Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Жан Жак Руссо – мысли и афоризмы эпохи просвещения

Подготовил Сергей Голубев
«Большие города истощают государство. Богатство,которое они создают, иллюзорно. Франция была бы куда могущественней, если быПариж исчез с лица Земли».
Жан Жак Руссо. 1762
Сын швейцарского ремесленника-часовщика, Жан Жак Руссо(1712-1778) с детства проникся симпатиями к простому народу, наблюдалпритеснения его богатой знатью города. Позднее его поразило праздноесуществование дворян во Франции, где он поселился. Руссо осуждал распущенностьи расточительность дворянства, призывал к простоте и умеренности, близости кприроде. Отсюда и знаменитый призыв Руссо: «Назад к природе!». В книге «Обобщественном договоре» Руссо воспел тот период в истории человечества, когдаещё не существовало частной собственности, все люди были равны и жили, по егомнению, более счастливо, чем сейчас. Подобно левеллерам в английской революции,он считал, что люди рождаются равными в правах и народ имеет право самустанавливать управление страной и свергать тиранов. В отличие от Монтескьё,Руссо полагал, что для воплощения воли народа и пресечения инакомыслия властьдолжна быть сосредоточена в одних руках и её разделение нецелесообразно. Такжечасто люди вспоминали в речах, на страницах периодических изданий и в листовкахначальную фразу «Общественного договора»: «Человек рождается свободным, а междутем он везде в оковах». Плебей Руссо бунтует против всякого социальногонеравенства. Он писал однажды: «Я ненавижу знатных, я ненавидел бы их ещёбольше, если бы меньше презирал».  
Из всего этого видно, что Руссо отражал интересы инастроения широких масс народа – крестьян, ремесленников. Его ошибка состояла втом, что он верил в возможность сохранить мелкую частную собственность, не допускаяразделения общества богатых и бедных. Желая создания общества без феодальногоземлевладения и сословных привилегий, основанного на частной собственности,Руссо на деле выступал за утверждение буржуазного строя. Его идеи стализнаменем революционной мелкой буржуазии.
Известнейшим представителем радикального крылапросветителей Жан Жак Руссо стал после выхода в свет книги под названием«Способствуют ли успехи наук и искусств улучшению нравственности?» Вопрекишироко распространённому в то время мнению, Руссо полагал, что развитиекультуры сопровождается только лишь упадком нравственности и на вопрос,содержащийся в заглавии написанной им книги, он отвечал отрицательно. Втрактате «О науках и искусствах» (1750) он обрушивается на всю современнуюцивилизацию, прежде всего на искусство, которое по его мнению, «обвиваетгирляндами из цветов сковывающие людей железные цепи, сдерживает в нихестественное чувство свободы, для которого они, казалось бы, рождены,заставляет их любить своё рабство».
Если Вольтер был деист,  Дидро – атеист, то Руссо,критикуя официальную церковь, формулирует своего рода религию сердца, исповедуякоторую, человек напрямую выходит к Богу, минуя попов и всякие церковныеинституты. Природа и Бог парадоксально сочетались в его философии.
«Чем более я наблюдаю, — писал Руссо, — противодействие естественных сил, тем более убеждаюсь, что, переходя отдействия к действию, приходится всегда восходить до какой-нибудь воли,действующей в качестве их первой причины». И далее: «Это бытие, которое хочет иможет, это бытие, активное через самого себя, словом, это бытие, движущеевселенной и управляющее всеми вещами, я называю Богом».
Если просветители, как правило, обращались кклассическим образцам античности и прославляли в первую очередь Афины – центргреческой цивилизации, то Руссо с восхищением пишет о суровых законах и обычаяхСпарты, где, как известно, не терпели ни поэтов, ни философов. Миф о Прометее,что привлёк в XVIII веке внимание молодого Гёте и стал для него символомцивилизации, совершенно чужд мировоззрению Руссо. Он отвергает эту символику«творчества и созидания». «Какая может быть истина в этих символах, — спрашивает Руссо, — если искусство возникло из роскоши, астрономия – изсуеверия, геометрия – из скупости, физика – из пустого любопытства, и все они –из честолюбия?» Современному человеку могут показаться абсурдными стольневежественные суждения великого человека, но у Руссо была своя логика,подсказанная глубоким неприятием современной цивилизации, основанной нанеравенстве и угнетении.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Как лечат простуду
Реферат Разработка обучающей программы Выявление аномалии статистическими окнами разных иерархических уровней
Реферат Специфика оказания помощи семьям группы риска
Реферат Комплексный экономическиий анализ хозяйственной деятельности
Реферат Практикум по предмету Математические методы и модели
Реферат Харчування різних груп населення
Реферат Арбитражного процессуального права
Реферат Генезис развития и экономическое содержание финансово-промышленных групп
Реферат Специальная психология Коррекционно-компенсаторное значение
Реферат Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки
Реферат Три ипостаси Василия Зеньковского
Реферат Значення творчості та етико-філософської спадщини М К Реріха для підготовки лікаря
Реферат Великая Отечественная Война: Оккупация. Страшные подробности
Реферат Katherine Mansfield Essay Research Paper KATHERINE MANSFIELDHUMAN
Реферат Періодичні видання Східної України початку ХХ століття у фондах Національної бібліотеки України ім. В.І. Вернадського: надходження, зберігання, вивчення