Пожар” Валентина Распутина
ПЛАН:
1. Краткие сведения о творчествеписателя;
2. История создания произведения;
3. Идейный замысел, проблемыпроизведения;
4. Краткое содержание произведения;
5. Характеристики главных героев;
6. Художественные особенностипроизведения;
7. Оценка произведения критикой;
8. Моё мнение;
9. Список литературы.
1. Краткие сведения о творчестве писателя
РодилсяВалентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда.Природа, ставшая близкой в детстве, оживёт и заговорит в книгах. В большойавтобиографическом очерке одной поездки “Вниз и вверх по течению”,опубликованном в 1972 году, Распутин опишет своё детство, большое вниманиеуделяя именно природе, общению с односельчанами – тому, что считает определяющимпри формировании души ребёнка и его характера. Первые публикации материаловВалентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы вуниверситете, хотя само по себе занятие журналистикой, перешедшее затем всамостоятельное литературное творчество, сам писатель не считалпредопределённым. Когда однажды он оказался без денег, ему предложилипоработать, не порывая с учебой, в газете “Советская молодёжь”. Тридцатогомарта 1957 года на её страницах появился первый материал Распутина. Журналистикаувлекла его. В альманахе “Ангара” стали появляться его очерки. В 1966 годуВосточно-Сибирским книжным издательством была выпущена книга “Край возле самогонеба”. В том же году в Красноярске выходит и книга очерк “Костровые новыхгородов”. Сотрудничал в газете “Красноярский комсомолец”, писал статьи остроительстве железной дороги Абакан – Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался “Я забыл спросить уЛешки...”. Он был опубликован в 1961 году в альманахе “Ангара”.
Весной1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно иззамечательных произведений Валентина Распутина “Василий и Василиса”. Рассказэтот впервые появился в еженедельнике “Литературная Россия” в самом начале 1967года. С этого рассказа начинается новый период в творчестве ВалентинаРаспутина. Он стал самостоятельным писателем, прозаиком – со своим стилем,своим взглядом на мир. Летом того же года появляется повесть “Деньги дляМарии”. Она была опубликована в альманахе “Ангара”, через месяц в журнале“Сибирские огни”, а в следующем году вышла отдельной книгой в столичномиздательстве “Молодая гвардия”. Затем, когда появятся “Последний срок”, “Живи ипони”, “Прощание с Матёрой”, “Пожар”, первая повесть словно бы растворится всвете славы “младших сестёр” и в спорах, возникших вокруг них.
Повесть“Последний срок”, над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году,впервые была опубликована в журнале “Наш современник”, в номерах 7, 8 за 1970год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественнойсловесности – в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, — но исообщала новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу“Последний срок” поставили во МХАТе и Болгарии.
Повесть“Живи и помни” впервые была опубликована в номерах 10, 11 журнала “Нашсовременник” за 1974 год. В 1977 году Валентин Распутин удостоен за неёГосударственной премии СССР. Спустя ровно два года, в октябре – ноябре 1976-го,наряду с поистине триумфальным шествием повести “Живи и помни” сталоприобретать широкую известность новое произведение Распутина – повесть“Прощание с Матёрой”.
2.История создания произведения
Ассоциации,вызванные последней по времени повестью Валентина Распутина “Пожар”, впервыеопубликованной в журнале “Наш современник”, №7 за 1985 год, не случайно уводят к более раннему произведению — “Прощанию с Матёрой”. Автор и сам подчеркиваетэту преемственность: в “Пожаре” мы встречаем наживающуюся на беде КлавкуСтригунову – она и на Матёре была такой же, и первой бежала с острова; почтинемой, наделённый богатырской силой дядя Миша Хампо удивительно напоминаетстарого Богодула; да и сама Сосновка, в которой происходит действие, — тотсамый новый посёлок, в который переезжали жители Матёры. Словно спустя десятьлет писатель решил посмотреть: что же сталось с героями былой его повести,каковы они, как повлиял на них перемена условий жизни, рода занятий, окружения.
Пустьоб этом скажет сам Валентин Распутин, тем более что вопрос, в своё времязаданный ему, так и звучал: “Как создавалась эта повесть? Как вы нашли своегогероя – Ивана Петровича?”
“Здесьпрежде всего надо вспомнить повесть «Прощание с Матёрой», — отвечаетписатель. – Я сам из «утопленников» – так у нас на Ангаре называлисьте, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду… Не миновалаэтой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матёре, пришлосьпереселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были –рубить лес… С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов –все тревожней за человека… Как нашел героя повести? Его и искать не пришлось,это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то, в рассказе «Уроки французского», я упоминал его, — там это шофёр, как оно и былов действительности… И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не вмоём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском”.
