Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького "На дне"

«Проблема гуманизма в пьесе А. М.Горького „На дне“
Примерный текст сочинения
Заметнымявлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького „Надне“. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление назрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей,достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлениемЧеловека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сихпор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на „дно“жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда былинизвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом противсоциальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом ксправедливой и спокойной жизни. „Свобода во что бы то ни стало — вот еедуховная сущность“, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский,поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачныйбыт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла.Судьба обитателей „дна“ — грозный обвинительный акт противнесправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем напещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестаетбыть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкоесуществование. Обитатели „дна“ выброшены из нормальной жизни в силуволчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если онспоткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередкои физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомститьнегодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая иопределила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставивмастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороныпредставителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке,вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживаюттого, чтобы общество выбросило их на „дно“ жизни, не оказав никакойподдержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопамсвоего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща,не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться сжизненного „дна“.
Обратившиськ изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблемусовременности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей»дна"? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — чтолучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет лидля обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительнойлжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука.Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям,бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне онобещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу сНаташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актерурассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, нообязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение кпрежней жизни.
ПозицияЛуки — идея сострадания к человеку, идея «возвышенного обмана, которыйпозволяет человеку нести бремя „низких истин“, встречающихся на еготернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, онговорит: »… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка, правда-то, может,обух для тебя". Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука неверит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть этуземлю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если онаспособна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думаето последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защититьчеловека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы,жалки, нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему,ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».
Такимобразом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лукаперекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точказрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в устаСатина: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна…Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, ктонезависим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Гуманизм Луки основан напассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрывмежду мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этогоразрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакойлечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство. Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тотза убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Лукитолько ухудшает положение отверженных.
ЛожьЛуки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил дляборьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых исуществуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергаетфилософию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев»,«Правда — бог свободного человека». Он верит в человека, в егоспособность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. «Человек — вотправда», — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен кчеловеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей.Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искатьподдержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни.Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомныхбродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе икрасоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека!Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век!Это великолепно! Это звучит… гордо!»
Человексам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способенпреодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира,свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные,очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное пониманиесвоих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и статьдействительно свободным и счастливым человеком.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.