«Темное царство» в«Грозе» Островского
ПьесаОстровского «Гроза» в соответствии с критической и театральной традициямиистолкования понимается как социально-бытовая драма, так как в ней особоезначение придается быту.
Какпочти всегда у Островского, пьеса начинается с пространной, неторопливойэкспозиции. Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия: онсоздает образ мира, в котором живут герои и где развернутся события.
Действиепроисходит в вымышленном глухом городке, но, в отличие от других пьесдраматурга, город Калинов обрисован подробно, конкретно и многосторонне. В«Грозе» немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и вдиалогах действующих лиц. Одним видна его красота, другие пригляделись к ней ивполне равнодушны. Высокий волжский обрывистый берег и заречные дали вводятмотив простора, полета.
Прекраснаяприрода, картины ночного гулянья молодежи, песни, звучащие в третьем действии,рассказы Катерины о детстве и своих религиозных переживаниях – все это поэзиякалиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинамиповседневной жестокости жителей друг к другу, с рассказами о бесправиибольшинства обывателей, с фантастической, невероятной «затерянностью»калиновской жизни.
Мотивсовершенной замкнутости калиновского мира все усиливается в пьесе. Жители невидят нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом онисохранили только смутные, утратившие связь и смысл предания (разговор о Литве,которая «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошломзабыто, «руки есть, а работать нечего». Новости из большого мира приноситжителям странница Феклуша, и они с одинаковым доверием слушают и о странах, гделюди с песьими головами «за неверность», и о железной дороге, где для скорости«огненного змия стали запрягать», и о времени, которое «стало в умалениеприходить».
Средидействующих лиц пьесы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру.Бойкие и кроткие, властные и подначальные, купцы и конторщики, странница и дажестарая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, — все они вращаются всфере понятий и представлений замкнутого патриархального мира. Не только темныекалиновские обыватели, но и Кулигин, выполняющий в пьесе некоторые функциигероя-резонера, тоже плоть от плоти калиновского мира.
Этотгерой изображен как человек необычный. В перечне действующих лиц о нем сказано:«… мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия герояпрозрачно намекает на реальное лицо – И.П. Кулибина (1735 – 1818). Слово«кулига» означает болото с устоявшимся оттенком значения «дальнего, глухогоместа» благодаря широко известной поговорке «у черта на куличках».
Каки Катерина, Кулигин – натура поэтическая и мечтательная. Так, именно онвосхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калиновцы к немуравнодушны. Он поет «Среди долины ровныя...», народную песню литературногопроисхождения. Это сразу же подчеркивает отличие Кулигина от других персонажей,связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольноархаической книжности. Он доверительно сообщает Борису, что пишет стихи«по-старинному», как когда-то писали Ломоносов и Державин. Кроме того, онмеханик-самоучка. Однако технические идеи Кулигина явный анахронизм. Солнечныечасы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще изантичности. Громоотвод – техническое открытие XVIII в. А его устные рассказы осудейской волоките выдержаны в еще более ранних традициях и напоминаютстаринные нравоучительные повести. Все эти черты показывают его глубинную связьс миром Калинова. Он, конечно же, отличается от калиновцев. Можно сказать, чтоКулигин «новый человек», но только новизна его сложилась здесь, внутри этогомира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, какКатерина, но и своих «рационалистов» — мечтателей, своих особенных,доморощенных ученых и гуманистов.
Главноедело жизни Кулигина – мечта об изобретении «перпетуум-мобиле» и получении занего миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить накалиновское общество, дать работу мещанству. Кулигин действительно человекхороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив,как думает о нем Борис. Его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги насвои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову неприходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для земляков Кулигин –безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных«меценатов» Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, подтверждаяобщее мнение, что он неспособен расстаться с деньгами.
Кулигинскаястрасть к творчеству остается неутоленной: он жалеет своих земляков, видя в ихпороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Привсем трудолюбии, творческом складе своей личности Кулигин – натурасозерцательная, лишенная всякого напора и агрессивности. Вероятно, толькопоэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то, что он во всем от нихотличается.
Лишьодин человек не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, непохож на других жителей города обликом и манерам – Борис, «молодой человек,порядочно образованный», по ремарке Островского.
Нохоть и чужой, он все-таки уже взят в плен Калиновым, не может порвать связь сним, признал над собой его законы. Ведь связь Бориса с Диким даже не денежнаязависимость. И сам он понимает, и окружающие ему говорят, что никогда не отдастему Дикой бабушкиного наследства, оставленного на столь «калиновских» условиях(«если будет почтителен к дядюшке»). И все-таки он ведет себя так, как будтоматериально зависит от Дикого или обязан ему подчиняться как старшему в семье.И хотя Борис становится предметом великой страсти Катерины, полюбившей егоименно потому, что внешне он так отличается от окружающих, все-таки правДобролюбов, сказавший об этом герое, что он должен быть отнесен к обстановке.