3.Идейный замысел, проблемы произведения
Сюжетповести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Кто эти люди, какони ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок?Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, что с ним происходит, — аэто не может не волновать и всех нас. Ведь с человеком что-то творится, еслидуша его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, икто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшейдымом пожара Сосновкой, требуя ответа.
ИванПетрович услышал крики: “Пожар! Склады горят!” И не случайно почудилось шофёру,“будто крики идут из него”, — душа тоже горела. Так и пройдут они через всюповесть – два пожара, связанные один с другим внутренней логикой.
Почемумы такие? – задаётся вопросом писатель. — Почему человек, имеющий высокийпотенциал, думающий не только о себе, но и о людях, о будущем, стал мешать? Водиннадцатой главе, почти композиционном центре повести, Распутин, словносоединившись с героем, высказывает всё, что наболело, что не даёт покоя и чемуон посвятил многие публицистические статьи. Эти размышления героя о душе,совести и правде, этот апогей его внутреннего пожара и есть та нравственнаяпризма, сквозь которую мы более оголенно видим происходящее в Сосновке, и с Егоровым.
Вфинальной главе повести, где мы видим героя наедине с природой, отчётливозвучит мысль, что “никакая земля не бывает безродной”, что это зависит отчеловека, от того, каков он. Всё дальше и дальше уходя из охваченногопослепожарной суетой и возбужденностью поселка, наблюдая гору, лес, залив,небо, Егоров чувствует, как “легко, освобождённо и ровно шагается ему, будтовынесло его, наконец, на верную дорогу”. Вернётся ли он? Уйдёт ли навсегда изСосновки?
Этимивопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт самажизнь. Кроме нас, никто на него не ответит. Время идёт, земля ждёт, её судприближается.
4.Краткое содержание произведения
УсталыйИван Петрович возвращался домой. Ещё ни когда он так не уставал. “И с чего такустал? Не надрывался сегодня, обошлось даже без нервотрёпки, без крика. Простокрай открылся, край – дальше некуда”. Добрался, наконец, до дому, и вдруг онуслышал крики: “Пожар! Склады горят!”. Сначала Иван Петрович не увидел огня, нопотом он увидел, что горят складские постройки. Столь серьёзного пожара, с техпор как стоит посёлок, ещё не бывало.
Складыбыли построены так, и загорелось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть безостатка. Склады расходились на стороны: продовольственные и промышленные. В продовольственныйкрай огонь пошёл по крыше, но самое пекло было в промышленном краю.
КогдаИван Петрович шёл по двору складов, только в двух местах начали сколачиватьсягруппы: одна скатывала с подтоварника мотоциклы, вторая разбирала крышу – чтобыпрервать огонь. Иван Петрович полез на крышу, там командовал Афоня Бронников.Он поставил Ивана Петровича на край, выходящий на двор, и тот принялся отдиратьдоски. Вернулся посланный за ломом парень и принёс вместо лома новость:выкатили обгоревший мотоцикл “Урал”.
Выбивпоследнюю тесину Иван Петрович огляделся. По двору ошалело носились ребятишки,у промтоварных складов метались и вскрикивали фигуры. Но набегало уже иначальство. Пришли начальник участка, главный инженер леспромхоза. Сбежалсявесь посёлок, но не нашлось пока никого, кто сумел бы организовать его в однуразумную силу, способную остановить огонь.
ИванПетрович спрыгнул вниз и побежал к тому месту, где только что видел начальникаучастка Бориса Тимофеича. Он отыскал его по крику в толпе у продовольственногосклада. Борис Тимофеич просил Вялю-кладовщицу открыть двери склада. Она несогласилась, и тогда он крикнул архаровцам, чтоб ломали двери. И они судовольствием принялись ломать. Иван Петрович предложил начальнику участкапоставить в воротах дядю Мишу Хампо, чтоб тот охранял. Так Борис Тимофеич исделал.
НаИвана Петровича нахлынули воспоминания о старой деревне Егоровке. Из своейдеревни он выезжал на долго только однажды – в войну. Два года воевал, и годещё после победы держал оборону Германии. Осенью 46-го воротился домой. И неузнал своей деревни, она показалась ему невзрачной и обделённой. Здесь всёоставалось и словно навсегда остановилось, без перемен. Вскоре в соседнейдеревне встретил Алёну. Когда колхоз получил новую машину, оказалось, что занеё сажать некого кроме него. Он стал работать. Вскоре в тяжёлой и долгойнемочи слегла мать. Его младший брат уехал на стройку и с больших денег спился.Иван Петрович остался в Егоровке. Когда Егоровку затопило, всех её жителейсвезли в новый посёлок, в который привезли ещё шесть таких же, как Егоровка.Здесь сразу утвердился леспромхоз, назвали его Сосновкой.
