""
“Моялирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине — основное в моёмтворчестве”, — говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубиннародной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие свой хлеб,были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:
Родилсяя с песнями в травном одеяле.
Зорименя вешние в радугу свивали.
Вырося до зрелости, внук купальской ночи,
Сутепеньколдовная счастье мне пророчит.
Икостёр зари, и плески волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубаягладь озёр — вся красота народного края с годами отлилась в стихи, наполненныелюбовью к русской земле:
ОРусь, малиновое поле!
Исинь, упавшая в реку, -
Люблюдо радости и боли
Твоюозёрную тоску.
Очём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбахРоссии в “суровые грозные годы”, — каждый есенинский образ и строка согретычувством безграничной любви к родине:
Ноболее всего
Любовьк родному краю
Менятомила,
Мучилаи жгла.
Есенинрассматривал крестьянство и деревню как основных носителей “русскости”,поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта — мир русскогокрестьянства. “Всё равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы”, — писалон в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позицияпоэта, определившая особенности его стихов о родине.
Есенинлюбит не абстрактную Россию, а создаёт образ близкой и дорогой ему земли — Рязанщины, малой родины поэта (“Низкий дом с голубыми ставнями...”, “Край любимый...”).
Вполном соответствии с традицией, заложенной в 19 веке А. С. Пушкиным и М. Ю.Лермонтовым, С. А. Есенин предпочитает говорить не об отвлечённой “русскойидее”, а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:
Хорошокосою в утренний туман
Выводитьпо полю травяные строчки,
Чтобыих читали лошадь и баран.
Цветоваягамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: “голубуюоставил Русь”, “О Русь, малиновое поле! И синь, упавшая в реку...”.
Влирике поэта, посвящённой теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страныпосле революции. В первых своих произведениях он приветствует её каквозможность обновления России:
ОРусь, взмахни крылами!
Поставьиную крепь!
Сиными именами
Встаётиная степь.
Вэто время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. РеволюциюЕсенин принял, по его словам, “с крестьянским уклоном”. Есенин, как поэткрестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. И особенно тяжело,временами трагически, переживает он ломку старых, патриархальных устоев русскихдеревень. И поэту кажется, что его родина в нём не нуждается, что у неё теперьдругие певцы: “Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тожездесь не нужен”.
Ячеловек не новый!
Чтоскрывать?
Осталсяв прошлом я одной ногою,
Стремясьдогнать стальную рать,
Скольжуи падаю другою.
Выражаячувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за неё,поэт скажет:
Но и тогда,
Когда по всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Есенинговорит, что, где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будетпомнить свою родину, своих родных:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Россия- единственная любовь Есенина: “ Чувство родины — основное в моём творчестве — оно всё, без неё ничего. Женщины, дети, дом, друзья, — всё это можно отдатьдругому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, нилюбви, ни славы”.