М.В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сихпор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение вузкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданскаядеятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчествеЛомоносова.
Однимиз наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествияЕлизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:
Царейи царств земных отрада,
Возлюбленнаятишина,
Блаженствосел, градов ограда,
Кольты полезна и красна!
Благословенныйкрай рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованиемЕлизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде,прекратились.
Когдана трон она вступила,
КакВысший подал ей венец,
Тебяв Россию возвратила,
Войнепоставила конец.
Славныедела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I.Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:
Послалв Россию человека,
Каковне слыхан был от века.
Сквозьвсе препятства он вознес
Главу,победами венчану,
Россию,варварству попрану,
Ссобой возвысил до небес.
ОписываяПетра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептунаиспользуются им для обозначения войны и моря, что придает еще большеторжественности оде.
Ода«На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но инаставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, онамогущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно,если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно безпросвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говоритЕлизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великиедела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:
…Божественнынауки
Чрезгоры, реки и моря,
ВРоссию простирали руки…
Авторговорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранятнеисчерпаемые богатства:
Воззрина горы превысоки,
Воззрив поля свои широки,
ГдеВолга, Днепр, где Обь течет;
Богатство,в оных потаенно,
Наукойбудет откровенно,
Чтощедростью твоей цветет.
Такаяогромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал иСибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди,знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:
Овы, которых ожидает
Отечествоот недр своих,
Ивидеть таковых желает,
Какихзовет от стран чужих!
Дерзайте,ныне ободрены,
Реченьемвашим показать,
Чтоможет собственных Платонов
Ибыстрых разумом Невтонов
Российскаяземля рождать.
Вэтих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земляспособна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять,что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми.Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды.Естественным продолжением оды становятся строки:
Наукиюношей питают,
Отрадустарым подают,
Всчастливой жизни украшают,
Внесчастный случай берегут;
Вдомашних трудностях утеха
Ив дальних странствах не помеха.
Наукипользуют везде, —
Срединародов и в пустыне,
Вградском шуму и на едине,
Впокое сладки и в труде.
Читаяэти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, нетолько неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имеязнаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, авторвоспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения естьосновная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают нетолько поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
ОдаЛомоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – этопослание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам.Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственныйуниверситет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/