«Слово..» — величайший памятникдревнерусской литературы.
Великиепроизведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самойсуровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошлооколо 8 веков со времени рождения гениальной поэмы «Слово о полкуИгореве». Но она и сейчас близка русским людям. Честь первооткрывателя«Слова» принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину.
«Слово»было найдено в 18 веке в одном из старых монастырей. В 18 веке«Слово» было переведено некачественно. Оригинал сгорел в войну 1812года в Москве, остался один Екатерининский список. «Слово»рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах12 века в связи с участившимися половецкими набегами на Русь князья сталидоговариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.В начале80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины,могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Игорь в этомпоходе не участвовал, так как был болен, и совершил свой поход через год (1185г.).
Князьпошел на половцев ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромилиИгореву дружину и взяли Игоря в плен. Игорь, по существу, сам «отворилворота» кочевникам на Русь.«Слово» состоит из вступления, трехчастей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесьпоэт), который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель«Слова» стремится рассказать людям суровую правду.
Перваячасть «Слова» — рассказ о походе Игоря. Вторая часть«Слова» переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав,умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своихмладших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили:«Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю самиподелим». Великое горе принес их необдуманный поход. Святослав обращаетсяко всем русским князьям, призывая к объединению.Третья часть «Слова»рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучимсилам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю.
Будтоуслышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев ккнязю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князейобъединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание «Слова».Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский — смелый,неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Это благородный человек.
Воинскаячесть и чувство привязанности не позволяют ему оставить в беде милого братаВсеволода. Выручая его, Игорь попадает в плен.Его отважный брат Всеволод,сражающийся, как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и обогатстве, и о жене-красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя авторвосхищается подвигами Игоря и Всеволода, он осуждает их за легкомыслие и жаждуславы. Но он и сочувствует Игорю, который нужен отечеству. «Тяжко тебе,голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и русской земле безИгоря».
Вотпочему поэма заканчивается провозглашением славы Игорю, понявшему и тяжелопережившему свою роковую ошибку.Безупречен положительный герой«Слова» — киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В егоуста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обидыдолжны быть забыты, все русские силы должны быть объединены для борьбы сврагом.Обаятельна жена Игоря — Ярославна. В ее плаче, напоминающем лирическуюнародную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чья мирная жизнь, счастьеи любовь нарушились ужасами войны.
Большаяроль в поэме отводится собирательному образу дружины. Храбрая дружина сражаетсяс половцами до последнего человека. Называя дружину «русскимзолотом», автор укоряет Игоря за то, что он погубил это«богатство».Есть в поэме еще один образ. Это величественный образРуси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города исела. Все произведение проникнуто идеей государственного единства русскойземли. Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в «Слове»,соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной емукнижной литературы с образными средствами устной народной поэзии. Как считалКарл Маркс, «Слово» представляет для нас величайшую ценность какживое свидетельство великого развития древнерусской культуры.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/