""
(по роману Н.Г. Чернышевского «Чтоделать?»)
РоманЧернышевского “Что делать?” запечатлел в своих идейно-смысловых проблемах,жанровой сложности и разнообразии структур многорусловое историческое движениерусской жизни и литературы в 50-е годы XIX столетия.
“Чтоделать?” — роман о “новых людях”. Чернышевский “знает не только то, как думаюти рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают другдруга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятсяк тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всехлюдей и доверчиво протягивать руку каждому”.
“Новыелюди, — по мнению Писарева, — утописты-социалисты”. Его социализм былутопическим, но он правильно указал на эту их особенность. В романеЧернышевский показал образы “новых людей” — Лопухова и Кирсанова. Жизнь наначалах коллективизма, по правилу “разумного эгоизма” (делай так, чтобы идругим было хорошо — одинакового счастья нет) — вот та первая ступень ксоциалистическому обществу, на которой твердо стоят Лопухов и Кирсанов. Отличиелюдей эпохи революционной ситуации от их предшественников Чернышевский видел вактивном участии в серьезной деятельности. Ясно, почему в их характеристикепоявились два новых слова: “сильные” и “умеющие”. Они указывают на их отличиеот предшественников. То были “добрые” и “честные”, эти стали к тому же“сильными” и “умеющими”. Они считают, что все создается трудом. Для нихбездельники морально неприемлемы.
Сисключительным уважением они относятся к женщине, считая ее другом в, борьбе засчастье. Они предоставляют ей полную свободу в жизни, в выборе друга. Любовьдля них — возвышенное чувство, свободное от эгоизма, от себялюбия. Вере Павловнелюбовь к Кирсанову помогает расти духовно, она говорит, что любовь состоит втом, чтобы помогать возвышению и возвышаться.
Кирсановверит в прочность дружбы, он говорит Лопухову, что отдал бы в его руки своюголову без раздумья. Лопухов, в свою очередь, “уходит со сцены, чтобы не бытьна пути у счастья” Кирсанова, и чувствует при этом, что поступает какблагородный человек. Сам Чернышевский считал положительным только того, ктолюбил других и заботился об их счастье. Лопухов и Кирсанов — революционеры-демократы.Это лучшие представители передовых людей. Они просвещают народные массы,способствуют развитию и повышению революционного сознания народа.
Мнеочень близка та “честность сердца”, “порядочность” новых людей, на которуюориентировался автор. Она не была придумана, она реально существовала — этобыла кристальная нравственность революционной демократии. Для меня важно умениечеловека оценить свои поступки и суметь выслушать критику со стороны других.Такие качества присущи новым людям, так как они знают, что это необходимо дляблага других. Герои Чернышевского страстно защищают свое право на самоуважение,что очень важно. Никто не может выбрать человеку жизнь, он ее делает сам. Этозвучит как закон. Но чтобы его понять, надо ставить перед собой цели и задачи.Для новых людей цель жизни — служение людям. Я думаю, что благороднее цели нет.Именно поэтому так дороги и близки мне новые люди.
Такиелюди были и будут “двигателями двигателей”, “солью соли земной”. Без такихлюдей невозможна жизнь. Ведь она должна меняться, преображаться из года в год.В наши дни тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены вжизнь. И в этом отношении роман Чернышевского “Что делать?” ценен длясовременного читателя. Он помогает вызвать подъем в душе человека, стремление кборьбе на благо общества. Я уверена, что суть романа будет всегда современна инеобходима для общества.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/