Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Береги честь смолоду (По повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Вопросчести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распадэкономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно,наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, нос разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. Вчеловеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
Потерячести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимоенаказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли слица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.
Русскиеписатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можносказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русскойлитературе.
Понятиечести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни ик каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев вдетстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устамиСавельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственнымиустановками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами небывали; о матушке и говорить нечего...» Такими словами воспитывает старыйслуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себянеприглядно.
Первыйраз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуацииСавельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяловерх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими.Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягуза услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоимжизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьбахранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человекаблагородного больше шансов на житейское счастье.
Нравственныеиспытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствуетлюбви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка.Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный.Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения ударабесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за егожизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.
Швабринпримкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примереШвабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становлениехарактера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо зналфранцузские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гриневак чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренниеустановки человека, его понятия о добре и зле.
Вовремя пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества однихгероев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и егожена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил иПетр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понятьчитателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера нетолько из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мнепоказалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народноговосстания не был чужд понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаряПугачеву навеки обрели друг друга.
Швабриноказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только неподдержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтомуГриневу не конкурент.
МолодойГринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицерусказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучшеодин раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно,сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемамреволюционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу,питающемуся кровью. Но Гринев — смело ответил атаману: «Затейлива… Ножить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачевпосле такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.
Интересенфинал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Егодействительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гриневрешает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы онрассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился втакой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний моментсправедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой опомиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит беднойдевушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинстволюдей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказываетсясамой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
Гриневдо конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которомубыл обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таковфинал повести Пушкина.
Итак, пословица «береги честьсмолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолеватьсуровые жизненные испытания.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.