КогдаИван Петрович заскочил в крайний продовольственный склад, там полыхало вовсю.Над щелястым потолком гудело страшно; несколько потолочных плах возле стенысорвало, и в проём рвался огонь. Иван Петрович не бывал внутри складов, онпоразился изобилию всего: на полу немалой горой были навалены пельмени, рядомвалялись колбасные круги, в тяжёлых кубах стояло масло, там же в ящиках стоялакрасная рыба. Куда же это всё уходило подумал Иван Петрович. Запахиваясьтелогрейкой и приплясывая от жара, Иван Петрович выбрасывал к двери кругиколбасы. Там, во дворе, кто-то подхватывал их и куда-то относил.
Жарстановился всё нестерпимей. Никто, похоже, больше не тушил – отступились, атолько вытаскивали, что ещё можно было вынести. Иван Петрович подумал, складыне спасти, но магазин отстоять можно. Вдруг Иван Петрович увидел, БорисаТимофеича, который ругался с архаровцем. Но он помешал этой потасовке.
Как-тораз Иван Петрович разговаривал с Борисом Тимофеевичем. Борис Тимофеевичзаговорил о плане и тут Иван Петрович взорвался: “План, говоришь? План?! Далучше б мы без него жили!.. Лучше б мы другой план завели – не на одни толькокубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно...” БорисТимофеевич с ним не согласился. Но Иван Петрович был устроен по-другому, подежедневным давлением в нём словно бы сжималась какая-то пружина и доходила дотакой упругости, что выдерживать её становилась невмоготу. И Иван Петровичподнимался и, страшно нервничая и ненавидя себя, начинал говорить, понимая, чтонапрасно.
Изпервого продовольственного склада огонь вытеснили полностью. Перешли во второй.Когда Иван Петрович в первый раз заскочил сюда, тут уже было накалёно и дымно,но всё-таки без огня сносно. Здесь было людно. По цепочке передавались ящики сводкой. Откуда-то доносились крики Вали-кладовщицы, умоляющей вынестирастительное масло. Оно стояло в железной бочке, Иван Петрович с трудом повалилеё, но выкатить не смог. Тогда он выхватил кого-то из цепочки, и они вместевыкатили бочку. Иван Петрович возвратился за второй бочкой, но его напарниквернулся в цепочку. Пытаясь отыскать его он заметил, что по цепи передаются нетолько ящики, но и раскупоренные бутылки. И опять Иван Петрович уронил бочку смаслом, кто-то помог ему, но когда выкатили, оказалось, что бочка была безпробки, а в склад уходил извивающийся след масла. Афоня Бронников сказал ИвануПетровичу, что нужно спасать муку. За третьим складом в низкой постройкедержали муку и сахар. Мука была свалена в бесформенную кучу. Иван Петровичвзвалил на себя первый попавшийся мешок и вынес его. Свалил, вместе с СашкойДевятым, связь забора и положили по откосу на дорогу, получился мост. Затемоторвали ещё одну и положили рядом. Иван Петрович решил найти Алёну.
ИванПетрович вспоминает, как справляли два года назад тридцатилетие совместнойжизни. Взяли отпуск и поехали по своим детям. Старшая дочь жила в Иркутске, оналежала в больнице и они долго там не задержались. Сын Борис жил в Хабаровске,женился. Борис с невесткой просили переезжать к ним. А когда вернулись,продолжали работать и жить. В последнем году стало совсем невмочь – с тех поркак утвердилась новая бригада архаровцев. А когда они палисадник перед избойразворотили, тогда Иван Петрович написал заявление об увольнении. Спасение былоодно: уехать.
Теперьтолько таскай и таскай. Иван Петрович стягивал мешок и уносил его. Поначалу,выносивших муку было человек десять. Но потом их стало четверо: Афоня, Савелий,Иван Петрович, да кокой-то полузнакомый парень. Потом подстроился БорисТимофеич. Иван Петрович решил брать поочерёдно: раз мука, раз крупа. Когда силне осталось он остановился у постройки. Это была баня Савелия, в неё он таскалмешки с мукой, ещё он увидел старуху, которая подбирала со двора бутылки – иуж, конечно не пустые. На середине двора Иван Петрович увидел Мишу Хампо. Онбыл парализован с детства и плетью таскал правую руку. “Хампо-о! Хампо-о-о!”единственное, что он мог сказать. Миша Хампо жил один. Жену свою похоронилдавно, племянник уехал на Север. Силы он был могучей и одной левой привыкделать всё, что угодно. Хампо был прирождённый сторож.
