Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Авторская позиция в "Первой любви" Тургенева

Авторская позиция в «Первойлюбви» Тургенева
Создаваяпроизведение, автор материализует свои переживания, раскрывает ту или инуюидею, привязывается к своему труду и сочувствует героям — в его сознании ониживут своей жизнью, являясь носителями определенных мыслей.
Раскрываясмысл произведения, автор готовит героям судьбы, которых они заслуживают. Такрождается отношение автора к героям — авторская позиция в произведении. Каковыже основные способы ее выражения? Это портрет, пейзаж, взаимные характеристикигероев — словом, все детали, влияющие и на наше отношение к главной идеепроизведения.
Рассмотримконкретные примеры из повести Тургенева. Само название “Первая любовь” говорито трепетном отношении автора к предмету повествования. Можно предположить, чтоТургенев, вспоминая об этом увлечении, не жалеет о нем и думает о чувстве снежностью. Здесь надо сделать оговорку: Тургенев как сторонний наблюдательописывает разговор между “не старыми, но и не молодыми холостяками” — СергеемНиколаевичем и Владимиром Петровичем. Далее рассказ о первой любви ведется отлица Владимира Петровича. Хозяин дома, где встречаются холостяки, и СергейНиколаевич считают свою первую любовь недостойной всеобщего внимания и почтиничего не говорят о ней. Этот факт подчеркивает, насколько исключительнойистория Владимира Петровича кажется Тургеневу. О позиции автора в произведенииможно судить и по приводимому им портрету персонажей. Вот Зинаида, какой ееувидел Владимир в первый раз:
“Внескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины, стоялавысокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком наголове; вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопалаих по лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В движенияхдевушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливоеи милое, что я… кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня этипрелестные пальчики хлопнули по лбу...”
ОписаниеЗинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушкусреди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ееобраза. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “этипальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушкитолпятся поклонники — видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, можетбыть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимирвлюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массыпоклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаидабессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “чтов душе, то и на лице”.
Зинаидавидит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который такжеувлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания,ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти крешению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить егосына, еще мальчика?
Тургеневпередает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность.“Все мне опротивело, — прошептала она, — ушла бы я на край света, не могу я этовынести, не могу сладить… И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело… божемой, как тяжело!”
МатьВладимира не любит княгиню и княжну: девушку она называет гордячкой игризеткой, а ее мать — “une femme capable de tout”, женщиной, способной на чтоугодно. Но это не роняет Зинаиду в глазах читателя — ведь мать беспокоится засына, который влюбился в бедную девушку со множеством поклонников, она нехочет, чтоб мальчик был несчастным. Бедная женщина ревнует к молодой соседке исвоего мужа. Тургенев жалеет матушку Владимира: она не нужна своему мужу,который женился на ней по расчету, будучи младше ее на десять лет; она ни разуне называет его по имени — этим подчеркивается ее ненужность грубому мужу.Автор понимает ее чувства.
Навсю ситуацию Тургенев смотрит не как на отжившие воспоминания; он будто сам всепереживает, сочувствует Владимиру, его матери, Зине! В его отношении кВладимиру — а это проявляется в описании черт, поступков — нет иронии. И хотяВладимир Петрович сам излагает события, он не высмеивает свои ошибки, неосуждает кого-либо. Если образ Зины написан с благоговением, то Владимиру авторсимпатизирует. Портрет его не приводится, так как повествование ведется отпервого лица. Мы можем судить о неопытности юноши, он еще совсем ребенок: лишьмесяц назад его покинул гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, он не знает,как реагировать на слезы Зинаиды, на бесчестный поступок отца. Владимирискренне любит Зину, он исполняет ее причуды: прыгает с высокой стены,участвует в нелепых играх. В своем отношении к герою Тургенев демонстрируетсочувствие, сопереживание — на его голову свалились проблемы, которые подчас неразрешит и взрослый. Глубину чувства Владимира автор подчеркивает полнымотсутствием у него эгоизма — юноша желает лишь счастья своей любимой, он хочет,чтоб она не мучилась и была вместе с тем, кто ей мил.
