Для А. С. Пушкина природабыла источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
В раннем творчестве поэта мынаходим пейзаж, который описывался в основном политически, с характернымиусловными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзажв таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышленийлирического героя.
Например, в стихотворении“Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства ипроизвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневноесветило...” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэтаневозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю”символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, отследования которому поэт отказывается.
Более поздняя поэзия Пушкинареалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие навремя года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима,весна.
Отношение поэта ко всемвременам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти всемотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
Попробуем “расшифровать”мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе иотрывков из романа “Евгений Онегин”.
Весна, пора пробуждения ивозрождения всего живого, лирическому герою стихотворения “Осень” скучна инаводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, поралюбви...”, где на лирического героя весна “наводит скуку”, томленье и “томноеволненье”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героевстихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, поралюбви...”).
В седьмой главе “ЕвгенияОнегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувстваавтора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двухупомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениямивошло стихотворение “Весна, весна, пора любви...”. То, что “синея блещутнебеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе невызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирическогогероя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душулирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такогочудотворного воздействия. Подобно этому весна “живит” Евгения Онегина, но неприносит ему ничего, кроме страданий.
Вернемся к стихотворению“Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как ивесну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно,прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстроелетит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL),высказана с некоторой долей облегчения.
В “Осени” есть фраза, чтолирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравитсяему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых егосердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, лунуи бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах,посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, встихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снеглетучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещаетпути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихияникогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнееутро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюгазлилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; деньчудесный”, и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступаетясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказываютеще два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом...”. Оба текстапроникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож.Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этихтекстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик”(“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом...”). Можно провести ещеодно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении “Зимняядорога” написано: “тройка борзая бежит”, и в тексте “В поле чистом...” —аналогично: “тройка мчится”. В стихотворении “В поле чистом...” Пушкин свосхищением описывает “снег волнистый и рябой”, который в пятой главе “ЕвгенияОнегина” (I строфа) был назван автором “зимы блистательным ковром”.
Еще один мотив, мотив зимнихпраздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”.“Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала ТатьянуЛарину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями поройтрудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима”заметил: “медленно глотаю скуки яд”. О занятиях, которые могут помочь развеятьтоску, Пушкин говорит в стихотворении “Зима” и в пятой главе, строфе XLIII“Евгения Онегина”. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить“чашку чая”, “возиться со старыми журналами соседа” (“Евгений Онегин”) илипроверять “расход” (“Зима”), кататься на коньках, сесть “на коня” (“Зима”) и“скакать верхом” (“Евгений Онегин”) и, наконец, читать. В стихотворении “Зима”Пушкин дополняет этот список “разговором”, “встречами” с приятными людьми.
Кроме скуки зима для Пушкинаимеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический геройстихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же,наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъемуспособствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы.Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье музне терпит суеты” (“19 октября”).
Осенняя природа напоминаетПушкину “чахоточную деву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, как жертва, пышноубрана” (седьмая глава, строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природа одета в золотои багровый цвет: в стихотворении “19 октября” есть строчки о том, как лесроняет “багряный свой убор”, а в седьмой главе “Евгения Онегина” употребленэпитет “осень золотая”.
Именно из-за этой тихойкрасоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осеньбольше, чем другие времена года.
Все состояния природы описаныПушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэтас определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.