Всёчаще и дотошней, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надочеловеку, чтобы жить спокойно? И он решил: достаток, работа и нужно быть дома.Афоня уговаривает Ивана Петровича остаться, но он его не слушает
Выбрасывалимешки за дверь, а Иван Петрович оттаскивал их к забору. Кто-то пьяным голосомпозвал его, но он не откликнулся. Всё чаще стали задерживаться мужики – чтобхватануть воздуха. Иван Петрович стоял ни рук, ни ног не чувствуя.
Успеливсё из последнего склада вытащить. Дядя Миша увидел, как двое играли в мяч изцветных тряпок. И только он это увидел, как на него обрушился удар, это былСоня. Его били несколько архаровцев. Когда Иван Петрович увидел, что на снегу вобнимку лежат Соня и Хампо, они оба были уже мёртвы, а в пяти метрах валяласьколотушка.
Воротившисьс пожара, Иван Петрович даже не прилёг. Он посидел, посмотрел в окно, как несётс берега дым. На следующий день Иван Петрович ушёл из посёлка.
Иему казалось, что он вступает в одиночество. И что молчит, не то встречая, нето провожая его, земля.
5. Характеристики главных героев
Центральныйперсонаж повести – шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назватьсаму действительность: и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка, ибестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку, и самогоЕгорова как неотъемлемую часть этого посёлка, этой земли – тоже страдающего,сомневающегося, ищущего ответ.
Онустал от неверия, он понял вдруг, что ничего не сможет изменить: видит,чтовсе идётне так, что рушатся основы, и не может спасти,поддержать. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как приехал Егоров сюда, вСосновку, из родной своей затопленной Егоровки которую вспоминает теперькаждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развивалосьпьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно чужими другдругу, озлобились. Пытался Иван Петрович противостоять этому – сам едва жизнине лишился. И вот подал заявление об уходе с работы, решил уехать из этих мест,чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы.
Огоньмог перекинуться на избы и выжечь посёлок; об этом в первую очередь подумалЕгоров, бросившись к складам. Но в других головах были и другие мысли. Скажикто о них Ивану Петровичу полтора десятка лет назад – не поверил бы. Неуложилось бы в его сознании, что люди на беде могут нажиться, не боясь потерятьсебя, своё лицо. Он и сейчас не хотел в это верить. Но уже – мог. Потому чтовсё к этому шло. Сама Сосновка, ничем уже не похожая на старую Егоровку,располагала к тому.
Продовольственныйсклад горел вовсю, “сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, поканикого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твёрдую силу, способнуюостановить огонь”. Словно бы и впрямь совсем никому ничего не надо. ИванПетрович, да его приятель ещё по Егоровке Афоня Бронников, да тракторист СемёнКольцов – вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные – как бы тушить, абольше помогали именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом своеудовольствие и свою корысть.
Внутренний,никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, которыйуничтожает склады. Одежду, продукты, драгоценности, прочие товары можно затемвосполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнутвновь плодоносить с такой же щедростью выжженные поля былой доброты исправедливости.
ИванПетрович чувствует в себе страшное разорение потому, что не смог реализоватьданную ему созидательную энергию, — в ней, вопреки логике, не было потребности,она наталкивалась на глухую стену, оказывавшуюся её принимать. Поэтому иодолевает его разрушительный раздор с самим собой, что душа возжаждалаопределённости, а он не смог ей ответить, что для него теперь – правда, что –совесть, ибо и сам он, помимо своей воли выдернутый, вырванный с корнем измикромира Егоровки.
ПокаИван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы первымделом набросились на водку. Кто-то пробежал в новых валенках, взятых на складе,кто-то натягивал на себя новую одежду; Клавка Стригунова ворует драгоценности.
“Чтож это делается-то, Иван?! Что делается?! Всё тащат!” – в испуге восклицает женаЕгорова, Алёна, не понимающая, как вместе с пожаром могут дотла сгорать и такиечеловеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б толькоархаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но ведь и свои, сосновские,тоже: “Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбиралавыброшенные со двора бутылки – и, уж конечно не пустые”; однорукий Савелийтаскал мешки с мукой прямиком в собственную баню.