Благодарясвоеобразному ведению сюжетной линии в повести, изображению героев автором,читатель смотрит на события глазами шестнадцатилетнего мальчика.
Итак,чистый образ этого молодого человека написан с сочувствием и симпатией.
Каковоже отношение автора к отцу юноши, Петру Васильевичу? По всему видно, чтоВладимир, а значит, и Тургенев сдержанно осуждают его. Вот что говоритрассказчик о своем отце: “Мой отец, человек еще молодой и очень красивый,женился на ней (матери) по расчету; она была старше его десятью годами. Матушкамоя вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала — но не вприсутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно,отдаленно...”
Этистроки и объясняют жесткий характер, холодность с сыном и женой, бесчестностьПетра Васильевича. Лишь алчность и эгоизм управляют им — но автор не говорит обэтом напрямую; он лишь рассказывает о поведении этого персонажа, не комментируяего поступков.
Трудноне заметить, что Тургенев ждет от читателя оценки интриги повести, близкой кглавному герою, мальчику, — значит, мы не найдем в произведении открытогоосуждения отца сыном.
Одновременнос любовью Владимира к Зинаиде девушкой увлекается и Петр Васильевич. Однако егоне интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругамивспыхивают ссоры, страдает Владимир, Зинаида мечется между отцом и сыном — аПетр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания иболь близких его не волнуют.
Владимирдо последней минуты не верит в то, что отец обманывает его и мать, хотя всевокруг и говорят об этом. Однажды Володя видит отца в ночном саду, идущего ккняжне, но оправдывает его в своих глазах. Для мальчика он неоспоримый идеал.
Вконце повести Петр Васильевич берет с собой сына на конную прогулку и заезжаетк княжне, думая, что Володя не видит его. Вот когда рушатся надежды юноши.
Можетбыть, прообразом Петра Васильевича явилась мать Тургенева, жестокая ивластолюбивая женщина? Если так, именно из-за этого автор уважает, но не любитотца Владимира.
ПетрВасильевич и сам знает, что делает больно всем: жене, сыну, Зине. Егожестокость подчеркивается и тем, что он способен причинять не тольконравственные страдания, но и физическую боль близким: “отец внезапно поднялхлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, — и послышался резкий удар поэтой обнаженной до локтя руке. Я едва удержался, чтоб не вскрикнуть, а Зинаидавздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся руку к губам,поцеловала заалевший на ней рубец”. Этот эпизод происходит во время коннойпрогулки Владимира и его отца. Чтобы убедить юношу в жестокости отца, автор далему возможность оказаться рядом именно в эту минуту.
Читаялюбое талантливое произведение, мы невольно проникаемся чувствами автора, безтруда видим его позицию. Причем автору достаточно описать несколько черт героя,а не говорить открыто о качествах персонажа — и читатель поймет, как авторотносится к своему герою или его идее, а значит, построит на этом собственное суждение.Мы скоро узнали об отношении Тургенева к юному, неоперенному Владимиру; кЗинаиде, находящейся в смятении и поставленной перед сложным выбором, к ПетруВасильевичу, сухому и жестокому разрушителю.
МастерствоТургенева-писателя проявляется, видимо, в том, что при чтении повести незадумываешься о том, какими именно художественными приемами автор добиваетсяжелаемого эффекта. Ни один нормальный человек, наверное, не задумается о том,что сцена унижения Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана для того, чтобыпродемонстрировать жестокость и бесчеловечность Петра Васильевича. Вместе с темэтот эпизод, как и вся повесть, несет в себе определенный эмоциональный заряд —трепетное отношение автора к искреннему чувству юного героя, презрениеТургенева к расчетливости, холодности, эгоизму. Воистину, несмотря наминовавшее столетие с момента написания повести, несмотря на значительноизменившиеся отношения между людьми, позиция автора “Первой любви” остаетсяпонятной и близкой современному читателю. Может быть, оттого, что первая любовь— понятие, существующее вне времени, талант и мастерство Тургенева позволяютнам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполнеактуальны и сегодня.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.