с ребенком, которому врачи на тех или иных основаниях (проблемы с кожей, какие-либо заболевания и особенности развития) предписывают специальные
массажно-гимнастические комплексы или рекомендуют некоторое время вовсе повременить с гимнастикой.
Примерные комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни
Первый месяц
1. Исходное положение ребенка (дальше -- и.п.) -- лежа на животе и на спине. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
2. И.п. -- на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони ребенка. При этом ребенок открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает
голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.
3. И.п. -- на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони ребенка. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю
часть туловища.
4. И.п. -- на спине. Слегка надавите большими пальцами на ступни ребенка у основания второго и третьего пальцев ног. Пальчики ребенка согнутся к подошве.
5. И.п. -- на животе. Подставьте под подошву ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия (совершать «ползательные»
движения).
6. И.п. -- на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой
выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку.
7. И.п. -- на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
8. И.п. -- на спине. Дыхательные упражнения. Расположите свои руки по бокам грудной клетки ребенка и в такт его дыханию слегка надавливайте на грудную клетку
ребенка.
Второй-третий месяц
1. И.п. -- на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные
эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом.
2. И.п. -- на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
3. И.п. -- на спине. Разведите руки ребенка в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы обхватить ими его туловище.
4. И.п. -- на спине. Возьмите ручки ребенка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения.
5. И.п. -- на руках взрослого. Ритмично надавливайте ладонью на спину ребенка, в такт его дыханию постепенно передвигая ладонь от шеи к
пояснице.
6. И.п. -- на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка
упирались в нее. Поместите перед ребенком яркую игрушку. Малыш будет отталкиваться ножками от вашей руки -- «ползти».
7. И.п. -- на спине. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под спину, а другую подставьте ему под ножки. Отталкиваясь ножками от вашей
руки, ребенок «поползет».
8. И.п. -- на спине. Дыхательное упражнение. Ритмично надавливайте на переднюю и боковые поверхности грудной клетки ребенка, обходя грудинную
кость.
9. И.п. -- на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом
ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку .
10. И.п. -- на спине. Своей левой рукой обхватите голени ребенка, а правой -- его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на
бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Упражнение выполняйте попеременно -- то вправо, то влево.
11. И.п. -- на боку (поочередно на левом и правом). Ритмично надавливайте ладонью на боковую и заднюю поверхности грудной клетки ребенка.
12. И.п. -- на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладошки ребенка. Он цепко захватит их и будет прочно удерживать. Слегка потяните ребенка к
себе (но только в том случае, если малыш сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение.
13. И.п. -- на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую звучащую игрушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней.
Затем перемещайте игрушку то вправо-влево, то вверх-вниз -- ребенок будет следить за движущимся объектом. Упражнение следует выполнять поочередно на спине и на животе.
Четвертый-шестой месяц
1. И.п. -- на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает
руками и ногами .
2. И.п. -- на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
3. И.п. -- на спине. Дыхательное упражнение. Слегка развести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать плечи согнутыми к боковым
поверхностям грудной клетки, а предплечья -- к передним отделам грудной клетки.
4. И.п. -- на спине. Сгибайте и разгибайте ножки ребенка -- вначале попеременно, затем одновременно.
5. И.п. -- на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища -- «присаживание». Затем опустите
ребенка в исходное положение.
6. И.п. -- на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и
аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в
поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью.
7. И.п. -- на спине. Ритмично надавливайте ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, обходя грудинную кость.
8. И.п. -- на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем
разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе.
9. И.п. -- на животе. Ползание за игрушкой. Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к игрушке, побуждайте его ползти и/или
тянуться к ней руками. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не
делайте цель недостижимой -- после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите.
10. И.п. -- на спине. Приподнимите лежащего на спине ребенка над столом на вытянутых руках. Это вызывает рефлекторное сгибание туловища вперед и выпрямление
ног.
11. И.п. -- на спине, на животе. Рассматривание ярких, звучащих, удобных для захвата игрушек из положения на спине, на животе. В этом возрасте ребенок активно
приподнимает головку и плечевой пояс, поворачивается в сторону игрушки.
6-9 месяцев
1. Исходное положение (и.п.) -- лежа на спине. Вызывание реакции оживления. В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают
положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом.
2. (а) И.п. -- лежа на животе. Хватание игрушки (мама держит ее перед малышом и сбоку от него на расстоянии вытянутых рук ребенка) вытянутыми руками.
(б) То же в и.п. лежа на спине -- игрушка вверху, слева, справа; ребенок высоко поднимает руки и верхнюю половину туловища. (в) То же в и.п. сидя.
3. И.п. -- на спине. Круговые движения стоп. Слегка приподнимите ногу ребенка, захватив снизу одной рукой голень, другой -- стопу. Совершайте круговые движения
в голеностопном суставе (осторожно!) по часовой стрелке и против, поочередно правой и левой стопой.