Что ж это делается? Мы почему такие-то? — вслед за Алёной мог бы воскликнуть,если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Он словно перешёл в “Пожар” из “Прощанияс Матёрой”, — там его звали Богодулом. Не зря автор подчёркивает это, называястарика “духом егоровским”. Он так же, как и Богодул, почти не говорил, был также бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирождённым сторожем – непотому, что любил работу, а просто “так он выкроился, такой из сотни сотенуставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь”. Увы, дажедяде Мише, который как самую большую беду воспринимал воровство, пришлосьсмириться: сторожил он один, а тащили почти все. В поединке с архаровцами дядяМиша удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой.
Алёна,жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этойженщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность.Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботео близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющейо чём-то высоком, — она не говорит, а делает, и так получается, что малое её,привычное дело всё же значимей самых красивых речей.
ОбразАлёны – один из второстепенных образов “Пожара”, и это действительно так,особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины –главные героини (Анна в “Прощании с Матёрой”, Настёна в “Живи и помни”). Но и в“Пожаре” героине отводится целая глава, содержащая своего рода мини-сводфилософских воззрений прозаика на предмет исследования.
6. Художественные особенности произведения
В “Пожаре” ландшафтне играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотяи здесь чувствуется стремление писателя ввести его в мир героев, а героевпоказать через природу. Но в том-то и дело, что природа на глазах исчезает:леса вырубаются под корень, — и в душах героев происходит такое же опустошение.
Эта повесть, какникакая другая у Распутина, публицистична, и это объяснимо тревогой писателя нетолько за судьбу природных богатств Сибири, но и, прежде всего, за судьбучеловека, здесь живущего, утрачивающего свой корни. Валентин Распутин говорит о“Пожаре” так: “Повесть по размеру небольшая, а вместить хотелось много… Но яне считал себя вправе растягивать повествование, его должно было хватить настолько, сколько горя склады. Для меня это имеет значение – соотносимостьдлительности рассказа с длительностью события”. Тем самым писатель признаётследование определённым законам именно публицистических жанров. Но формальный подходв данном случае ничего не даёт, ибо перед нами прежде всего художественнозавершённое произведение, и лишь потом – с элементами публицистичности, в своюочередь продиктованной временем, авторской болью, которая должна быланемедленно, именно в то время, вылиться в предупреждение, предостережение.
В “Пожаре” Распутинвпервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения, придавая им темособое внимание. В это же время тема современной семьи, воспитания детей,ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Однакоуже самим фактом единственности Алёны как положительного женского образа вповести Распутин говорит о затухании в современных хранительницах очага женскихначал, без которых жизнь теряет гармонию, в душе убывает крепость.
Крепкая связь,теснейшее переплетение биографии и творчества, конкретных реалий ихудожественных образов. Это характерно для Распутина, точно так же как и то,что художественная ткань, настолько плотна, ситуация настолько драматична ипсихологична, что кажется – возьми он просто факт из жизни, всё было бытусклее.
Распутин от главы кглаве будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного пожара (вдуше Егорова) на другой (на складах) и до последней страницы, до завершающейстроки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо всё важно.
7. Оценка произведения критикой
Ко времени появления“Пожара” в печати разве только “Печальный детектив” Виктора Астафьева изсовременных произведений вызвал такую лавину статей, споров, дискуссий, обсуждений.Причина такой заинтересованности кроется, прежде всего, в том, что Распутинодним из первых поднял именно в художественном произведении поднялсовременнейшие, архиважные проблемы, на которые много лет подряд в порыверозового оптимизма закрывали глаза.
8. Моё мнение
По моему мнению,Валентин Распутин написал нужное произведение. Оно показывает, что люди посвоей натуре двулики. В обычной жизни они ведут себя нормально, но как толькоподворачивается случай, они открываются всем. И под час то, что открывается, невсегда является хорошим. В своём произведении Распутин показал жителей Сосновкив экстремальной ситуации, и они показывают свою сущность. Кто-то пытаетсячто-то сделать, а кто-то пытается обогатиться. Даже те, за кем раньше такого неводилось, тащили всё, что могли унести. Распутин попытался раскрыть сущностьчеловека и мне кажется, что это ему удалось.
9. Список литературы
1. Панкеев И.А. Валентин Распутин: Постаницам произведений. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с., 16 л. ил.
2. Распутин В.Г. Век живи – веклюби. Повести. Рассказы. – М.: Известия, 1985. – 576 с., ил.