Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

ОдаДержавина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма.Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, вкотором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны подпредводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание быловызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников,грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и вправящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему онбыл «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью,неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивнополагал, что строгое соблюдение законов, установленных всамодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране,охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневнопорицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своемсвященном гражданском долге перед государством и обществом:
… Вашдолг – спасать от бед невинных,
Несчастливымподать покров;
Отсильных защищать бессильных,
Исторгнутьбедных из оков.
Но,по словам поэта, «властители и судии»:
Невнемлют! – видят и не знают!
Покрытымздою очеса:
Злодействыземлю потрясают,
Неправдазыблет небеса.
Воде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаютсявсесильным монархом:
Цари!Я мнил: вы боги властны,
Никтонад вами не судья;
Новы, как я, подобно страстны
Итак же смертны, как и я.
Гражданскийпафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворениеДержавина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Междупрочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тотбарельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была тазала, и генерал-прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидевобнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. Иподлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве».Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии,развитой позднее поэтами-декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабристВ. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истинысвободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести иподвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
Аслава тех не умирает,
Ктоза Отечество умрет:
Онатак вечно и сияет,
Какв море ночью лунный свет.
Поубеждению Державина, цель искусства и литературы – содействоватьраспространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлятьпорочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркиваетнациональный характер своего творчества. На этот существенный признакдержавинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «… мы имеем вДержавине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизнирусского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию сзаоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множествомреальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быти нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины;цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительныйпример тому – ода «Властителям и судиям».
/>6. Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова иоды «Бог» Г. Р. Державина
Духовныеоды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагалПсалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносовапривлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможностьиспользовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского иотчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать своивзгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому вдуховных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческогообщества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, чтоживет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами,корыстолюбцами, которые завидовали его гению:
Вещаетложь язык врагов,
Десницаих сильна враждою,
Устаобильны суетою;
Скрываетв сердце злобный ков.
Ивсе-таки он не падает духом, а надеется побороть зло, потому что за поэтом –истина и справедливость. Личная тема возвышается у Ломоносова дообщефилософского обобщения – человек повсюду борется со злом. В духовных одахЛомоносов восхищен величием природы и одновременно испытывает «пиитическийужас» перед ней. Эти два чувства – остро и священный трепет – рождают «парениемысли». Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклоняется передее мощью. Он хочет понять законы природы:
Ктоморе удержал брегами
Ибездне положил предел,
Ией свирепыми волнами
Стремитьсядоле не велел?
В«Утреннем размышлении о божием величестве» Ломоносов в зримой картинезапечатлел солнце, представившееся взору в упор взглянувшего на него человека:
Тамогненны валы стремятся и не находят берегов;
Тамвихри пламенны крутятся,
Борющисьмножество веков;
Тамкамни, как вода, кипят,
Горящитам дожди шумят.
Стихийнаядиалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизываниеконтрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизмпереживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощьюприроды:
Песчинкакак в морских волнах,
Какмала искра в вечном льде,
Какв сильном вихре тонкий прах,
Всвирепом как перо огне,
Такя, в сей бездне углублен,
Теряюсь,мысльми утомлен!
Но,испытывая восторг и священный ужас, Ломоносов в духе века просвещенияизображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим. ВДуховных одах проходит иная тема: человеку даны разум, мысль, и он хочетпроникнуть в тайны природы. Когда Ломоносов написал «Теряюсь, мысльмиутомлен!», то он имел в виду не растерянность человека, опустившего руки, анедостаточность знаний для объяснения всемогущества природы. Он «мысльмиутомлен», потому что твердо верит в познаваемость мира, но еще не может светлымумом постичь законы Вселенной. Поэта постоянно влечет пафос знания:
Творец,покрытому мне тьмою
Простипремудрости лучи
Ичто угодно пред тобою
Всегдатворити научи...
Могуществосветлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в живой современности.Поэт не уставал ратовать за серьезные изыскания, за развитие просвещения. Ученыйпосвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировойнауки. Неподдельная радость и гордость искрятся в «Письме о пользе Стекла». Этаэпистола, принадлежащая к жанру «дидактической поэзии», становится хвалебнойодой стеклу, природные свойства которого раскрылись благодаря успехам ученых, истекло выступает свидетельством победы науки над природой. Не сухой трактат освойствах стекла, а волнение поэта-ученого воплощают строки этого произведения.Ломоносов передает пафос научных открытий и восхищение их практическимирезультатами. Его интересует не изложение научных теорий, хотя поэт не избегаеттрадиций своего времени, а поэтическая сторона науки – вдохновенное творчествои полет фантазии, дарящие человеку наслаждение богатствами природы ивозможность разумного их использования. Примечательно, что в оде Державина«Бог» тоже воспевается могущество человеческого разума. Ломоносов! Вот кто сталдля Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку,молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следоватьпоэтическим правилам Ломоносова было не так-то просто: в возвышенный слогпроизведения, посвященного торжественному событию, у Державина то и деловрывались разговорные словечки, и требуемый для оды «высокий штиль» распадался.Унаследовав от Ломоносова гражданский пафос и широту поэтического кругозора,Державин обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой, ввел впоэзию сельский и городской пейзаж, а прекрасное сумел увидеть в обыденном. Оду«Бог» Державин считал самым высоким своим созданием. Она произвела ошеломляющеевпечатление на современников: впервые в русской поэзии бесконечный духовный мирпростого смертного выразился столь грандиозно и столь задушевно-пронзительно.Если воспользоваться словом Ломоносова, эти стихи воспевали «божие величество»в человеке. В их основании лежит мысль слишком гордая, чтобы не бытькощунственной. Неслучайно ода «Бог» вызвала протесты церковников. Этостихотворение переведено на многие языки мира. Без лиц, в трех лицах божества,Державин пояснял: «Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия,разумел тут три лица метафизические, т. е.: бесконечное пространство,беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, котороебог в себе совмещает».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.