4. И.п. -- на спине. Упражнение на сопротивление: отталкивание от руки, от тела взрослого или от мяча.
5. И.п. -- на спине. Активные повороты за игрушкой (с незначительной помощью матери или без нее) вправо и влево.
6. Ползание на животе. Побуждайте малыша к этому яркой, лучше звучащей, игрушкой, ласковыми словами, одобряющими его достижения.
7. Вставание на четвереньки, вначале с помощью взрослого, а затем без него.
8. И.п. -- на спине. Вложите указательный палец в правую ладонь ребенка, другой рукой зафиксируйте бедра или голени ребенка. Подтягивайте правый кулачок
ребенка к его левой ноге, стимулируя его усилия игрушкой, словом, побуждайте ребенка к переходу в положение сидя. Поднимаясь, он должен опереться сначала на локоть, потом на ладонь.
9. И.п. -- стоя на столе лицом к взрослому, который поддерживает ребенка подмышки. Упражнение для развития навыков ходьбы. Стимулируйте переступание, вначале
поддерживая малыша подмышки, затем -- за кисти обеих рук и, наконец, одной руки. Однако лишь при условии, что ребенок может самостоятельно стоять у опоры.
10. И.п. -- стоя на четвереньках. Упор на руках. Придерживая ребенка за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры, помогайте ему удерживаться на руках,
опираясь на раскрытые ладони.
11. И.п. -- стоя на столе. Ребенок должен достать игрушку со стола из положения стоя спиной к матери, которая поддерживает его спереди за ноги. По просьбе
взрослого достать игрушку ребенок наклоняется, берет игрушку и выпрямляется.
Специальные виды гимнастики для малышей
· Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия
Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, эксудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями).
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все сначала.
· Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка
Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.
· Соблюдение температурного режима кожных покровов
Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Вредно и перегревание: оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.
I способ - проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания - сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2° С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раза в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - +20-22° С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.
II способ - прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время года полезно гулять, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка! Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года при температуре в оздуха не ниже -5° С надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры - 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.
В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности при пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.
III способ - воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка - он становится спокойнее, лучше ест и спит.
Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до + 18-20° С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.
В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинать надо с 3 минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте. В течение второго полугодия - 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.
Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении "гусиной кожи" надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны.
В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.
Сауна как способ закаливания
Многие здравомыслящие родители понимают, как важно укреплять здоровье своего малыша с самого рождения. Весьма эффективным, но пока мало распространенным способом закаливания и оздоровления является посещение сауны малышами первого года жизни и более старшими детьми.
В основе благотворного влияния бани лежит контраст температурных воздействий воды и воздуха на организм человека. Под воздействием банных процедур кожа подвергается глубокому очищению. Вместе с потом удаляется многочисленные микробы и прочие "гадости", в частности, молочная кислота - спутник утомления и чувства усталости. Вот почему после бани испытываешь необыкновенную легкость, радостное, приподнятое настроение.
В бане температура внутренних органов постепенно повышается до 38-39єС, что соответствует лихорадочному состоянию. При этом резко ускоряются обменные процессы, повышается сопротивляемость организма действию болезнетворных вирусов и бактерий, укрепляется иммунитет.
Бани, как известно, условно делятся на два типа - с влажным и сухим воздухом. Самой известной баней первого типа является русская баня с ее традиционной парилкой, где поддерживается сравнительно высокая температура воздуха (45-60єС) и высокая относительная влажность (до 90-100%). Среди бань второго типа широко известна финская сауна, где высокая температура воздуха (до 90-100оС) сочетается с относительно низкой влажностью (10-15%). "Сухая" сауна для многих людей (в том числе и маленьких детей) более комфортна, чем "влажная" баня: сухой жар переносится легче, ведь чем влажнее воздух, тем сильнее чувствуется его высокая температура.
Независимо от типа бани после каждого захода в жаркую парилку принято облиться-обмыться водой, причем использовать можно все - от ковшика с прохладной водичкой до проруби и обтирания снегом.Перепады температуры в сауне благотворно влияют на организм - прежде всего, это отличная тренировочная "гимнастика" для сосудов. Когда можно брать малышей в баню? Если мама во время беременности не посещала сауну в группе по подготовке к родам, то знакомить ребенка с сауной вполне можно после года. Хотите подождать до трех, пяти, семи лет, как советуют некоторые специалисты? Отлично, лучше поздно, чем никогда. Но учитывайте особенности детской психики: в два-три года, например, в период "кризиса трех лет" малыш наверняка захочет проявить самостоятельность в принятии любых решений, в том числе и о посещении сауны.
В любом случае в этом вопросе необходим индивидуальный подход! Все должно быть адекватно: настроение малыша, общая реакция организма ребенка на переносимость разных температурных режимов, а также сердцебиение и реакция кожи. До посещения сауны обязательная проконсультируйтесь с современно мыслящим врачом, которому вы доверяете. Но каждый родитель должен знать: если малыш в сауне побледнел, если чрезвычайно бурно выражает протест - немедленно выводите (выносите) его из парилки!