Визвестном смысле так можно сказать и обо всех остальных персонажах пьесы,начиная с Дикого и кончая Кудряшом и Варварой. Все они яркие и живые. Однакокомпозиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: Катерина и Кабаниха,представляющие собой как бы два полюса калиновского мира.
ОбразКатерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обеникогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс.Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нетпрощения, и о милосердии они обе не вспоминают.
ТолькоКабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание,отстаивание уклада, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира.Кабаниха воспринимает жизнь как церемониал, и ей не просто не нужно, но истрашно подумать о давно исчезнувшем духе этой формы. А Катерина воплощает духэтого мира, его мечту, его порыв.
Островскийпоказал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характерпоразительной красоты и силы, вера которого – истинно калиновская – все же основанана любви, на свободной мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
Дляобщей концепции пьесы очень важно, что Катерина появилась не откуда-то изпросторов другой жизни, другого исторического времени (ведь патриархальныйКалинов и современная ему Москва, где кипит суета, или железная дорога, окоторой рассказывает Феклуша, — это разное историческое время), а родилась исформировалась в таких же «калиновских» условиях.
Катеринаживет в эпоху, когда сам дух патриархальной морали – гармония между отдельнымчеловеком и нравственными представлениями среды – исчез и окостеневшие формыотношений держатся только на насилии и принуждении. Ее чуткая душа уловила это.Выслушав рассказ невестки о жизни до замужества, Варвара удивленно восклицает:«Да ведь и у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», — роняетКатерина.
Всесемейные отношения в доме Кабановых являются, в сущности, полным попранием сутипатриархальной морали. Дети охотно выражают свою покорность, выслушиваютнаставления, нисколько не придавая им значения, и потихоньку нарушают все этизаповеди и наказы. «А, по-моему, делай что хочешь. Только бы шито да крытобыло», — говорит Варя
МужКатерины в перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и онем сказано: «ее сын». Таково, действительно, положение Тихона в городеКалинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара,Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Тихон по-своему знаменуетконец патриархального уклада.
МолодежьКалинова уже не хочет придерживаться старинных порядков в быту. Однако Тихону,Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и, в отличие от центральных героиньпьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейскихкомпромиссов. Конечно, им тяжек гнет старших, но они научились обходить его,каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старшихи власть обычаев, они постоянно идут против них. Но именно на фоне ихбессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокойвыглядит Катерина.
Тихонни в коей мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: бытьвластелином и в то же время опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек,он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихонлюбит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любитьмуж, и чувство к нему Катерины нетакое, какое она должна питать к нему по еесобственным представлениям.
ДляТихона вырваться из-под опеки матери на волю – значит удариться в загул,запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волейжить!» — отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженныйпопреками матери, Тихон готов сорвать свою досаду на Катерине, и толькозаступничество за нее сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить вгостях, прекращает сцену.
ЕслиКатерина чувствует по-новому, не по-калиновски, но не отдает себе в этомотчета, лишена рационалистического понимания исчерпанности и обреченноститрадиционных отношений и форм быта, то Кабаниха, напротив, чувствует еще вполнепо-старому, но ясно видит, что ее мир гибнет. Конечно, это осознание облекаетсяво вполне «калиновские», средневековые формы простонародного философствования,преимущественно в апокалипсические ожидания. Ее диалог с Феклушей не простокомический момент, а очень важный комментарий к общей позиции Кабанихи в пьесе,В связи с этим, казалось бы, второстепенный персонаж, странница Феклуша,обретает очень большое значение.
Феклушане участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значениеэтого образа в пьесе весьма существенно. Она важнейший персонаж дляхарактеристики среды, для создания образа Калинова.
Глаша,неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств,простодушно верит, однако, рассказам Феклуши о странах, где люди с песьимиголовами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собойзамкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще болееусиливается, когда Феклуша рассказывает Кабановой о Москве и железной дороге.Разговор начинается с утверждения Феклуши, что настают «последние времена».Примета этого – повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. ПаровозФеклуша называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «…другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной иназывают, а я вижу, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Нуи стон, которые люди хорошей жизни, так слышат».
Наконец,она сообщает, что и «время в умаление приходит» и за наши грехи «все короче икороче делается». Апокалипсические рассуждения странницы сочувственно слушаетКабанова, из реплики которой, завершающей сцену, становится ясно, что онаосознает надвигающуюся гибель своего мира.
УКабанихи (и в этом они с Катериной похожи) нет никаких сомнений в моральнойправоте отношений патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости тоженет. Напротив, она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей этого«правильного» миропорядка, и ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придаеттрагизм ее фигуре.
Подпером Островского социально-бытовая драма из жизни купеческого сословияпереросла в трагедию. Через любовно-бытовую коллизию был показан эпохальныйперелом, происходящий в простонародном сознании. Просыпающееся чувство личностии новое отношение к миру, оказались в непримиримом противоречии с реальным,состоянием современного Островскому патриархального уклада.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/