Писателядолжно лихорадить от волнения и восторга.
Р.Брэдбери
Глубинаи нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердцеДанко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,черной молнии подобный”. Романтические образы М. Горького вырастают из этогосоюза красок и звуков, они чаруют, заставляя быть там, где происходит действие,и тем, кем хочет видеть меня мое сердце. “Рожденный ползать — летать не может!”— но не хочется в отчаянии складывать крылья, слушая эти слова, ведь человекрожден крылатым, как Буревестник и Сокол, смелым, как Данко, ведь “Человек —это великолепно, это… звучит гордо!”.
Какпросто, но исторически справедливо, актуально прозвучало: “В жизни, знаешь литы, всегда есть место подвигам” — все герои горьковского романтизма определяютсяэтой мыслью; одни ее принимают, другим она не по душе. Но, быть может, Горькийлишь мечтает о высоких деяниях человека, не задумываясь о том, свершатся лиони, бравируя красивыми метафорами и высокими словами?
Нет!— и это слово сказала история: ведь и блестящие по силе голоса и любви кОтечеству плеяды российских эмигрантов, и “комиссары в пыльных шлемах” — этостремление человека вновь обрести крылья в романтическом полете. И даже тотсолдат, что из взятого Берлина был этапирован на Колыму, — тоже воспарит надмиром зла. Созданной строкой. Ненавистью к жандармам. Умением быть человеком,когда легче перестать им быть.
Человекдостоин полета! Эта мысль насквозь пронизывает строки, созданныеГорьким-романтиком. Мечта у Горького одна — звать на подвиг! И это не фантазия,отвлекающая, как бы сказал Писарев или подобный ему, от классовой борьбы. Это —реальность образа. Ведь Данко вполне реален. Он погиб, чтобы жить. Жить вблагородных душах людей, в песнях и легендах. Ведь “вырвать из груди своейсердце, чтобы осветить людям дорогу из душного болота современности” можеткаждый, совершивший восхождение на вершину своей души.
Высокоепредначертание человека — творить подвиги! И даже сила характера гордого сынаорла меркнет в сравнении с костром всеозаряющего сердца Данко. Подвиг естьследствие огромной любви к людям. И несмотря на то, что находится “осторожныйчеловек”, потушивший горячее сердце, искры его пылают, они не померкли.
Антиподыподвижников отчетливее оттесняют и заостряют проблемы добра и зла, трусости игероизма, подвига и безрассудства. Идущая связующей нитью через все горьковскиепроизведения антитеза обретает значимость в противопоставлении Данко — Лар-ра:холодные глаза, готовность унизить и убить, неуемная гордость, желание власти —вот что движет Ларрой, а если однажды он в порыве отчаяния и выхватит сердце изгруди, оно отпугнет людей ледяным холодом.
Аналогично,на антитезах, строит Горький свою концепцию человека в “Песне о Соколе” и“Песне о Буревестнике”. Гордый, рвущийся в небо Сокол — и обывательски спокойноразмышляющий о ненужности этого Уж. Мечущийся в грозе Буревестник — и |прячущийся в утесах “глупый Пингвин”. Вспомнив о союзе искусств, я, читая“Буревестник”, услышала в нем Пятую симфонию Бетховена. Ничто не страшно гордойптице: ни вьющиеся “стрелы молний”, ни гроза, извергающая шторм из своих пучин.Песни Горького — это не просто сюжетные или лирические зарисовки: они зовутвперед, они показывают человеку, что лишь в движении, стремлении, преодолениигроз — жизнь. Все остальное — медленное умирание.
Движениемэтим должна быть революция, но нельзя односторонне понимать “богостроителя”,“богоискателя”, а потом и эмигранта Горького! Революция должна произойти всердцах, и целью ее может быть только добро. “Безумству храбрых поем мы песню!”— такими дерзновенными безумцами были и Данко, и Сокол, и Буревестник, иДевушка, великой любовью своей победившая Смерть. “Пускай ты умер! Но в песнесмелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым ксвободе, к свету!” Такова концепция человека у Горького. Человек творит подвиг,подвиг творит человека — именно это следует из произведений горьковскогоромантизма.
“Ониуходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее” — это одевушках из “Старухи Изергиль”. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее громакрикнул Данко. Поистине чарующие языковые обороты, заставляющие восприниматьобразы как фантастические: фантастически гордые и прекрасные — или же резкоотрицательные. И сюда вторгается главный прием горьковского романтизма —антитеза. Сокол — Уж, Данко —- Ларра, Буревестник — буря, Девушка — смерть. Нои пейзажи, гиперболические изобретения — не бесплодные фантазии автора, онизаставляют идти на подвиг, идти с еще большей решимостью. И это идеягорьковского человека подчеркивается афористичностью. Обилие метафор,сравнений, волнующие пейзажи, гипер-болизирование — все это служит не толькосозданию концепции человека, но и формированию идейного смысла. И то, и другоесоединяется в точке “подвиг”: это подвиг писателя как действие, это подвиг кактема, как концепция создаваемого им героя.
Черезинтенсивную красоту романтических образов писатель ведет человека к духовномупреобразованию. Творящий подвиг должен знать, что такое красота, иначе подвигокажется безрассудством. Произведения Горького зажигают наши сердца великойлюбовью к людям, и были герои, прошедшие военную непогодь с книжечкой Горькогов кармане гимнастерки. Человеку нужно прекрасное — иначе поймет ли он своепредназначение? Человеку нужен подвиг — иначе поймет ли он, что сердце должнопылать?
Человекунужен Сокол — иначе он, подобно Ужу, будет возлежать, распластавшись натюремных нарах своей судьбы…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/