Очень важным моментом является отношение к сауне самих родителей. Не только в психологическом, но и в физиологическом смысле: взрослые понимают, насколько важно быть здоровым и закаленным, и, пересиливая себя, ходят в баню. Однако в данном случае насилие над организмом неприемлемо! Лучше найти другие варианты оздоравливающих процедур. Как правило, малыш наследует от родителей "готовность" и реакцию сосудов на нагрузки.
До трех месяцев проведите своеобразную подготовку младенца к встрече с баней - плавание в домашней большой ванне, умывание и обливание ребенка 1-2 раза в день морской водой (1 ч. ложка пищевой морской соли на стакан проверенной родниковой воды, так называемый "вкус слезы"), либо минеральной водой "Ессентуки-4". После того, как вы малыша омыли-облили такой морской водой, ласковыми поколачивающими движениями (своими кулачками) помогите его коже "высохнуть". Только в этом случае реорганизация целебной влаги пойдет на пользу, "внедрится" в структуру кожи, что и необходимо.
Кожа малыша постепенно готовится к банным перегрузкам, сам ребенок становится более устойчивым к внешним раздражителям. Обливания хорошо комбинировать с полными или частичными воздушными ванными. Когда трехмесячный малыш адаптирован, видна его положительная реакция на раздевание-одевание (он не плачет, не синеет, не бледнеет, не съеживается, подбородок не дрожит, не начинает икать при смене одежды), когда малыш абсолютно здоров и весел - здравствуй, сауна!
Если малыш с трудом привыкает к смене "климата", идти с ним в сауну нельзя! В этом случае речь может идти только об индивидуальных нерезких контрастных процедурах в домашней "морской" ванне, индивидуальном массаже и гимнастике.
Есть малыши с так называемой эмоциональной незрелостью, которые отрицательно реагируют даже на небольшую смену домашней обстановки, на приезд в гости родного дедушки. Что уж говорить о том, что такого ребенка придется куда-то везти, "знакомить" с другими людьми и детьми... Таких трудно адаптируемых малышей нужно сначала гармонизировать дома - выстраивайте стержень покоя, гармонии в ребенке, не перегружайте его звуковыми и зрительными образами, игрушками. Когда эмоции у младенца неустойчивы, вероятны спазмы, что может привести к различным заболеваниям (и не только нервной системы!). В идеале каждого ребенка до трех месяцев нужно показывать не только педиатру, невропатологу и ортопеду, но также детскому психологу и даже логопеду.
Существуют относительные и абсолютные противопоказания для посещения бани. Абсолютные противопоказания - это острое течение любого заболевания: высокая температура (в этом случае в бане возможны судорожные явления и даже остановки сердца!), ангина, грипп, обострение пиелонефрита и т.д. В этих случаях показаны домашние контрастные тепловые процедуры, которые нормализуют кровообращение и снижают температуру: горячие полотенца, смоченные камфорным маслом, приложите к ногам и рукам малыша, а на магистральные сосуды, наоборот, кладем "холод".
Также категорически запрещается посещать сауну в случае острых отитов (сегодня он катаральный, завтра - гнойный), гайморитов, фурункулеза и других гнойных воспалительных и инфекционных заболеваний, даже если нет повышения температуры. Кстати, при хронических гайморитах сауна весьма полезна в сочетании с "морскими" процедурами: процесс уже вялотекущий, тепло не помешает, санация гайморовых пазух происходит наружу.
Придется отказаться от сауны и при "синих" врожденных пороках сердца. Но далеко не всех детей и взрослых-сердечников нужно лишать сауны: кратковременное, буквально несколько секунд, пребывание в парной станет настоящим праздником для всего организма! Не лишайтесь такого удовольствия...
К относительным противопоказаниям отнесем гнойничковые поражения и заболевания кожи. В этом случае кожа имеет особые "параметры", поэтому режим посещения бани должен быть более щадящим, а обливание производится только "морской" водой (вкуса слезы, см. выше). Многие родители, чьи дети страдают от атопического дерматита (в простонародье - диатеза), знают: именно на море у малышей наступает улучшение, кожа становится менее уязвимой.
Литература:
1. Журнал «Девять месяцев», архив номеров
2. Журнал «Счастливые родители», апрель 2002
3. Сайт «Экология младенчества» http://www.babies.kiev.ua
4. Семейный сайт www.7ya.ru
5. У.Серз, М. Серз «Ваш ребенок», изд-во Крон-пресс, М. 1994
6. Ребенок от рождения до года: стимулирование развития.
- М.: Астрель, 2001
7. Эйзенберг А. и др. Первый год жизни ребенка: Универсальное пособие/Пер. с англ. Д. Л. Воронина. -- М: АСТ, 2000
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |